Соловьёв

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853—1900)религиозно на­строенный реакционный философ-идеалист, буржуазно-помещи­чий публицист, богослов и поэт-мистик. Сын историка С. М. Со­ловьёва, он получил блестящее первоначальное образование, ко­торое, следует особо отметить, сочеталось с религиозным воспи­танием. Не случайно, окончив Московский университет, он стал вольнослушателем Московской духовной академии (Загорск). Здесь его учителями были фило­софы-теисты П. Д. Юркевич и В. Д. Кудрявцев-Платонов, из­вестные своей враждебностью к материалистическому и демо­кратическому миросозерцанию, к революционной демократии.

В. С. Соловьёв получил ран­нее философское признание в среде официальных и полуофи­циальных философов 70-х годов XIX в. В 1874 г. в Петербург­ском университете он защитил магистерскую диссертацию «Кри­зис западной философии. Про­тив позитивистов». Вскоре он был избран доцентом Московско­го университета по кафедре фи­лософии, которую ему пришлось

оставить в 1877 г. Непродолжительная деятельность в качестве преподавателя на Высших женских курсах, служба в Ученом комитете министерства народного просвещения и, после защиты докторской диссертации (1880 г.), преподавание в Петербургском университете по сути явились последними этапами его академи­ческой карьеры. После публичной лекции 28 марта 1881 г., в кото-


рой Соловьёв воззвал к Александру III не допустить смертной казни народовольцев, считая ее противоречащей христианской нравственности, он на многие годы был лишен права публичных выступлений и занятия кафедры в университетах.

С 80-х годов началась напряженная публицистическая дея­тельность Соловьёва. Он становится сотрудником журналов «Вест­ник Европы», «Православное обозрение», «Русь», «Богословский вестник», «Неделя», а с 1891 г. — редактором философского отдела «Большого энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона. В период 80—90-х годов им опубликовано большое количество книг и статей, главные из которых: докторская диссертация «Критика отвлеченных начал» (1880 г.), «Чтение о богочелове-честве» (1877—1881 гг.), «История и будущность теократии» (1885—1887 гг.), «Национальный вопрос в России» (1883—1888 гг.), «Китай и Европа» (1890 г.), «Теократическая философия» (1899 г.), «Три разговора» (1899—1900 гг.). В журналах 80—90-х годов мы находим немало статей Соловьёва, посвященных разбору книг русских и зарубежных философов, поэтов и прозаиков, статей по этике, эстетике, истории искусства и религии. Эрудированный и одаренный человек, он являлся крупным знатоком европейской и восточной философии, блестяще владевшим английским, немец­ким, французским, итальянским и испанским, а также древнегре­ческим, латинским и древнееврейским языками. Ему принадлежат переводы из Плитона, Канта, Шопенгауэра и Гартмана. Однако свой талант он полностью употребил для обоснования порочных в научном отношении идей теософии и теократии, религиозной этики и эстетики.

Соловьёв высказывался за «философию сверхсознателъного», осуществляемую в «универсальном синтезе» науки, философии и религии. Результаты таких философских построений он называл «свободной теософией», системой «цельного знания», или всеедин­ства (Aleinheit). Идеалистическая философия и теология в его воззрениях неотделимы, а современные ему научные открытия «синтезированы» в весьма мистифицированной форме,

В борьбе за сохранение своих позиций дворянско-помещичъи и буржуазные круги России рассчитывали усилиями В. С. Со­ловьёва создать идейную платформу, способную объединить силы реакции в условиях бурного роста революционно-демократиче­ского, а потом и пролетарского движения. Философские, социо­логические, этические и эстетические взгляды В. С. Соловьёва являлись реакцией на усиление демократического движения в стране, на рост симпатий передовой интеллигенции к материа­лизму и атеизму. Не случайно идейную платформу автора «Трех разговоров» так воинственно защищали и пропагандировали со­трудники «Вопросов философии и психологии» и авторы «Вех», черносотенцы и кадеты, богоискатели и спиритуалисты, т. е. все те, кто в период первой русской революции и после ее пораже­ния вел грязную войну против демократии и ее миросозер­цания.

Фрагменты из произведений В. С. Соловьёва подобраны ав­тором данного вступительного текста П. С. Шкуриновым по изданию: В. С. Соловьёв. Собрание сочинений, т. 1—8, 1901—1903.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: