Источники права – внешнее выражение права, формы закрепления уполномоченными на то органами соответствующих правил поведения.
Источники права Е.Союза – это внешние формы выражения его правовых норм. Система источников права Е.Союза включает три раздела:
· Источники первичного права (учредительные договоры);
· Источники вторичного права (нормативные акты; индивидуальные акты; рекомендательные акты; акты SUIGENERIS; нормативные договоры);
· Источники прецедентного права.
Источники вторичного права – акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров. Их круг неимоверно широк и разнообразен по форме и содержанию.выделяют следующие виды источников вторичного права Е.Союза:
· Нормативно-правовые акты (НПА);
· Индивидуальные акты;
· Рекомендательные акты;
· Акты особого рода;
· Нормативные договоры;
НПА – основные (регламенты, директивы и рамочные решения) и другие (ориентиры Евр. Центрального банка и правила процедуры (внутренние регламенты) институтов Евр. Союза).
|
|
· Регламенты – «законы» в материальном смысле. 3 свойства: нормативность, обязательность, возможность прямого применения; порождают права и обязанности государств-членов; выпускаются на 23 языках (языках всех стран-членов); публикуются в официальном журнале Евр. Союза и через 20 дней вступают в силу БЕЗ ратификации – инструмент унификации права; прямое нормотворчество – национальные законы поглощаются! Действуют наряду с внутренним законодательством гос-чл. Принимаются только по первой опоре.
· Директивы – «основы законодательства Евр. Союза» - обязательный для государств-членов нормативный акт, не имеющий прямого применения – ее нормы должны быть в определенный срок включены в нормы национального законодательства и должны быть созданы новые нормы - национальные законы оставляются, но редактируются (улучшать положения по сравнению с директивами можно, ухудшать – нет) – имплементация (трансформация) директивы. Формы и методы имплементации остаются на усмотрение гос-чл. Принимаются только по первой опоре. Наличие срока для имплементации в национальное законодательство коренным образом отличает директиву от м.д.
· Рамочное решение – обладает теми же юр. свойствами, что и директива. Отличия:
· Применяется только в сфере гармонизации уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права государств-членов;
· Принимается по третьей опоре (сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО));
· Ни при каких обстоятельствах не имеет прямого действия;
|
|
· Может быть инициировано не только Евр. Комиссией, но и любым государством-членом.
Индивидуальные акты – акты индивидуального характера выступают по всем трем опорам Е.Союза в одной форме – решение. Оно обязательно в полном объеме для тех субъектов, кому оно адресовано. Имеет прямое действие.
Рекомендательные акты – акты softlaw - не имеют общеобязательной силы. Их несоблюдение и неисполнение не влечет юридической ответственности, но влечет ответственность политическую. Эти нормы приходится соблюдать субъектам отношений, на которые они направлены.
Виды рекомендательных актов:
· По первой опоре – рекомендации, заключения;
· По второй опоре – заключения, общие стратегии, общие позиции, совместные акции;
· По третьей опоре – общие позиции.
Акты особого рода – акты suigeneris – все правовые формы, которые не обозначены в качестве таковых в договоре, но которые реально, на практике, используются институтами ЕС. Наиболее распространенный вид – резолюции Совета и Европейского парламента.
Нормативные договоры – международные договоры Е.Союза, конвенции между государствами-участниками, принятые под эгидой Сообществ или Союза, а также соглашения между институтами Евр. Союза (межинституциональные соглашения).
· Международные договоры ЕС бывают нескольких видов. Основная разновидность – м.д. Сообществ по первой опоре. Наиболее важные м.д. с третьими странами и м.организациями заключаются коллективно Сообществами и гос-чл. Иные соглашения, которые охватывают вопросы, отнесенные к исключительной компетенции ЕС и Евратома, заключаются самими Сообществами. Такие договоры обладают прямым действием на территории гос-чл. Существуют м.д., заключенные Союзом с третьими странами и м.организациями по второй и третьей опорам (только после амстердамского договора 1999).
· Конвенции между гос-чл, заключенные под эгидой Сообществ и Союза. 70-е, 80-е – в рамках Сообществ, 90-е - по третьей опоре. Из 10 конвенций по третьей опоре в силу вступили только 2 => неэффективно.
· Межинституциональные соглашения. Как правило, между тремя институтами – Парламентом, Советом и Комиссией.
· Договор о Конституции для Европы учреждает новую систему источников вторичного права. Акты вторичного права будут подразделяться на законодательные, незаконодательные и иные. Законодательные – европейские законы и европейские рамочные законы; незаконодательные – европейский регламент, европейское решение; иные – рекомендации и заключения.