СКД - общественно-целесообразная, нравственно-мотивированная деятельность по созданию, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры
Субъектами СКД могут быть государственные и общественные институты, отдельные лица и социальные общности, проявляющие активность в различных сферах духовной жизни.
СКД создает систему, в процессе которой формируются нравственные убеждения, нравственные чувства, нравственные поступки, поведение человека. В условиях деятельности нравственная убежденность наиболее ярко проявляется в том, что не ощущая в свободное время факторы служебного или иного юридически зафиксированного контроля, люди с исключительным упорством и последовательностью трудятся над созданием новых духовных и материальных ценностей, отдают свой досуг благородному делу пропаганды искусства. Участие в социально - культурной деятельности стимулирует рост духовных запросов, тягу к знаниям. В этой деятельности человек вырабатывает высоко моральные и духовные качества.
|
|
· средства СКД – это духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды;
· методы СКД – это совокупность приемов и способов, направленных на решение конкретных просветительских, воспитательных и иных культуросозидающих задач;
· формы СКД – это стабильно применяемая совокупность средств и методов идейно – эмоционального воздействия, обеспечивающие осуществление социально – культурных процессов.
Принципы СКД – наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы.
Духовная жизнь современного российского общества интегрирует в себе:
- принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;
- принцип развития инициативы и самодеятельности;
- принцип комплексности использования культуросиозидающего потенциала природы и общества;
- принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;
- принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;
- принцип взаимовлияния и взаимодополняющего воздействия реализации адаптивно-нормативной, образовательно-развивающей, преобразовательно-чозидательной, эколого-охранительной, информационно-просветительной, интегративно-коммуникативной и рекреативно-игровой функции;
- принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознания, чувства и поведение людей; принцип эстетизации общественной жизни.