Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

Бюджетное устройство – это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных государствах оно имеет два уровня: государственный и местные бюджеты, в федеральных – три звена: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (21 бюджет республик в составе Федерации; 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврейской автономной области); 3) местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, сельских бюджетов). Федеральный бюджет и бюджеты гос. внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов – в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются ими и утверждаются представительными органами местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Принципы бюдж. устройства РФ: 1) принцип единства бюджетной системы, который предусматривает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюдж. процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства; 2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, т.е. закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами гос. власти различного уровня; 3) принцип самостоятельности бюджетов: право законодательных (представительных) органов всех уровней самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов у бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; право органов гос. власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; 4) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов; 5) принцип сбалансированности бюджета, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита; 6) принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств; 7) принцип гласности, согласно которому бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательной публикации в открытой печати, а процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов открыты для общества и средств массовой информации; 8) принцип достоверности бюджета, означающий надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджетов; 9) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением конкретных целей, на которые они направляются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: