Тенденция развития внешней торговой политики России

Российская практика наглядно показала, что структурная перестройка народного хозяйства и его эффективная интеграция в систему мировой экономики невозможны без создания современной системы регулирования внешнеэкономических связей. Принятые в начале 90-х годов законодательные акты в большинстве случаев не соответствовали используемой на основных мировых рынках системе регулирования внешней торговли товарами и услугами, иностранных капиталовложений, валютного регулирования. В то же время известно, что практически все эти вопросы эффективно решаются в рамках созданной ГАТТ/ВТО системы соглашений.

Несовременность существовавшей в тот период системы внешнеэкономической политики России с особой остротой проявилась с началом переговоров о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию. Проявившиеся в ходе практической реализации внешнеэкономической политики проблемы потребовали кардинального изменения законодательной базы государственного регулирования ВЭС. В конце 1990-х — начале 2000-х годов был принят ряд законодательных актов, максимально сблизивших российскую систему регулирования внешнеэкономических связей с правилами ГАТТ/ВТО, определивших приоритетные на правления внешнеэкономической политики, меры защиты экономических интересов страны, в том числе и путем стимулирования производителей и экспортеров.

Большое влияние на формирование новой законодательной базы и внешнеэкономической политики оказали в ходе переговоров о вступлении нашей страны в ВТО решения рабочей группы по присоединению России к этой международной организации.

К началу нового тысячелетия выявились особенности и специфические противоречия в системе торгово-политического регулирования отношений России с различными группами партнеров (ЕС, страны СНГ, США, Япония). Решение многих проблем в данной области и совершенствование двустороннего механизма сотрудничества в значительной мере зависят от вступления России в ВТО, тем более что все наши основные экономические партнеры представлены в Рабочей группе по присоединению России к этой международной организации.

В условиях федеративного устройства России вопрос открытости экономики и регулирования внешнеэкономических связей имеет и региональный аспект, что требует решения проблемы разграничения полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти.

Глобализация мирового развития с неизбежностью ведет к переосмыслению и поиску нового подхода к формированию стратегических целей и задач внешней политики страны. Поиск путей завоевания и укрепления авторитета в мировом сообществе на современном этапе не позволяет разграничивать проблемы внешней и внешнеэкономической политики. Сегодня внешнеэкономическая составляющая является неотъемлемой частью общего Комплекса проблем разработки внешней политики и стратегически важным направлением работы. Для России эта задача является особенно актуальной. Это обусловлено тем фактом, что формирование новой внешней Политики России происходило одновременно с реализацией концепции открытой экономики, созданием и внедрением рыночных структур и способов управления экономикой. Одновременно Изменение политической ситуации обусловило необходимость поиска новых путей развития и Инструментов регулирования экономических связей с традиционными партнерами. Кроме того, задачей российской внешнеэкономической политики была и остается необходимость определения стратегических сфер сотрудничества, т.е. тех, регулирование которых требует выработки наиболее оптимальных подходов и инструментов.

В современной экономической науке ведется активная дискуссия о роли глобализации в развитии каждой страны в отдельности и всего мира в целом. Существуют две точки зрения по этому вопросу. Одна из них состоит в том, что процессы глобализации и выработки мирового экономического порядка с унифицированным набором средств регулирования будут продолжаться и распространяться на все страны мира. Другая точка зрения заключается в том, что процессы глобализации достигли своего апогея и в дальнейшем мы станем свидетелями деглобализации мировой экономики. Безусловно, и то, и другое можно обосновать теоретически, но реально проследить можно только на примере дальнейшего экономического развития. В любом случае в краткосрочной и среднесрочной перспективе России придется решать проблемы, с которыми лидеры современной мировой экономической системы — постиндустриальные страны — столкнулись еще в предыдущем тысячелетии.

На протяжении 90-х и в начале 2000-х годов основной задачей внешнеэкономической политики России было формирование открытой экономики. Это обусловило основное содержание и направленность принимаемых мер, ориентированных на либерализацию внешнеторговых операций, инвестиционного климата и формирование новой системы управления внешнеэкономическими связями, а также взаимодействие с международными торговыми и финансовыми организациями.

В целом можно констатировать, что эта задача была решена. Была устранена государственная монополия на внешнеторговые операции и другие виды внешнеэкономических связей, введена внутренняя и внешняя конвертируемость национальной валюты по текущим операциям, принят целый ряд мер в соответствии с международными стандартами регулирования.

В то же время стало очевидным, что усиление открытости экономики может повлечь за собой и негативные последствия. Усиление конкуренции на внутреннем рынке может создать угрозу для национальных производителей, возрастет зависимость отдельных отраслей от состояния мировых рынков и от политики, проводимой конкурентами из промышленно развитых стран. В России задаче формирования комплекса защитных мер не придавалось изначально должного внимания, что в определенной степени осложнило отношения с основными партнерами.

Важной составляющей экономической стратегии является необходимость увеличения реального вклада внешнеэкономического сектора в решение проблем экономического развития и формирования современной структуры промышленности. Проанализированные в работе аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности, вопросы, поставленные перед российской стороной странами — участницами ВТО, позволяют сделать вывод об основных ошибках и достижениях, о необходимости дальнейшего совершенствования существующего комплекса мер и направлений внешнеэкономической политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: