Абай (Ибрагим) Кунанбаев (1845—1904) — великий казахский поэт-мыслитель, основоположник письменной литературы в Казахстане, выдающийся демократ-просветитель. Родился в семье Султана — правителя Кара-
калинского округа Семипала-....,
тинской области. Начальное
образование получил в рус
ской приходской школе, кото
рую стал самовольно посе
щать, обучаясь в мусульман
ском духовном училище —
медресе.
Творчество Абая формировалось под благотворным влиянием передовой русской культуры. Разорвав с привычной феодально-бай-ской средой, в которой он воспитывался, Абай всецело отдается углубленным занятиям русским языком и литературой. Он изучает произведения Пушкина, Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого, Белинского, Чернышевского, Добролюбова и других представителей русской культуры. Своими переводами он впервые знакомил казахский народ с творениями
Пушкина, Лермонтова, Крылова, с культурой народов Востока и Запада.
Творчество Абая проникнуто демократическими идеями, любовью и сочувствием к трудящимся. Труд — главное условие экономического и культурного подъема народа, основа личного бла-гополучия и духовной чистоты.
|
|
Философские взгляды Абая нашли свое выражение в поэзии, афоризмах, в беседах с читателем («Назидания»). Он не сомневался в реальности внешнего мира и в возможности его познания. Не отвергая прямо существования бога, он сводит его роль к первому толчку: создав мир, бог затем уже не вмешивается в ход вещей, мир развивается самостоятельно. Взгляды Абая по вопро' сам теории познания в основе своей носят материалистический характер. Источником познания является объективный мир, который, воздействуя на органы чувств, вызывает различные ощущения и впечатления.
Значительное место в творчестве Абая занимают вопросы этики. Основой познания и моральных поступков Абай считал единство воли, разума и чувств («сердца»).
Фрагменты из произведений Абая Кунанбаева подобраны автором данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по изданию: А. Кунанбаев. Собрание сочинений в одном томе. М., 1954.