Инициатива пересмотра Конституции, внесения в нее изменений может исходить:
- от Президента РФ
- Правительства РФ
- Совет Федерации
- Гос. Дума
- Законодательных (представительных) органов субъектов РФ
- Группа, численностью не менее 1\5 депутатов ГД или членов Совета Федерации.
Существуют следующие способы изменения Конституции РФ:
- Федеральным собранием – могут быть внесены изменения в Конституцию, кроме глав 1,2,и 9, - путем:
. принятия поправки не менее чем 2\3 голосов общего числа депутатов ГД и не менее чем 3\4 голосов от общего числа членов Совета Федерации
. при условии, если данную поправку ратифицируют не менее чем 2\3 законодательных (представительных) органов субъектов РФ
- главы 1,2,и 9 «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» только путем пересмотра всей Конституции. В этом случае по решению не менее 3\5 от общего числа депутатов Государственной Думы и Совета Федерации созывается Конституционное собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который:
|
|
. принимается 2\3 голосов от общего числа участников Конституционного Собрания
. или выносится на всенародное голосование
- При изменении названия субъекта РФ новое название данного субъекта включается в Конституцию (ст.65) без соблюдения вышеуказанной процедуры (указом Президента РФ)
- При изменении состава субъектов РФ (принятие в РФ нового субъекта, образование нового субъекта внутри РФ) соответствующее изменение Конституции (ст.65) производится путем принятия федерального конституционного закона.
К настоящему времени в ст.65 Конституции РФ внесено (в упрощенном порядке) только четыре поправки, касающиеся изменения названий субъектов РФ.
- Указом Президента РФ от 09.1.96 № 20 (изменены названия субъектов РФ: Республика Ингушетия вместо Ингушская Республика, Республика Северная Осетия – Алания вместо Республика Северная Осетия).
- Указом Президента РФ от 10.02.96 №173 (изменено название субъекта РФ: Республика Калмыкия вместо Республика Калмыкия- Хальмг Тангч)
- Указом Президента РФ от 09.06.2001 №679 (изменено название субъекта РФ: Чувашская Республика- Чувашия вместо Чувашская Республика- Чаваш Республики)
- Указом Президента РФ от 25.07.2003 №842 (изменено название субъекта РФ: Ханты- Мансийский автономный округ- Югра вместо Ханты- Мансийский автономный округ).
Федеральным конституционным законом «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми- Пермяцкого автономного округа» от 25.03.2004 № 1-ФКЗ предусмотрено создание нового субъекта РФ –Пермский край. Субъект считается образованным с 01.12.2005, после чего, на основании указанного Федерального конституционного закона, в текст Конституции будет внесено название нового субъекта (Пермский край), а названия соответствующих упраздненных субъектов (Пермская область и Коми- Пермяцкий автономный округ) из текста Конституции РФ будут удалены.
|
|
Нормы Конституции связаны основами конституционного строя и в действительности Конституция РФ может быть изменена только Конституционным Собранием путем принятия новой Конституции. 3/5 Фед. собрания-2/3 констит. Собрания-референдум (более половины голосовавших, пришло более половины всех).
Гл.3-8: проект-Гос.Дума-Совет Федерации-фкз 2/3субъект.в теч. Года-закон о поправках
Ст.65 – указ президента-фкз принимается
12. Охрана и защита Конституции. Толкование Конституции.
Охрана (защита) Конституции РФ
Важную роль играет прежде всего Президент РФ.
Ст.80 КРФ закрепляет, что Президент РФ явл. ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать КРФ – ст.82. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исп.власти субъектов РФ в случае противоречия их КРФ. Президент, СФ, ГД могут инициировать процедуру разрешения дел в КС РФ о соответствии Конституции нормативных актов.
КС РФ играет очень важную роль в охране КРФ. Он рассматривает дела о соответствии КРФ законов и других н.а. как федеральных органов гос.власти, так и органов власти субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; несоответствующий КРФ международный договор не подлежит введению в действие и применению на терр. РФ.
КРФ во многом сама является гарантией своей стабильности и охраняется посредством особого порядка внесения в нее изменений и дополнений, который предусмотрен гл. 9, ст 134-137 КРФ.