Специфика туристского бизнеса заключается в комплектации турпродукта из различных сервисов: транспорта, питания, размещения, консульских служб и т.п. Отсюда большое количество правовых и нормативных документов, регулирующих туристскую деятельность.
Все нормативно-правовые акты делятся на 3 группы (условное деление):
1. Междун. норм. акты. Принимаются мировым туристским сообществом (Всемир. туристская орг-ция). Для законодательства отдельных стран носят рекомендат. характер. Гаагская, Манильская Дек.по туризму
2. Общероссийское законодательство. Конст.РФ – свобода передвижения.
3. Отраслевое законодательство
Перечень основных документов нормативно-правовой базы туризма можно представить следующим образом:
— ГК РФ; договор, контракт; Налоговый кодекс, Таможенный.
— ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" от 24.11.96 № 132ФЗ; - отраслевой уровень.
— Закон "0 защите прав потребителей" в редакции ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О защите прав потребителей" и кодекс РСФСР "Об административных правонарушениях"» от 09.01.96 № 2ФЗ;
|
|
— Законы "0 стандартизации", "0 сертификации продукции и услуг" в редакции ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации "0 стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "0 сертификации продукции и услуг"» от 19.06.95 № 89-ФЗ;
— Постановление Правительства РФ "0 лицензировании международной туристической деятельности" от 12.12.95 № 1222;
— Постановление Правительства РФ "Правила предоставления гостиничных услуг в РФ" от 25.06.97 № 490;
— Постановление Госстандарта России от 14.10.94 №18 "Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц".
Организационная структура российского туризма представлена гос. органами управления туристс. отраслью (вертик. уровень), а также различными субъектами, осуществляющими туристскую деят.(горизонт. уровень).
Вертик. уровень (сфера управления) – осущ-ся на федеральном, регион. и муницип. уровнях. Минздравсоцразвития (реформа мая 2008г. – отмена трехуровневой системы, упразднены агентства). Вырабатывает туристс. политику, обеспечивают подготовку кадров, предложения по законодательству. Регион. уровень - везде разные (в СПб – до 2005 Комитет по туризму; Департамент по культуре при Инвестиционном комитете. Программа 555 – стратегия развития туризма «через 5 лет СПб пятый по привлекательности в мире на 5 млн. туристов» (с 2004г.).
Местный уровень – локальные задачи, местные маршруты.
Основными субъектами организации туристской деят. в РФ выступают:
= коммерч. сектор (преобладают: турфирмы, турбазы, инд. развлеч. и т.д.);
= обществ. сектор: общест. орг-ции (защита прав туристов, Росс. союз туриндустрии) и те стр-ры, кот. организуют самодеят. туризм (клубы, секции, кружки; для удовольст., не за деньги);
= гос. сектор - здравницы, базы, пионерлагеря.