Информационное общество. Под влиянием глобализации, отличительная черта которой — использование современных информационных и коммуникационных технологий

Под влиянием глобализации, отличительная черта которой — использование современных информационных и коммуникационных технологий, общество, экономика и политика претерпевают структурные преобразования. Методы, используемые частными лицами и организациями для передачи, получения информации, знаний и ресурсов и обмена ими, общения друг с другом, участия в административных процессах, осуществления операций в рамках деловых и общественных отношений, а также для получения государственных благ и услуг, подвергаются радикальным изменениям. Эти перемены повсеместны и означают начало новой информационной эпохи. Интеграция и объединение технологий, людей и организаций привели в глобальном масштабе к информационному взрыву,размах которого носит беспрецедентный в истории человечества характер.

Начало 1980-х гг. было отмечено всемирным коммерческим внедрением Интернета. До этого существовали сеть APRANET, ограничивавшаяся исследовательской сферой, локальные вычислительные сети (ЛВС) и глобальные вычислительные сети в сфере бизнеса, однако эти технологии были ограничены географическими и временными рамками. Современные интернет-технологии носят глобальный характер и не зависят от географических, временных и культурных особенностей, традиций и ценностей. Движущей силой их развития выступают коммерческие потребности общества. Особенность нового общества заключается в том, что люди и организации тесно взаимодействуют с технологией, обмениваясь информацией независимо от своего географического местоположения и времени, когда они используют в режиме реального времени современные способы и средства передачи (сотовый телефон, Интернет, телефакс и т. д.). Люди и организации стали составными компонентами современной информационно-коммуникационной системы, что привело к заметным изменениям во всех сферах жизни общества.

В совокупности с технологическим прогрессом информационно-коммуникационная система, охватывающая людей и институциональные элементы, привела к появлению ряда современных социальных и экономических явлений.

Во-первых, произошли изменения в коммуникациях: они стали более эффективными и действенными благодаря подключению и взаимодействию в режиме реального времени, независимо от географических и временных характеристик, традиций, ценностей и культур, приобретая многообразные формы.

Во-вторых, внедряются новые способы осуществления коммерческих поставок и сделок благодаря электронной торговле, трансграничной торговле и маркетингу.

В-третьих, формируется новая экономика, в центре которой находятся производство, обработка и распределение информационных и основанных на знаниях продуктов и услуг.

В-четвертых, формируются новые социальные структуры, связанные с оказанием услуг в режиме реального времени, а также с созданием виртуальных сетей, преодолевающих какие-либо границы в социальном и межчеловеческом взаимодействии.

Для оценки зрелости информационного общества (ИО) и сопоставления стран используется ряд показателей, однако пока еще не разработана система показателей, необходимая для своевременного выявления проблем информационного развития и их решения. Организация экономического сотрудничества и развития при поддержке ЮНКТАД создала рабочую группу по разработке показателей информационного общества (Working Party on Indicators for the Information Society), которая выделяет следующие основные критерии:

• готовность к использованию продуктов ИО (электронная готовность);

• интенсивность использования продуктов ИО;

• влияние использования продуктов ИО.

Электронная готовность характеризует уровень готовности стран к внедрению новых технологий при помощи таких показателей, как инвестиции и занятость в секторе ИКТ, виды телекоммуникационного доступа, распространение широкополосного доступа, количество интернет-хостов, число веб-сайтов, цены интернет-доступа. Эти критерии оценивают технологическую инфраструктуру страны, общую окружающую среду для электронного бизнеса, степень, в которой он принят потребителями и компаниями, социальные и культурные условия, которые оказывают влияние на использование Интернета, доступность услуг, поддерживающих электронный бизнес. Широкополосный доступ — один из наиболее важных показателей доступа в Интернет. Лидирующие позиции в этой области занимает Республика Корея, имеющая 22 пользователя с широкополосным доступом на 100 человек населения. Большое распространение широкополосный доступ получил также в домохозяйствах Канады, Бельгии, Нидерландов, США и в странах Северной Европы.

Использование продуктов информационного общества характеризуется такими показателями, как число интернет-абонентов и персональных компьютеров (ПК) в домохозяйствах, использование Интернета домохозяйствами и частными лицами, предприятиями, а также интенсивность деловых операций, осуществляемых посредством Интернета. Рост использования Интернета происходит быстрыми темпами, как в частных компаниях, так и в домохозяйствах. Например, более 3/4 всех фирм, численность работников которых составляет более 10 человек, в половине стран ОЭСР имеют доступ в Интернет. За пять лет число пользователей Интернета в России увеличилось более чем в двое 2005 г. – 21,8 млн чел., в 2010 г. – около 50 млн чел. Глобальная численность пользователей Интернета в настоящее время составляет более 1,8 млрд чел. (26,6% населения в мире). На развивающиеся страны приходится до 32%, что составляет примерно 600 млн чел. Ожидается, что к 2011 г. около 50% пользователей Интернета будут сосредоточены в развивающихся странах, особенно большой рост ожидается в странах Азии.

Наиболее динамично растет использование ИКТ предприятиями, получает развитие электронный бизнес, тесно связанный с ростом Интернета.

Электронный бизнес включает целый ряд видов хозяйственной деятельности или процессов, которые осуществляются посредством компьютерных систем связей. Он может быть внутрифирменным или межфирменным. В электронный бизнес входят обслуживание клиентов, электронная торговля, финансы; бюджетный и учетный менеджмент, разработка новых продуктов и конструкторские работы, управление человеческими ресурсами, выполнение заказов и доставка продукта, логистика и контроль над материальными запасами, сервисное обслуживание.

Широкое распространение получает электронная торговля. Это продажи и покупки товаров и услуг посредством Интернета предприятиями, домохозяйствами, индивидами, правительствами и другими общественными и частными организациями. При этом заказ всех товаров и услуг осуществляется посредством систем электронной связи, однако оплата и поставка продукта могут производиться в режиме как он-лайн, так и офф-лайн. Электронная торговля предполагает:

• передачу информации, продуктов или услуг для продажи электронным путем;

• обслуживание обычной торговли товарами и услугами путем электронной передачи всех необходимых для торговой сделки документов или другой информации;

• предоставление (поставку) услуг электронным путем.

В настоящее время 95% электронной торговли сосредоточено в развитых странах, а на Африку и Латинскую Америку в совокупности приходится менее 1%. Самый крупный пользователь электронной торговли — США. В 2009 г. объем электронного бизнеса по схеме «предприятие — предприятие» в США превысил 1 трлн долл. По некоторым оценкам, в Европейском союзе в 2008 г. обороты электронного бизнеса были равны 185–200 млрд долл., в Центральной и Восточной Европе — около 4 млрд долл., в странах Азиатско-Тихоокеанского региона — около 200 млрд долл., в Латинской Америке — около 12,5 млрд долл., в Африке — 10,0 млрд долл. (из них 80—85% приходится на Южную Африку). В области электронного бизнеса по схеме «предприятие — потребитель», в 2008 г. продажи в США составили 43,5 млрд долл., в Европейском союзе — 28,3 млрд долл., в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 15 млрд долл., в Латинской Америке — 2,3 млрд долл., в Африке — 4 млн долл.

При оценке степени зрелости информационного общества в определенной стране наряду с такими критериями, как ее готовность к использованию продуктов информационного общества и их реальное применение, учитывается и влияние ИКТ на экономику. При этом оцениваются масштабы сектора ИКТ, выраженные в произведенной в этом секторе добавленной стоимости, численности занятых, количестве исследований и разработок, а также патентов, в объемах продаж продуктов ИКТ и процессах, характеризующих концентрацию капитала в этом секторе экономики (слияния и поглощения, трансграничные приобретения).

Распространение ИКТ в мире происходит крайне неравномерно, наблюдается значительная поляризация различных стран. В то время как развитые страны в этом процессе занимают лидирующие позиции, для многих стран Африки и Южной Азии характерно отставание. В целях выявления различий в уровне информатизации экономик международные организации разрабатывают системы показателей. Оценка распространения ИКТ осуществляется комплексно. Она учитывает достижения страны в трех направлениях:

1) коннективность, т. е. способность к соединению людей и организаций, характеризуемая числом пунктов доступа в Интернет, персональных компьютеров, телефонных линий и пользователей мобильной связью надушу населения;

2) доступность, измеряемая числом пользователей Интернет на душу населения, уровнем грамотности взрослого населения, затратами на местные телефонные переговоры, ВВП на душу населения;

3) политика, измеряемая количеством интернет-обменов, уровнем конкуренции в местной и внутренней системе отдаленных телекоммуникаций, а также на рынке провайдеров услуг Интернета.

По каждому из этих направлений рассчитывается агрегированный показатель. Для интегрированной оценки информатизации экономик ЮНКТАД разработала такой показатель, как индекс распространения ИКТ,который рассчитывается как среднее арифметическое показателей коннективности и доступности.

Неравномерность развития информационного общества и распространения ИКТ порождает проблему цифрового разрыва. Понятие «цифровой разрыв»означает неравенство между индивидами, домохозяйствами, предприятиями, странами и географическими зонами как в их возможностях в получении информации и доступности ИКТ на различных социально-экономических уровнях, так и в использовании Интернета для широкого круга деятельности. Намечающийся разрыв в области информации и знаний еще в большей степени обостряет существующее социально-экономическое неравенство в мире, которое проявляется в неравенстве доходов, в условиях жизни и т. д.

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: