Стихии и человеческий организм

Трактат "Галеново на Гиппократа" начинается с изложения азов древней медицины. Приведу обширную цитату, в которой заключено понимание сущности здоровья и болезней человека.

"(Л. 258) Мир составился из четырех первоэлементов: из огня, из воздуха, из земли и из воды. Создан же был и малый мир, то есть человек, [также] из четырех элементов: из крови, из мокроты, из красной [и черной] желчи. Ибо кровь по виду красная, а на вкус сладкая. [Кровь] подобна воздуху, [как и он], - теплая и мокрая. Флегма же, то есть мо-крота, - на вид белая, на вкус соленая. Подобна [она] воде, ибо мокрая и холодная. Красная желчь на вид (Л. 258 об.) желтая, на вкус же горькая. [Она] подобна огню, ибо [как он] - сухая и теплая. Черная желчь - на вид черная, на вкус кислая. [Она подобна] земле, ибо сухая и холодная. Когда элементы умаляются, или умножаются, или накапливаются выше меры своей, или, изменившись и отступив от своих мест, проникают в необычные места, - многообразно и многоразлично создают человеку болезни" [Галеново на Гиппократа 1999, 461].

Как видно из текста, здоровье связывается с состоянием меры или равновесия, а болезнь - с их нарушением. Стоит иметь в виду оттенки в интерпретации понятия равновесия. Биолог Эрвин Бауэр определил жизнь как "устойчивое неравновесие". Жизнедеятельность организма на молекулярном уровне клеток обеспечивается не поступающей извне энергией, а внутренней "структурной энергией". Последнее становится фундаментальным критерием отличия живых и неживых систем [Эрвин Бауэр и теоретическая биология 1993]. На языке древних учений равновесие понималось в ином смысле, при этом момент динамики не упускался из виду. Постоянное обновление геокосмической ситуации предполагало подвижность живых существ. Почему, например, средневековые врачи считали важной флеботомию - кровопускание? Как известно через кровь осуществляется обмен веществ, отсюда необходимо очищать кровь, восстанавливая равновесие между венозными и артериальными потоками и устраняя тем самым нарушения в обмене веществ.

Автор средневекового текста является представителем гуморальной медицины. Гумор от лат. "humor" - жидкость. На современном языке четыре жидкости - кровь, лимфа (флегма), желчь (желтая желчь, черная желчь). Учение о гуморах проходит по всему древнему миру. Есть свидетельства влияния индийской школы медицины на ближневосточные школы, а тем самым и на европейскую медицину [Лысенко 2009, 131 - 134]. С XIII в. в средневековой Европе изучаются труды Авиценны - Аристотеля средневековой учености, который пользовался большим авторитетом.

Если задаться целью описать первоисточники древнерусского текста "Галеново на Гиппократа", то стоит разобраться в античных школах медицины. Гуморального учения придерживался Гиппократ (460 - 377 гг. до н.э., косская школа), самый знаменитый врач древности, которого называют "отцом медицины". Сходной точки зрения придерживался Алкмеон (нач. V в. до н.э.), представитель кротонской (италийской школы), ученик Пифагора. Врачебное искусство проходило по ведомству посвященных, тайны о природе человека передавались устным путем от учителя к ученику.

Для древнего врача обученное тело являлось самым совершенным инструментом. Пять усовершенствованных физических чувств играли роль безошибочных анализаторов. Согласно древней парадигме, в самой чувственной материи запечатлено доминирование той или иной стихии. В тексте трактата читаем: "Чувств же в человеке пять - зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. Зрение - от эфира, обоняние - от воздуха, слух - от огня, вкус - от влаги, осязание же - от земли" [Галеново на Гиппократа 1999, 461]. В приведенном отрывке не говорится, почему зрение связывается с эфиром. Возможно, автор "Галеново на Гиппократа" хотел обратить внимание на ценность духовного зрения ("видения очами сердца"). В классификации жидкостей приводятся чувственные признаки - данные зрения, осязания и вкуса. Например, "красная желчь на вид желтая, на вкус же горькая. Она подобна огню, ибо как и он сухая и теплая" [Галеново на Гиппократа 1999, 462]. Рабо-

стр. 56

та чувственных анализаторов организуется по принципу "подобное познается подобным": стихийные элементы тяготеют друг к другу по принципу сродства (опять-таки проявление магнетизма). Так вкус, в основу которого заложена стихия воды, ориентирован на анализ водного состава веществ.

В философской литературе натурфилософия греков как правило изучалась без учета существовавших в то время практик. Учение о четырех стихиях приписывалось Эмпедоклу. Данный вывод делался на основе сохранившихся текстовых источников, но при достижениях современной компаративистики напрашивается иной вывод - Эмпедокл ознакомил соотечественников с достижениями науки Египта и Вавилона. Эмпедокл из Агригента (Сицилия) - врач и натурфилософ (484 - 424 гг. до н.э.), считается основателем сицилийской школы врачей. Врач-натурфилософ учил о шести критериях истины, выделив два деятельных начала - Любовь и Ненависть и четыре материальных - землю, воду, воздух и огонь. Плиний сообщает: "Доподлинно известно: Пифагор, Эмпедокл, Демокрит и Платон пускались в плавание, чтобы изучить ее [магию], переживая скорее изгнания, нежели путешествия. Ее они проповедовали по возвращении, ее держали в секрете" [Фрагменты ранних греческих философов 1989, 331]. Медицинская астрология относилась к ведомству астромагии. Широкой популярностью среди соотечественников пользовалась книга Эмпедокла "О природе". Подобные книги писали Алкмеон, Парменид, Гераклит, Анаксагор, Диоген Аполлонийский и другие. Древнее врачебное искусство было немыслимо без астрологических познаний.

Какой же смысл вкладывает астрология в понимание стихий? Через каждый из 12 знаков Зодиака проявляется одна из четырех стихий. Считается, что Клавдий Птолемей систематизировал представления о динамике стихий в годовом цикле, введя понятие тритонов (триплицетов) зодиакальных знаков. Каждая стихия проявляет себя знаками стадий развития своего жизненного цикла. "Первый по порядку знак - это первичное, незрелое, активное проявление стихии, второй знак этой стихии - стационарное, наиболее характерное его проявление, третий знак - преображение и трансформация данной стихии" [Фесечко, Северцев 2011, 21]. Агриппа излагает суть тригонов следующим образом: "Созвездние Овен берет у огня свой принцип, Лев - прогресс и свой рост, а Стрелец - свою цель. Телец привлекает из земли свой принцип, Дева - свой прогресс, а Козерог - свою цель. Близнецы берут принцип у воздуха, Весы - прогресс, а Водолей - цель. Рак берет принцип у воды, Скорпион - прогресс, а Рыбы - цель" [Агриппа 1993, 16]. Стихии огня и воздуха символизируют положительный полюс магнита (активный), а стихии воды и земли - отрицательный (пассивный).

Раскрывая сакральную традицию, которой в философии следовали пифагорейцы и платоники, а в медицине - врачи-посвященные, Агриппа пишет в отношении проявления стихий для чувственности человека: "Каждый элемент имеет два специфических качества, из которых первое присуще ему и неотделимо от него, а другое, как среднее между двумя, подходит к следующему элементу; так огонь - тепел и сух, земля - суха и холодна, вода -холодна и влажна, воздух-влажен и тепел, и благодаря двум противоположным качествам элементы противоречат друг другу, как огонь и вода, земля и воздух" [Агриппа 1993, 6]. Указанный принцип древней медицины и натурфилософии принимался и христианскими богословами, в частности Василием Великим [Василий Великий 2010]. Он передается и в трактате "Галеново на Гиппократа".

В астромедицине, соединяющей небо и землю, все четыре элемента, их качества и композиции определяют динамику звездных сочетаний и ее отражение в земных процессах. В гуморальной медицине данное обстоятельство играет ключевую роль. Особое влияние ближайшего к Земле светила - Луны на земную водную стихию было известно с глубоких времен. В медицине это нашло отражение в учете изменений характера движения крови, лимфы и др. жидкостей по фазам Луны. Солнце через отраженную энергию Луны управляет суточными, месячными и годовыми земными ритмами. От фаз Луны зависят притоки и оттоки крови, изменения в давлении, скорости движения жидкостей. В "Галеново на Гиппократа" дается рекомендация: "пускать кровь и очищать желудок, принимая слабительное, когда умалится луна" [Галеново на Гиппократа 1999, 463]. Счита-

стр. 57

ется, что в период убывающей Луны жизнеспособность организма снижается. "Наиболее эффективны в этот период все мероприятия и процедуры по оперативному вмешательству, очищению и снятию воспалений органов, связанных со знаком Зодиака, противоположным тому, в котором в это время находится Луна" [Фесечко, Северцев 2011, 242].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: