Нота Народного Комиссара Иностранных Дел Германскому Генеральному Консулу Гаушильду

28 августа 1918 г. M 4508

В ответ на ноту Германского Генерального Консульства от 26 августа с. г. за № 1516 с извещением о предпринимаемом Германией и Финляндией тралении мин в Балтийском морей Финском залнве, Народный Комиссариат по Иностранным Делам заявляет, что производство такнх работ в водном районе к востоку от меридиана 28 градусов 55 мииут от Гринвича не может не быть рассматриваемо как несогласуемое с дружественными отношениями между Россией и Германией, упрочением которых Русское Правительство столь озабочено.

Что же касается траления в остальных водных районах Балтики и Финского залива, то мы можем лишь повторить высказанное нами раньше соображение: 1) По Брестскому договору каждая сторона обязана тралить свои заграждения, 2) Германия и Финляндия путем противоречащего Брестскому договору захвата наших плавучих средств траления в Гельсингфорсе лишили нас возможности это выполнить И 3) Заключенное между Германней и Финляндией соглашение о переходе к Финляндии обязательства тралить наши мины состоялось без участия и без согласия на то России.


Народный Комиссариат по Иностранным Делам может лишь повторить еще раз свой протест по поводу такого нарушении договора. Подчеркивая еще раз, что лучшими средствами устранения в будущем недоразумений в этой области было бы установление морской демаркационной линии, Народный Комиссариат по Иностранным Делам выражает в то же время уверенность, что германские власти не будут препятствовать установлению между Германией и Россией столь желательных дружественных отношений такими действиями, как те, несогласуемость которых с такими дружественными отношениями указана выше.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

[Чичерин]

Печат. по арх.

В ноте германского генерального консула от 26 августа 1918 г. № 1516 говорилось:

«От имени моего Правительства имею честь сообщить Комиссариату Иностранных Дел, во избежание недоразумений, нижеследующее: предусмотренные в 3-м абзаце >ст. 5-й Брестского мирного договора работы по вылавливанию мин в Балтийском море с германской и с финской стороны уже начаты с полным успехом и повели уже к созданию свободных от мин путей в большей части.восточного Балтийского моря. Эти работы в ближайшем будущем будут (Продолжены во внутренней части Финского залива до расстояния 3-х морских миль от великорусского берега».

323. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел Полномочному Представителю РСФСР в Германии

Передано по прямому проводу 28 августа 191$ г. № 257

Немедленно путем личных переговоров постарайтесь устранить серьезный конфликт, обострившийся на вопросе о наших минных заграждениях. Предыдущие его фазисы Вам известны, а приложенные здесь мои две ответные ноты Гаушильду Вам выяснят положение.

Германия заявила, как я сообщал Вам третьего дня, что сама будет тралить наши мины до расстояния трех морских миль от нашего берега. Это значит, что немецкие тральщики н всегда охраняющие их военные суда будут так близко к Кронштадту, что в полчаса смогут там появиться. Или мы буквально открываем Кронштадт нли будет сражение, чего мы абсолютно не желаем, по что вопреки нашему желанию может стихийно произойти в результате возбужденного настроения моряков.

Положение чрезвычайно серьезно и требует немедленного самого энергичного вмешательства. Категорический тон моей йоты по этому поводу вызывается этой серьезностью положе-


ния. Указанный в ней меридиан — 28 градусов 55 минут От Гринвича есть как раз предел Невской губы. К востоку от этого меридиана мы у себя дома. Вторжение туда немцев было бы невозможным актом насилия, однако их нота открывает возможность этого.

Все это показывает, как ужасно настоятельно необходимо установление там морской демаркационной линии. Указания по этому поводу были даны Воровскому в шифровке. Если же он ее не разобрал, я эти сведения повторю. Вам абсолютно необходимо возможно скорее эту линию установить. Непонятно также, почему Германия отсрочила Либавскую конференцию. На массу вопросов, о которых я сообщал Вам в последние дни, Вы не дали ответа. Из них самый острый есть данный вопрос.

Чичерин

Печат. по арх.

324. Из резолюции по международному положению, принятой V Дальневосточным Съездом трудящихся в Хабаровске

28 августа 1918 г.

Войска Японии, Соединенных Штатов Америки, Англии и Франции вторглись в пределы Дальнего Востока.

Они разрушают наши села н города, убивают наших жен и дочерей, расстреливают каждого, кто не подчиняется их распоряжениям. Рука об руку со злейшими врагами трудового народа, с изменниками н предателями рабоче-крестьянского дела они губят завоевания нашей революции и топчут в грязь права и свободу трудящихся, нагло издеваясь над Рабоче-Кре-стьянским Правительством России и Дальнего Востока. Они вмешиваются в наши внутренние дела, уничтожая нами избранные Советы, и навязывают нам продажных авантюристов и царских палачей в лице временного сибирского правительства и Хорвата.

Расстреливая наших братьев на Уссурийском и Забайкальском фронтах, оплевывая все, что дорого и свято трудовому люду России, правительства Японии и Соединенных Штатов Америки, Англии и Франции осмеливаются еще заявить, что они не вмешиваются в наши внутренние дела и пришли воевать с германцами и мадьярами. Против этой наглой лжи и неслыханного издевательства, брошенного в лицо трудовому люду Дальнего Востока, мы, представители всех рабочих, крестьян и казаков всего края, собравшись на Пятом Чрезвычайном Краевом Съезде трудящихся Дальнего Востока, решительно протестуем и заявляем: 1) акт вторжения японских, американских, английских и французских войск в пределы Дальнего Востока мы считаем как самое грубое оскорбление

•Î5G


и возмутительное нарушение суверенных прав народа России; 2) мы обращаемся к братьям-трудящимся Америки, Англии, Японии и Франции, указывая на злодеяния, грабежи и убийства, творимые их правительственными войсками, и требуем, чтобы виновники этих зверств были наказаны, а войска немедленно отозваны; 3) дальше заявляем, что Дальний Восток является нераздельной частью великой Российской Федеративной Советской Республики, управляется выборными органами трудового народа, именуемыми Советами, и никому вмешиваться в наши дела не позволим... Ни одной пяди своей Социалистической родины не уступим без боя.

Иечат. по сбора. «Документы по истории гражданской войны в СССР», т, 1, стр. 189— 190.

325. Нота Полномочного Представительства РСФСР в Германии Министерству Иностранных Дел

29 августа 1918 г. M A. 510

Полномочное Представительство Российской Советской Федеративной Социалистической Республики имеет честь ответить Министерству Иностранных Дел на вербальную ноту от 26 августа с. г. № А 32390/122752, что оно, к сожалению, не может разделить выраженное в этой ноте мнение, согласно которому обсуждение технических вопросов срытия укреплений на Аландских островах не касается России. Напротив, Полномочное Представительствожелало бы решительно подчеркнуть, что все эти укрепления являются собственностью России, что срытие их поручено по Брестскому мирному договору России, что, следовательно, участие русских представителей и конференции в Марненхамне должно рассматриваться в этом случае как необходимое, хотя бы и должны обсуждаться только чисто технические вопросы, и не затрагивались бы такие вопросы, как постоянное неукрепление островов, а также вопросы относительно иного обращения с ними в военном отношении и в отношении судоходства.

Одновременно Полномочное Представительство не может не выразить свое удивление тем, что Швеция принимает участие в конференции п Марненхамне, так как технические вопросы срытия русских укреплений касаются Швеции во всяком случае меньше, чем России, если они вообще ее касаются.

Пгчат. по арх.

На эту ноту Полномочного Представительства германское министерство иностранных дел ответило следующей нотой от 8 сентября 1918 г. № 36559/131178:

«Ведомство Иностранных Дел имеет честь возразить Полномочному Представительству Русской Федеративной Советской Республики на веп-


бальную ноту А. 510 от 29 минувшего месяца, что вопрос о правах собственности на отдельные предметы, относящиеся к укреплениям на Аландских островах, является вопросом, который должен быть разрешен Финляндией и Россией и который не может быть.предрешен существующими договорами.

Так как сами Аландские острова перешли от России в собственность Финляндии, то не может быть вопроса о том, чтобы Россия сама снимала укрепления.

Относящееся к этому вопросу.решение Брестского договора возлагало на Россию обязательства только до тех пор, пока она фактически владела Аландскими островами.

Привлечение Швеции к обсуждению этого вопроса объясняется тем, что снятие укреплений является мерой, принятой исключительно в интересах Швеции».

326. Декрет Совета Народных Комиссаров об отказе от договоров правительства бывшей Российской империи с правительствами: Германской и Австро-Венгерской империй, королевств Пруссии и Баварии, герцегств Гессе-на, Ольденбурга и Саксеи-Мейнингена и города Любека 57

29 августа 1918- г.

Ст. 1. Заключенные ранее правительством бывшей Российской империи с Германской империей и государствами, в ее состав входящими, нижепоименованные договоры:

I. С Германией—1) конвенция о наследствах, заключенная 31 октября 1874 г., 2) конвенция о защите литературной собственности, заключенная 15 февраля 1913 г., 3) консульская конвенция, заключенная 26 ноября 1874 г., 4) конвенция а выдаче преступников, заключенная 1 января 1885 г., 5) конвенция о порядке водворения, заключенная 29 января 1894 г., 6—7) декларация о взаимном признании мерительных свидетельств, подписанная 14 декабря 1881 г. и соглашение потому же вопросу, заключенное 16 февраля 1902 г., 8) соглашение о взаимном признании акционерных обществ и др[угнх] товариществ, заключенное 18 июля 1885 г., 9—10) декларация об ограждении фабричных клейм, подписанная 11 июля 1873 г., а также декларация по тому же вопросу ограждения фабричных клейм сторонами в Китае, подписанная 19 января 1907 г.,

11) соглашение о персидских и Багдадской железных дорогах, заключенное 19 августа 1911 г. (Потсдамский договор),

12) соглашение о взаимном освобождении подданных от обязанностей взноса обеспечивающих пошлин и залогов при возбуждении судебных исков (cautia judicatum solvi), заключенное 27 августа 1897 г., 13) соглашение об установлении санитарного надзора на случай появления холеры, заключенное 4 августа 1907 г.;

II. С Пруссией— 14) конвенция о высылке нищих, бродяг и беспаспортных от 19 августа 1872 г., 15) конвенция о под-


судности дел, касающихся недвижимостеи, пересекаемых границею, от 19 декабря 1835 г., 16) конвенция о взимании податей с недвижимостеи, указанных выше, от 8 июля 1867 г.;

III. С Баварией—17) конвенции о выдаче преступников, заключенные 14 февраля 1869 г. и 19 сентября 1885 г., и 18) соглашение о невзнмании выездных пошлин, заключенное 28 февраля 1827 г.;

IV. С Гессеном-—19) договор о выдаче преступников, заключенный 3 ноября 1869 г., и 20) конвенция о невзимании выездных пошлин, заключенная 28 февраля 1827 г.;

V. С Ольденбургом — 21) соглашение о невзимании выездных пошлин, заключенное 28 января 1828 г.;

VI. С Саксен-Мейнингеном — 22) соглашение о невзимании выездных пошлин, заключенное 28 июня 1834 г.;

VII. С городом Любеком — 23) соглашение с невзимании выездных пошлин, заключенное 20 декабря 1860 г., и 24) соглашение об обоюдном" невзиманин эмиграционных пошлин, заключенное 7 сентября 1864 г.,—

ввиду противоречия их внутреннему строю России, созданному революцией и переходом власти в руки пролетариата, отменяются, вследствие чего все действия и исполнения по ним, как правительственными учреждениями Республики, так и частными лицами, подлежат прекращению.

Ст. 2. Заключенные ранее правительством бывшей Российской империи с Австро-Венгерской империей нижепоименованные договоры: 25) декларация о взаимном признании мерительных свидетельств, подписанная 11 мая 1882 г., 26) декларация о взаимном признании акционерных обществ и других товариществ, подписанная 16 января 1867 г., 27) декларация касательно ограждения фабричных клейм, подписанная 24 января 1874 г., 28) конвенция о выдаче преступников от 3 октября 1874 г., 29) конвенция о выдаче беглых, заключенная 26 мая 1810 г., 30) конвенция о выдаче дезертиров, заключенная 14 июля 1822 г., 31) дополнительное соглашение к той же конвенции, заключенное 14 июля 1822 г., 32) конвенция о выдаче политических преступников, заключенная 7 сентября 1833 г,, 33) конвенция о взаимном оказании содействия в борьбе с революционным движением, заключенная 3 октября 1833 г., 34) конвенция об установлении взаимности касательно наказаний преступлений, совершаемых во владениях одной из сторон против безопасности другой, заключенная 3 октября 1860 г., 35) конвенция о высылке нищих, бродяг и беспаспортных, заключенная 1 декабря 1896 г., 36) конвенция об искоренении контрабанды, заключенная 21 сентября 1851 г., 37) соглашение по тому же вопросу, заключенное 27 марта 1901 г., 38) соглашение о применении мер в случае возникновения эпидемии, заключенное 13 января 1896 г., 39) соглашение


о санитарном и таможенном вопросах, заключенное 2 января 1906 г.,—

ввиду противоречия их внутреннему строю России, созданному революцией и переходом власти в руки пролетариата, отменяются, вследствие чего все действия и исполнения по ним, как правительственными учреждениями, так и частными лицами, подлежат прекращению.

Ст. 3. Все договоры и акты, заключенные правительством бывшей Российской империи с правительствами королевства Прусского и Австро-Венгерской империи, касающиеся разделов Польши, ввиду их противоречия принципу самоопределения наций и революционному правосознанию русского народа, признавшего за польским народом неотъемлемое право на самостоятельность и единство, — отменяются настоящим бесповоротно.

Ст. 4. Все тайные договоры, соглашения и обязательства, заключенные, но не опубликованные в установленном для таких актов порядке бывшим правительством России с правительствами Австро-Венгрии, Германии и государств, в состав последней входящих, — отменяются бесповоротно, в осуществление провозглашенных декретом Совета Народных Комиссаров от 28 октября 1917 г. «О мире» принципов*.

Ст. 5. О принятых в ст. ст. 1—4 сего декрета постановлениях Народному Комиссариату по Иностранным Делам предписывается известить германское и австро-венгерское правительства для отказа от исполнения упомянутых договоров в порядке ст. ст. Дополнительных к Мирному договору, заключенному в Бресте 3 марта 1918 г., договоров России с Германией и Австро-Венгрией.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В, Ульянов (Ленин) Заместитель Народного Комиссара Иностранных Дел

Л. Карахан

Управляющий делами СНК Влад. Бонч-Бруевич

Печат. по «Собранию Узаконений...» M 64, 9 сентября 1918 г., стр. 775—776.

327. Нота Полномочного Представительства РСФСР в Германии Министерству Иностранных Дел

30 августа 1918 г. M A. 516

Полномочное Представительство Российской Социалистической Федеративной Республики имеет честь сообщить Министерству Иностранных Дел следующее:

* Имеется в виду Декрет о мире, принятый П Всероссийским Съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. (См. док. № 2).


Восстановление торговых отношений Между Германией и Россией требует, естественно, предварительных переговоров по целому ряду специальных вопросов, для чего необходимо командировать из России в Германию различных специалистов. Последние получают от Советского Правительства дипломатические паспорта, которые визируются в Германском Консульстве в Москве. Само собой разумеется, что ввиду военного положения выдача виз связана с формальностями, требующими некоторого времени. Однако принимая во внимание важность посылки специалистов, которые должны подготовить почву для осуществления нормальных торговых отношений, в чем заинтересованы Правительства обеих стран, условия выезда должны быть облегчены, т. е. дипломатические паспорта должны быстрее визироваться.

К сожалению, Генеральное Консульство в Москве часто затягивает выдачу виз, в результате чего срочно командированные, в большинстве случаев, прибывают с большим опозданием; ввиду этого задерживается исполнение важных вопросов, касающихся возобновления мирных торговых отношений. Так, например, уже больше недели задерживается выезд в Германию господина профессора Вормса, командированного в Германию Комиссариатом Торговли и Промышленности и Красным Крестом, так как его паспорт не имеет визы.

Принимая во внимание эти факты, Полномочное Представительство имеет честь просить Министерство Иностранных Дел принять меры для ускорения выдачи виз лицам, командируемым Советским Правительством в Германию.

Полномочное Представительство было бы очень обязано Министерству Иностранных Дел за скорый ответ по этому вопросу.

Печат, по арх.

328, Нота Полномочного Представительства РСФСР в Германии Министерству Иностранных Дел

30 августа 1918 г. M A. 517

Полномочное Представительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики имеет честь сообщить Министерству Иностранных Дел следующее:

Политическая обстановка, создавшаяся в результате отношений между Советской Республикой и странами Антанты, вызвала необходимость отъезда из России официальных представителей Антанты. По вопросу их переезда из Петрограда в Стокгольм идут уже переговоры между Правительствами России и Германии. В связи с этим возникает вопрос о возвращении из Франции тех русских воинских частей, которые были


туда отправлены еще до революций. Путь на родину этих рус* ских воинских частей лежит через Швейцарию и Германию. Относительно их проезда через Швейцарию уже ведутся переговоры с швейцарским правительством.

Полномочное Представительство имеет честь просить Министерство Иностранных Дел побудить Императорское Германское Правительство разрешить проезд через Германию упомянутым русским воинским частям, находящимся во Франции.

Печат. по арх.

329. Официальное сообщение о ликвидации заговора против Советской власти, руководимого англо-французскими дипломатическими представителями

2 сентября 1918 г.

Сегодня, 2 сентября, ликвидирован заговор, руководимый англо-французскими дипломатами, во главе с начальником британской миссии Локкартом, французским генеральным консулом Гренаром, французским генералом Лавернем и др., направленный на организацию захвата при помощи подкупа частей советских войск Совета Народных Комиссаров и провозглашение военной диктатуры в Москве.

Вся организация, построенная по строго заговорщическому типу, действовавшая подложными документами и подкупами, раскрыта.

Между прочим, найдены указания, что в случае удавшегося переворота должны были бы быть опубликованными поддельная тайная переписка Русского Правительства с правительством Германии и сфабрикованы поддельные договоры, в целях создания подходящей атмосферы для возобновления войны с Германией.

Заговорщики действовали, прикрываясь дипломатическим иммунитетом (неприкосновенностью), н на основании удостоверений, выдававшихся за личной подписью начальника британской миссии в Москве г. Локкарта, многочисленные экземпляры которых имеются иыне в руках Чрезвычайной Следственной Комиссии.

Установлено, что только через руки одного из агентов Локкарта, лейтенанта английской службы Рейли, за последние полторы недели, прошло 1200 000 рублей на подкуп.

Заговор обнаружен благодаря стойкости тех командиров частей, к которым заговорщики обратились с предложением подкупа.

На конспиративной квартире заговорщиков был арестован один англичанин, который, после того как был доставлен


в Чрезвычайную Следственную Комиссию, назвал себя анг-ли-йск-им дипломатическим представителем Локкартом.

После установления личности арестованного Локкарта он б.ыл немедленно освобожден.

Следствие энергично продолжается58.

Печат. по газ. «Известия» Л? 189(453), 3 сентября 1918 г.

330. Доклад Народного Комиссара Иностранных Дел Г. В. Чичерина о Русско-Германских Добавочных договорах на заседании ВЦИК 2 сентября 1918 г.

Заключение новых договоров между Германией и Россией требовалось для того, чтобы положить конец созданному Брестским договором неопределенному положению, открывавшему широкий простор политике захватов по отношению к России. Для временно оккупированных областей, лежащих к востоку от окончательно отошедших от России по Брестскому договору местностей, этот договор не только не устанавливал границы, но даже не предусматривал способа ее установления. Ничего не говорилось в нем и о границах Финляндии и Украины. В то же время он оставлял полную возможность путем фиктивных самоопределений отделять от России новые части, или создавая из них полусамостоятельные государственные единицы, как Грузия, или таким путем присоединяя новые местности к отошедшим от России областям. Ненормальным оставалось и государственноправовое положение Эстляндии и Северной Лнфляндии, занятых германской полицейской властью для установления в них государственного порядка.

К территориальным вопросам присоединялись также не разрешенные Брестским договором финансовые вопросы. За содержание русских военнопленных в Германии и за причиненные во время войны германским подданным в России и Германии в Восточной Пруссии убытки Россия должна была уплатить Германии значительные суммы, размер которых и способ уплаты требовалось определить. Возможность наложения на нас таким путем контрибуции была неограниченной. Некоторые финансовые обязательства лежали и на Германии по отношению к России. Окончательный баланс должен был быть точно установлен.

Брестский договор предусматривал также заключение нового соглашения для урегулирования вопросов, вытекающих из аннулирования Россией государственных займов и из связанных с ее экономической политикой нарушений прав собственности. Из всех капиталистических государств, интересы которых нарушает антикапиталистическая политика Советского Правительства, одна Германия была бы в состоянии непосред-


ственным нападением положить конец этой политике и нам необходимо было гарантировать себя от этой опасности, уплачивая, так сказать, выкуп германскому капитализму.

Впервые предложение о том, чтобы Германия зафиксировала свои притязания, было нами сделано 26-го апреля, когда германские войска без объяснения причин продвигались вперед в Курской и Воронежской губерниях, когда вдоль всей демаркационной линии с германской стороны совершались постоянные мелкие продвижения вперед, а финские войска вторгались в Мурманский край. В результате нашего предложения германское правительство изъявило согласие на новые переговоры и со своей стороны предложило нам точно определить вопросы, подлежащие при этом обсуждению. Данное нами перечисление вопросов легло в основание работы политической комиссии в Берлине и составило программу подписанного 27-го августа Дополнительного договора*.Одновременно работала в Берлине финансовоправовая комиссия, выработавшая Финансовый и Частноправовой договоры, подписанные также 27-го августа. Эти три договора подлежат ратификации Центральным Исполнительным Комитетом 2-го сентября.

Политический договор [от] 27-го августа требует установления демаркационных линий для всех занятых германскими войсками территорий, с оставлением при этом нейтральной зоны между обоими фронтами.

Чрезвычайно важным для нас является обязательство Германии немедленно начать очищение временно оккупированных местностей. Территория, лежащая к востоку отЭстляндии и Лифляндии, очищается немедленно после установления их границы. Территория к востоку от Березины очищается по мере уплаты Россией требуемых от нее по Финансовому договору взносов, т. е. в ближайшие четыре месяца; об очищении же временно оккупированных местностей к западу от Березины будет заключено новое соглашение, по мере исполнения Россией ее дальнейших финансовых обязательств.

Заявление о том, что Россия отказывается от государственного верховенства над Эстляндией и Лифляндией, является только констатацией фактического положения вещей, и это обстоятельство в Договоре [от] 27-го августа специально оговорено, так что с нашей стороны есть только признание голого факта. Тут же прибавлено, что судьба этих провинций будет определена по соглашению с их населением.

Для того, чтобы Россия не была отрезана от моря, ей предоставляется свободный от таможенных сборов и от превы-

* Договоры, заключенные с Германией 27 августа 1918 г., названы Добавочными (Ergänzungsverträge) в отличие от четырех Дополнительных договоров (Zusatzverträge), заключенных 3 марта 1918 г. Россией с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией (см. док. № 79, 80, 81, 82).


шающих нормы провозных тарифов транзит на Ревель, Ригу и Виндаву — и специальные районы порто-франко в эгих приморских городах. Специальный договор должен дать возможность для России использовать водные силы Наровы для снабжения Петрограда электричеством.

Россия обязуется принять все возможные меры для изгнания военных сил держав Согласия из Северной России. Германия же гарантирует, что Финляндия не будет в это время нападать на Россию. Особо оговаривается гарантия Петрограда от такого нападения. -После удаления держав Согласия из Северной России, гарантируется безопасность от подводных лодок русского каботажного плавания в пределах 3-х миль от берега и парусного рыболовства в пределах 30 миль от берега.

Ввиду того, что применение метода фиктивных самоопределений к пограничным частям России могло бы всякое установление границы сделать иллюзорным, Договор [от] 27-го августа заключает в себе специальные обязательства Германии не способствовать отделению от России новых самостоятельных государственных единиц, кроме тех, которые уже упомянуты в этом Договоре.

Статьи Договора, касающиеся юга России, содержат постановления как выгодные для Германии, так и более выгодные для России. Мы не признаем сами самостоятельность Грузии, но мы выражаем согласие на признание ее Германией. С другой стороны, бесповоротно за Россией оставляется Бакинский уезд, причем Германия будет стараться о том, чтобы третья держава — имеется в виду Турция — не перешла через пограничную линию этого уезда. Надо заметить, что предательство буржуазии и соглашателей в Баку и приглашение ими англичан сильно затрудняют для нас наше положение при проведении в жизнь этой статьи.

Пока часть Донецкого бассейна, не отходящая к Украине, остается оккупированной Германией, нам гарантируется получение втрое большего количества тонн угля, чем мы будем доставлять Германии нефти из Баку, и вчетверо большее количество тонн угля, чем мы будем доставлять бензина; мы же обещаем доставлять Германии четверть добываемой нефти и, во всяком случае, не менее такого количества тонн, которое мы определим в специальном соглашении.

Железная дорога Ростов — Воронеж будет очищена Германией, как только мы этого потребуем, и по ней и по железной дороге Таганрог — Курск и Таганрог — Ростов допускается провоз наших товаров. Вообще же, лежащие близ Черного моря области вне Кавказа будут очищены Германией после ратификации русско-украинского договора; если же к моменту всеобщего мира она не состоится, то местности, не упомянутые в украинском III универсале, будут очищены


при всеобщем мире. Русские военные суда, находящиеся в германских руках, если Россияне уступитихУкраинеили Финляндии, поскольку эти суда захвачены после ратификации Мирного договора, признаются собственностью России и будут ей возвращены после всеобщего мира.

Другой договор касается финансовых обязательств России по отношению к Германии и способов уплаты по ним. После того, как общая сумма обязательств России была исчислена в 6 миллиардов марок, из которых 1 миллиард приходится на Украину, а на 2*/г миллиарда марок мы заключаем в Германии заем по 6%, остальные 2lf2 миллиарда марок уплачиваются следующим образом: Vf2 миллиарда золотом и ассигнациями в пять, точно определенных сроков, и 1 миллиард марок товарами, или же вместо них германскими ассигнациями, или же золотом и русскими ассигнациями. Гарантией заключаемого нами займа служат как некоторые государственные доходы, которые еще будут определены, так и концессии, относительно которых состоится особое соглашение.

Этими выплатами покрываются.как наши обязательства за причиненные немцам во время войны убытки и за содержание наших военнопленных в Германии, так и убытки, причиненные германским подданным нашим аграрным законодательством и национализацией или социализацией имущества германцев и аннулированием государственных займов. В покрываемые таким образом убытки включаются те, которые были причинены до 1-го июля 1918 года, а за дальнейшие такие же убытки мы должны платить германцам немедленно полностью. Декрет 28-го июня, провозгласивший национализацию громадного числа промышленных предприятий, подпадает под убытки, покрываемые этим Договором. Одновременно предусматривается возможность денационвлнзации отнятого у немцев имущества; в таком случае оии получат обратно свое имущество по той стоимости, какую им теперь уплатит германское правительство, хотя бы эта стоимость была значительно ниже действительной.

Для разрешения спорных вопросов при выдаче депозитов из банков создаются особые комиссии с нейтральными председателями, каковыми будут шведские консулы в Берлине, Москве и Петрограде. Депозиты будут выдаваться не заинтересованным лицам, а особому государственному комиссару, посылаемому каждой из сторон в пределы другой стороны. Вопрос о наследовании разрешен в том смысле, что налоги с наследства взимаются тем государством, к которому на-следователь принадлежал.

Третий договор относится к разрешению частноправовых споров в связи с войной, касающихся уплаты -по векселям и чекам валютных сделок, патентных прав, сроков давности,


и, Наконец, третейских судов, в Такого рода гражданскопра-вовых н торговоправовых спорах.

Суммируя содержание договоров в целом, можно Сказать, что они фиксируют дань, уплачиваемую нами за наше революционное законодательство, которое мы теперь можем свободно продолжать, и в то же время отчасти фиксируют н отчасти ограничивают результаты германского наступления на нас, которым Брест-Литовский договор оставил широкую возможность дальнейшего проявления и в некоторых пунктах, в особенности в вопросе о начинающемся очищении нашей территории, эти договоры представляют для нас серьезное улучшение нашего положения.

Печат. по газ. «Известия» M 190(454), 4 сентября 1918 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: