Особенности устройства и принцип действия. Для смягчения ударов и рывков, передающихся от автосцепок на рамы кузовов вагонов, служат поглощающие аппараты Р-2П или Р-5П. Поглощающий аппарат Р-2П состоит из корпуса, нажимной плиты, девяти резинометаллических элементов и промежуточной плиты. Каждый резинометаллический элемент собран из двух стальных листов (мостов) толщиной 2 мм, ккоторыми привулканизированы вставки из специальной морозостойкой резины. Наружный контур вставок в сечении выполнен в форме параболы, что предотвращает выдавливание сжатой резины за пределы мостов.
Чтобы при сжатии поглощающего аппарата исключить относительное смещение резинометаллических элементов и их соприкосновение с кромкой корпуса, на днище корпуса, нажимной и промежуточной плитах, а также на стальных листах резинометаллических элементов имеются фиксирующие выступы и соответствующие углубления.
Усилие, воспринимаемое автосцепкой при сжатии вагонов, передается через ее хвостовик и нажимную плиту поглощающего аппарата на резинометаллические элементы. Элементы сжимаются и ослабляют удар в автосцепке, поглощая его энергию.
|
|
17.Назначение и устройство тягового двигателя.
Тяговый двигатель 1ДТ003
· Тяговый двигатель предназначен для преобразования электрической энергии в механическую в режиме тяги и механической энергии в электрическую при ЭДТ.
· ОСТОВ является частью магнитной системы электрической машины и служит для крепления главных и дополнительных полюсов, кронштейнов щёткодержателей и подшипниковых щитов.
· Остов изготавливается литьём из специальной стали с присадкой кремния (для улучшения магнитных свойств).
· У остова отлита горловина, через которую подаётся воздух для охлаждения, а также 3 люка для осмотра состояния коллектора и щёточного устройства.
· Люка закрываются крышками с резиновым уплотнением.
· С противоположной стороны имеются 5 отверстий для выхода нагретого воздуха.
· С боков имеются 2 горловины, которые закрываются подшипниковыми щитами с запрессованными наружными кольцами подшипников.
· Смазка подшипников – ЖРО (0,3- 0,4 кг).
· Внутри остова имеются специально обработанные поверхности для правильной установки главных и дополнительных полюсов.
· Головки болтов (3 шт.) крепящих полюса, заливают чёрным битумом.
· ГЛАВНЫЕ ПОЛЮСА служат для создания основного рабочего магнитного потока.
· Полюс состоит из сердечника и катушки.
· Сердечник набирается из отдельных стальных штампованных листов толщиной 2 мм.
· Листы покрыты лаком и спрессованы в пакет и стягиваются заклёпками.
|
|
· В наборный сердечник запрессован стальной стержень.
· Катушки главных полюсов выполнены двухслойными из медной ленты сечением 17-22 мм с намоткой плашмя.
· Катушка состоит из 52 витков, межвитковая изоляция стеклослюденитовая лента, а корпусная – стеклолента.
· Катушки пропитывают в эпоксидном компаунде, что образует монолитную конструкцию.
· Катушки прижимают к остову при помощи пружинных фланцев тремя болтами.
· Допускаемая температура: t°=180C°.
· ДОБАВОЧНЫЕ ПОЛЮСА служат для создания магнитного потока направленного навстречу магнитному потоку от реакции якоря (для без искровой работы щёток).
· Добавочный полюс состоит из сплошного литого сердечника прямоугольной формы, изготовленного из стального литья.
· Добавочный полюс крепят к остову тремя болтами.
· Между сердечником и остовом расположена немагнитная прокладка 5 мм (алюминий, латунь).
· Она уменьшает поток рассеивания добавочного полюса, что приводит к меньшему насыщению сердечника.
· Катушка намотана на ребро, как и у главного полюса, из шинной меди - 24 витка.
· Изоляция выполнена аналогично главному полюсу.
ЯКОРЬ служит для создания вращающего момента от обмотки якоря.
· Якорь имеет сердечник, обмотку, коллектор, нажимной конус, втулку коллектора (передняя нажимная шайба), обмоткодержатель (задняя нажимная шайба) и всё это устанавливают на втулку якоря, которая, в свою очередь, напрессована на вал.
· Втулка предназначена для смены вала без разборки якоря.
· Сердечник якоря набирают из штампованных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм, изолированных друг от друга тонким слоем лака, для уменьшения вихревых токов.
· Крайние листы для жёсткости сделаны толще (до 2 мм), в сердечнике имеются пазы (49) для укладки обмотки якоря, и отверстия, образующие вентиляционные каналы.
· В центре сердечника имеется паз под шпонку для посадки на втулку.
· Листы набирают на втулке после установки задней нажимной шайбы.
· Закончив напрессовку листов, напрессовывают втулку коллектора (переднюю нажимную шайбу).
· Нажимные шайбы являются опорами для лобовых частей обмотки якоря.
· Передняя шайба, кроме того, является корпусом коллектора, к которой специальными болтами крепят нажимной конус.
· Задняя шайба отлита вместе с вентилятором.
· Вал якоря с одного конца имеет конус 1/10 для насадки фланца муфты.
· Якорь вращается в подшипниках.
· КОЛЛЕКТОР служит для изменения направления тока в проводниках обмотки якоря, когда они перемещаются из-под одного полюса под другой.
· Этим достигается вращение якоря в одну сторону.
· Коллектор имеет арочную конструкцию.
· Коллекторные пластины - ламели клинообразного сечения в виде ласточкиного хвоста для удержания от центробежной силы, изготавливают из красной твёрдотянутой меди.
· Пластины изолируют миканитовой изоляцией.
· Зажаты они между втулкой коллектора и нажимным конусом, от которых они изолированы специальными манжетами, выполненными из стеклослюдопласта.
· Нажимной конус армирован стеклобандажной лентой для создания необходимой изолирующей поверхности между токоведущими и заземлёнными частями.
· На наружной стороне ламели имеется выступ (петушок) в прорези которого впаивают концы секций обмотки якоря.
· Наружная сторона служит рабочей поверхностью под щётку.
· Изоляционный миканит между пластинами углублён путём продорожки (1,2- 1,5 мм) чтобы не допускать явления, приводящего к искрению щёток, так как медные пластины мягче изоляционных прокладок.
· Собранный коллектор напрессован на втулке якоря.
· В местах соединения обмотки якоря с пластинами (лобовая часть) коллектор бандажируется стеклобандажной лентой.
|
|
· Коллектор имеет 343 пластины.
· ОБМОТКА ЯКОРЯ – петлевая (на УРТ-110 Б (ЭР-2) – волновая).
· Секции обмотки якоря расположены в пазах сердечника и состоят из 7 проводников изолированных друг от друга.
· В каждом пазу укладывается по две стороны секции, т.е. по 14 проводников.
· Межвитковая изоляция стеклолакоткань, намотанная в один слой в полуперекрышу, корпусная стеклослюденитовая лента.
· Обмотка удерживается в пазах текстолитовыми клиньями, а на лобовых частях – бандажами из стеклобандажной ленты.
· При петлевой (параллельной-пропускает больший ток) обмотке, параллельные ветви проходят отдельно под парами полюсов, а поэтому ЭДС индуктируемые в каждой параллельной ветви будут отличаться.
· Для выравнивания уложены уравнительные соединения, которые соединяются с отдельными коллекторными пластинами (т.е. в отдельные пластины впаиваются по три проводника), что способствует выравниванию тока в параллельных ветвях.
· В петлевой обмотке шаг по пазам будет 1\11, а по коллектору 1\2.
· В простой петлевой обмотке число параллельных ветвей и число щёткодержателей, равно числу главных полюсов.
· В простой волновой обмотке число параллельных ветвей не зависит от числа полюсов и всегда равно 2.
· Волновую обмотку часто называют последовательной.
· Межламельное напряжение определяется по формуле -
на ЭР-2Т
на ЭР2
ЩЁТКОДЕРАТЕЛИ И ИХ КРОНШТЕЙНЫ
· Кронштейн щеткодержателя служит для изоляции щеткодержателя от остова, а сам щеткодержатель служит для удержания щетки, через которую образуется подвижный контакт коллектора.
· Количество кронштейнов и щеткодержателей 4.
· Соединены они попарно: два "+", два "—".
· Щетки расположены со щеткодержателем по оси главного полюса.
· Кронштейн крепят к остову двумя болтами.
· Изготовлен он из пластмассы, армированной стальными резьбовыми втулками и гребенкой, служащей для сочленения кронштейна со щеткодержателем.
· Щеткодержатель отлит из латуни.
· Имеет обойму для постановки двух щеток, а также 2 прижимных пальца с двумя пружинами.
|
|
· От щетки к щеткодержателю подходит шунт, который шунтирует пружину, чтобы она при прохождении тока не нагревалась.
· Нажатие на щетку составляет 2,2-2,4 кг/с. К кронштейну при помощи наконечника крепят кабель Я1 или Я2.
ОХЛАЖДЕНИЕ ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
· Тяговый двигатель – само вентилируемая машина.
· Вместе с задней нажимной шайбой отлит вентилятор, который при вращении якоря выбрасывает воздух наружу через выходные отверстия в остове.
· Воздух для охлаждения поступает через жалюзи в камеры с сетками (фильтры), установленными на чердаке.
· В фильтрах он очищается от пыли и грязи, а также влаги, а затем поступает по патрубкам к "гармошкам".
· Внутри он проходит двумя путями:
- через вентиляционные отверстия в нажимном конусе, втулки коллектора, сердечника якоря и задней нажимной шайбы;
- по поверхностям коллектора, щеткодержателей, якоря и катушек полюсов.
СХЕМА ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
· Тяговый двигатель имеет сериесное возбуждение, то есть обмотка якоря соединена последовательно с обмоткой возбуждения, а поэтому можно было бы ограничиться двумя выводными концами.
· Однако двигатель имеет 4 вывода - дополнительно 2 вывода необходимы для реверсирования обмоток возбуждения.
· Я1, Я2 - выводы, между которыми помещаются обмотки якоря и добавочных полюсов.
· С1- С2- выводы, между которыми помещаются обмотки главных полюсов.
·
ПУТЬ ТОКА ПО ДВИГАТЕЛЮ
§ Напряжение кабелем Я1 из вводной коробки подводится к двум плюсовым щёткам, далее через коллектор, обмотку якоря на минусовые щётки, через перемычку на добавочные полюса и кабелем Я2 возвращается на вводную коробку.
§ Далее кабелем (из вводной коробки) С1 подходит к обмоткам главных полюсов.
§ Пройдя их кабелем С2 вновь приходит в вводную коробку.
ПОЛЯРНОСТЬ ДОБАВОЧНЫХ ПОЛЮСОВ
· Полярность добавочных полюсов определяется по вращению якоря.
· Впереди главного полюса будет добавочный той же полярности.
· При изменении вращения якоря меняется полярность главных полюсов, а полярность добавочных полюсов остается прежней.