Нота Полномочного Представителя РСФСР в Германии Статс-Секретарю по Иностранным Делам Гиице

23 сентября 1918 г.

Господин Статс-Секретарь,

Настоящим имею честь довести до сведения Ващего Превосходительства нижеследующие факты, полученные из вполне достоверных источников.


В различных городах нынешней Украины и других центрах германской оккупации продолжается вербовка в члены так называемой «южной армии», которая достигает теперь уже 20 тыс. человек. В газете «Голос Киева» от 18[-го] с[его] м[есяца] напечатано следующее письмо в редакцию: «Десятый эшелон южной армии благополучно прибыл иа место назначения. Шлем привет родным и знакомым. Полковник Федоров».

Главное вербовочное бюро для этой армии находится в Киеве, в гостинице Гладенюка по Фундуклеевской улице. По сведениям, «южная армия» имеет свои штабы в рачличных других центрах, как-то: в Одессе, Пскове, Минске, Харькове, Гомеле, Житомире, Ровно, Каменец-Подольске. В настоящее время для этой армии формируется пять броневых поездов, находящихся пока в Одессе, а штабы их находятся в Киеве. Сформировавшиеся штабы отправляются в распоряжение ген. Семенова, которого ген. Краснов недавно назначил губернатором занятой части Воронежской губернии. Главное интендантское управление этой армии формируется в Киеве. Далее, из заслуживающих полного доверия источников поступают сведения, будто из Крыма в Минск прибыли бывшие офицеры русской армии с поручениями бывшего великого князя Николая Николаевича Романова с целью агитации и вербовки добровольцев в упомянутую «южную армию». В Минске канцелярия этой вербовочной комиссии помещается по Подгорной улице.

В секретном приказе по «южной армии», между прочим, говорится следующее: «Цель армии —борьба против большевиков, свержение Советской власти и восстановление монархии в России. Вопрос о той или иной форме монархического правления должен решиться после благополучного исхода борьбы. Южиая армия составляет корпус, во главе его поставлен генерал Семенов, являющийся ответственным перед Советом Спасения России. В распоряжение генерала Семенова отправляются все формирующиеся эшелоны. Армия содержится на средства, взятые заимообразно от лиц из Совета Спасения России, коим и будут возвращены. Заместителем генерала Семенова назначается генерал Липовцев, бывший командир 123[-го] армейского корпуса».

Если все эти факты верны, — а как сказано, они получены из самых достоверных источников, — то формирование этой армии, имеющей свои вербовочные бюро совершенно открыто в городах, находящихся на Украине и в зоне германской оккупации, как и снабжение ее, точно так же открыто производимое на той же территории, не могут происходить без ведома и, быть может, молчаливого согласия германских властей. В данном случае это согласие является поддержкой. А поддержка германскими властями армии, имеющей своей целью сверже-


иие нынешнего Правительства Российской Республики, явилась бы не только актом величайшего недружелюбия в отношении Рабоче-Крестьянского Правительства, с которым Императорское Правительство заключило Мирный договор, в первой главе которого заявляется о решимости обеих сторон жить «впредь в мире и дружбе», но была бы резким нарушением только что ратифицированного Добавочного договора, ст. IV которого гласит: «Поскольку в Мирном договоре или в этом Добавочном договоре не поставлено иного, Германия никоим образом не будет вмешиваться в отношения между Российским Государством и его отдельными областями, и, следовательно, она в особенности не будет ии вызывать, ни поддерживать образование самостоятельных государственных организмов в этих областях».

Поддержка «южиой армии» и даже молчаливое терпимое отношение к ней постольку является прямым нарушением этой статьи Добавочного договора, поскольку стоящий во главе этой армии генерал Семенов является ставленником генерала Краснова, объявившего себя во главе правительства так называемой Донской республики, стремящегося к отделению от России и самостоятельности, и поскольку формируемые отряды «южной армии» отправляются на поддержку мятежных войск мятежного и самозванного правительства генерала Краснова.

Состоянию «мира и дружбы» резко противоречит терпимое даже отношение германских оккупационных властей к формированию в области оккупации армии, открыто ставящей своей главной задачей низвержение нынешнего Правительства Российской Республики, т. е. того Правительства, с которым именно Германия постановила жить в мире и дружбе. Еще большим несоответствием является это, если принять во внимание, что при строгости германских законов в области оккупации и на Украине даже само передвижение не только целых воинских отрядов, но и отдельных лиц не могло бы иметь места помимо прямого разрешения подлежащих германских властей и что, таким образом, это терпимое отношение к врагам Советского Правительства, с которым Императорское Правительство находится в мирио-договорных отношениях, превращается в открытую поддержку и помощь смертельным врагам Советской России.

То же несоответствующее решимости жить «в мире и дружбе» отношение проявляется и в терпимом отношении к агитации, ведущейся из Киева против Рабоче-Крестьянского Правительства. Не говоря уже о том, что агитация эта построена почти исключительно на несоответствующих действительности фактах, в высшей степени удивительным является то, что Императорское Правительство, усматривавшее акты недружелюбия в отношении Германии в выражениях симпатии


к забастовкам на украинской территории со стороны отдельных российских граждан и отдельных российских газет и неоднократно резко протестовавшее против этого, видя в этом даже нарушение статьи второй Брестского договора, не оказало никакого воздействия и ие усмотрело никакого правонарушения в агитационных воззваниях уже не частных лиц, а всего украинского правительства, обращенных ко «всему цивилизованному миру» и выпущенных против Рабоче-Кре-стьянского Правительства по поводу никогда не имевших места на территории Советской Республики массовых расстрелов невинных людей и арестов высших священнослужителей, как патриарх Тихой, никем никогда не бывший арестованным.

Когда люди, расстреливавшие на улицах Киева и других городов Украины только по одному признаку — мозолистым рукам, н таким образом расправившиеся с тысячами своих врагов, люди, подавляющие теперь крестьянское восстание на Украине с неслыханной жестокостью, на весь мир вопят о «большевистских зверствах», имеющих место только в их собственной фантазии, а Императорское Правительство на это нисколько не реагирует, в то же самое время обращаясь с нотами протеста к Советскому Правительству по поводу каждого факта выражения симпатии к украинским рабочим и крестьянам даже со стороны отдельных лиц и отдельных газет, то это ни в коем случае ие может в душе русского народа укрепить уверенность в том, что Императорское Правительство стремится к упрочению состояния мира и дружбы между Россией и Германией.

Глубоко убежденное, что Императорское Правительство, в полном согласии с Рабоче-Крестьянским, не считает такое положение соответствующим интересам как русского, так и германского народов, Рабоче-Крестьянское Правительство вполне уверено, что Императорское Правительство расследует все указанные случаи'иедружелюбных в отношении России действий и, в случае их подтверждения, примет все меры, чтобы подобные факты более не повторялись.

Сообщая об этом Вашему Превосходительству, я в ожидании скорого ответа пользуюсь случаем, чтобы возобновить уверения моего глубочайшего уважения.

Иоффе

Печат. по газ. ^Известия» Л£ 211(475), 29 сентября!91в г.

На эту йоту Полномочного Представителя РСФСР статс-секретарь германского.министерства иностранных дел Гниде дал 26 сентября

40075 1918 г. за № А. 139355 0TJïeT следующего содержания:


«Господин Полномочный Представитель,

В ответ на письмо от 23-го сего месяца за № А. 582 имею честь сообщить Вам, что Императорскому Правительству ничего не известно об обсуждаемом в письме еаборе в Южную армию, производимом якобы на Украине и на оккупированной |руоск°й территории. Я принял меры, дабы на местах немедленно были произведены расследования сообщаемых происшествий. Если при этом обнаружатся факты, противоречащие Мирному и Добавочному* договорам, то само собой разумеется, будут приняты все меры для их устранения.

Примите, и проч...».

351, Нота Народного Комиссара Иностранных Дел Посланнику Швейцарии Одье

Передано по телеграфу в Петроград 24 сентября 1918?•

Высоко ценим дружественный ответ Вашего Правительства, приветствуем согласие иа пропуск русских солдат. Что касается договора о торговле61, хотим установить временный режим с продлением действия договора, исключая некоторые неприемлемые статьи, до момента завершения работ по подготовке нового договора.

Чичерин

Печат. по арх.

852, Нота Полномочного Представительства РСФСР в Германии Министерству Иностранных Дел

26 сентября 1918 г. M A. 602

В ответ на вербальную йоту от 23 сентября 1918 г. № IIIS. 55Rd. Sa 27/78 и 80/143979 Полномочное Представительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики имеет честь сообщить Министерству Иностранных Дел, что численность солдат, которые должны быть отправлены из Франции через Швейцарию и Германию в Россию, составляет ориентировочно 25—30 тыс. человек.

Полномочное Представительство имеет честь просить об ускорении решения этого вопроса, поскольку Россия, а также и Германия заинтересованы' в том, чтобы упомянутые русские солдаты не были использованы на Западном фронте. Само собой разумеется, что Правительство Российской Республики возьмет на себя все расходы, связанные с перевозкой солдат и а родину,

Печат. по йрх.

* В тексте ошибочно — Дополнительному.


353. Нота Полномочного Представительства РСФСР в Германии Министерству Иностранных Дел

26 сентября 1918 г. № А. 60S

В ответ на ноту Министерства Иностранных Дел от ^сентября 1918 г. № А.37763/131474 Полномочное Представительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики имеет честь -сообщить Министерству Иностранных Дел следующее.

Правительство Российской Республики также надеется, что собирающаяся сейчас в Ревеле Морская комиссия, после того как "не по вине Российской Республики потеряно так много времени, окончательно урегулирует вопросы об очищении от мин Балтийского моря и его заливов.

Одновременно Правительство Российской Республики констатирует, что замечание в вербальной ноте о том, что русский протест якобы необоснован и только затягивает возобновление торговых отношений, не может быть признано справедливым и соответствующим фактам. Правительство Российской Республики с самого начала было готово выполнить касающиеся этого условия Брест-Литовского мирного договора и давно приступило бы к работам, если бы необходимые для этого средства ие были — с согласия германских властей и вопреки условиям Договора — конфискованы Финляндией и если бы Германское Правительство без ведома Российского Правительства не заключило бы особого договора с Финляндией об очистке Балтийского моря от мин, лишив тем самым Российское Правительство возможности выполнить свои обязательства по русско-германскому Мирному договору.

Следовательно, вина за затяжку не может быть предъявлена Правительству Российской Республики, которое поэтому ие несет ответственности за задержку с восстановлением торговых связей в Балтийском море и его заливах.

Печат. по арх.

354. Нота Полномочного Представителя РСФСР в Германии Статс-Секретарю Министерства Иностранных Дел Гинце

27 сентября 1918 г. M Л. 597

Господин Статс-Секретарь,

Нижеподписавшийся позволяет себе обратиться к Вашему Превосходительству по следующему поводу:

В киевских газетах напечатано следующее официальное правительственное заявление:


«Прекращение таможенной войны между Украиной и Крымом. Последнее заседание Совета Министров было посвящено вопросу о положении Крыма. Обсуждение этого вопроса находится в связи с выраженным авторитетными кругами в весьма определенной форме пожеланием о прекращении ненормальных отношений между Крымом и Украиной и приостановке разоряющих население обеих сторон действий, направленных к углублению таможенной войны, а также в связи с состоявшимся между представителями Украинского и Германского Правительств соглашением по целому ряду касающихся этого вопросов.

Председатель Совета Министров Лизогуб обратился к Совету Министров с сообщением по крымскому вопросу и предложил обсудить его. Между прочим, председатель Совета Министров Лиэогуб указал, что настоящее положение вещей, при котором Крым и Украина, представляя собой отдельные государственные единицы, ведут таможенную борьбу, что самым тяжелым образом отражается иа промышленности и интересах населения обеих сторон, особенно на жителях Крыма, которые попали вследствие этой войны в крайне неблагоприятное положение, и что немедленное прекращение таможенной войны является настоятельно необходимым. После обмена мнениями по поводу доклада г-на председателя Совет Министров вынес следующее постановление: «Совет Министров Украинской Д&ржавы, осведомившись о решении представителей Крыма вступить с украинским правительством в переговоры об условиях объединения Крыма с Украиной и идя навстречу тяжелому положению населения Крыма, которое не может в условиях таможенной войны реализовать урожай фруктов и винограда, с позволения пана Гетмана постановил: 1) Временно прекратить таможенную войну при условии немедленной присылки представителями Крыма в Киев уполномоченного ими лица для открытия вышеупомянутых переговоров. 2) Просить министра финансов снять таможенный досмотр грузов, следующих в Крьгм и из Крыма. 3) Переговоры с представителями Крыма по прибытии в Киев об условиях слияния Крыма с Украиной вести непосредственно министрам заинтересованных ведомств, ие передоверяя своих полномочий другим лицам. 4) О времени прекращения таможенной войны сообщить по телеграфу».

Нижеподписавшийся позволяет себе напомнить Вашему Превосходительству, что как в III украинском универсале, так и в известной ноте Императорского Правительства от 29-го марта с. г., где устанавливались границы территории, на которую претендует Украина, ясно указывалось, что Крым в эту территорию ие вводит. С другой стороны, Императорское Правительство в ст. IV Добавочного договора к


Брестскому договору категорически обязывается не вызывать и не поддерживать образования самостоятельных государственных организмов внутри России.

В заявлении председателя украинского Совета Министров г-на Лизогуба, что Крым представляет собою «самостоятельную государственную единицу», Рабоче-Крестьянское Правительство так же, как и в 'Признании Украиной независимой Донской республики, о чем нижеподписавшийся уже имел честь довести до сведения Вашего Превосходительства в йоте от 8 сентября 1918 г. за № А. 535*, усматривает недружелюбный в отношении России акт. Недружелюбность эта еще усугубляется ввиду того обстоятельства, что украинское правительство ведет с этой неотделимой частью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики — Крымом переговоры о слиянии его с Украиной.

Тот факт, что в своем заявлении господин председатель украинского Совета Министров ссылается по этому поводу иа «состоявшееся между представителями Украинского и Германского Правительств соглашение по целому ряду вопросов», вынуждает Рабоче-Крестьянское Правительство заявить, что если бы это признание Украиной независимого Крыма и переговоры о слиянии его с Украиной явились результатом соглашения ее правительства с Императорским Правительствам, то это было бы со стороны Германии явным и резким нарушением ст. IV Добавочного договора к Брестскому мирному договору.

Крым, как и Донская область, составляет часть Российской Республики и отделение их от России, признание их независимости или присоединение их к какому-либо другому государству является нарушением суверенных прав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и только так может быть воспринято Рабоче-Крестьяиским Правительством.

С другой стороны, признание Украиной независимого Крыма и независимого Дона и отказ устанавливать с Российской Республикой государственную границу в этих областях лишают Россию возможности выполнить принятое ею на себя по Брестскому договору обязательство заключения мирного договора с Украиной. Рабоче-Крестьянское Правительство указывает вследствие этого вторично, что, снимая с себя всякую ответственность за невыполнение этого, оно надеется на содействие Германии в смысле создания условий, делающих для России возможным выполнение возложенного на нее Брестским договором обязательства.

Нижеподписавшийся, доводя обо всем этом до сведения Вашего Превосходительства и в ожидании скорого ответа

* См. до«. № 334.


Пользуется случаем, чтобы возобновить уверения глубочайшего уважения.

Иоффе

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» ЛИ 216(480), 5 октября 1918 г.

355. Нота Полномочного Представительства РСФСР в Германии Министерству Иностранных Дел

30 сентября 1918 г. M А. 600

Полномочное Представительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики имеет честь возразить Министерству Иностранных Дел в ответ на его вербальную ноту от 25-го сентября 1918 г. за № А. 39854/139278 нижеследующее:

Согласно имеющимся у Полномочного Представительства официальным донесениям, обстоятельства, при которых произошел инцидент в Кореневе, не соответствуют тому, что сообщается iß упомянутой ноте. Если под «сильным большевистским отрядом», о котором идет речь в вербальной ноте, подразумевается войско Российской Республики, которое якобы напало на германский отряд, то это не согласуется с русскими донесениями.

Полномочное Представительство считает необходимым напомнить о том, что еще до инцидента при Кореневе оно сообщало через Тайного Советника Надольного, что войсковые части Российской Республики, стоящие под Кореневом, подверглись нападению со стороны повстанцев, которые затем перешли в область, занятую германскими войсками.

Сообщая о сем, Полномочное Представительство указывало Императорскому Правительству на возможность нападения повстанцев на германские отряды и просило поэтому не возлагать на русское командование ответственности за возможное нападение. Вместе с тем Полномочное Представи-тельствосообщило, что Курский полк был расформирован еще в августе после известного мятежа и что отдельные мятежники имели возможность дезертировать и примкнуть к украинским повстанцам. Поэтому показания пленных, что в рядах отрядов, которые напали на Коренево, находились также части Курского полка, не могут быть приведены как доказательство того несоответствующего действительности утверждения, будто нападение было совершено не повстанческими отрядами, а регулярным войском. То обстоятельство, что Полномочное Представительство обращало внимание Министерства Иностранных Дел на возможность нападения на немецкие отряды, должно бы служить достаточным доказательством того, что нападение не могло быть произведено регулярным войском


Российской Республики. Рабочее и Крестьянское Правительство, напротив того, и теперь держится того мнения, что переход немецкими войсками демаркационной линии и занятие местностей, находящихся в нейтральной зоне, является резким нарушением прав со стороны Германии, и оно оставляет за собой право по расследовании этого инцидента потребовать наказания виновных в даииом правонарушении.

Что касается расследования, то Полномочное Представительство уже указывало на необходимость создания смешанной комиссии, коей и следует поручить это расследование. Теперь Полномочное Представительство получило извещение, что на месте уже работает такая смешанная русско-германская комиссия, называющаяся Конфликтной комиссией. Посему Полномочное Представительство считает, что было бы целесообразнее передать этой Конфликтной комиссии также и расследование обстоятельств, при которых произошел конфликт под Кореневом.

Вместе с тем Полномочное Представительство доводит до сведения Министерства Иностранных Дел, что германская батарея, отнятая у германцев под Кореневом повстанческим отрядом, согласно договору местных штабов, возвращена германскому командованию 24-го с[его] м[есяца].

Смею надеяться на скорый ответ.

Печат. по арх.

Нота НКИД является ответом на следующую ноту германского МИД от 25 сентября 1918 г. № 39854/139278:

«Принимая во (внимание переданную 24 село месяца г. Соломону записку относительно инцидента в Кореневе и устные о сем переговоры, Министерство Иностранных Дел имеет честь сообщить Полномочному Представительству Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, что, согласно имеющимся здесь официальным германским донесениям, дело обстоит следующим образом.

Местечко Коренаво подверглось 13 сего месяца утром нападению со стороны сильного большевистского отряда, в рядах которого, согласно показаниям пленных, находились части Курского советского полка. Виновные были не добровольцами, а регулярной воинской частью. В месте их пристанища, у Снагоста, они напали на германскую батарею, большую часть которой -захватили в плен н увезли.

Императорское Правительство осведомлено из устного объяснения г. Полномочного Представителя о том, что батарея эта возвращена; подтверждения этого сообщения со стороны германских властей еще.не получено. Протестуя против нарушения мира со стороны русских войск, Императорское Правительство вынуждено поставить следующие требования:

1) Немедленное возвращение увезенной батареи и взятых в плен солдат.

2) Безотлагательное расследование этого инцидента.

Оно, кроме того, оставляет за собой право по окончании расследования требовать строгого наказания виновных и уплаты денежной пени за убитых и раненых германских солдат.

Надеемся получить скорый ответ».


356. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел Полномочному Представителю РСФСР в Германии

30 сентября 1918 г. M 609

На Вашу телеграмму от 28 сентября № 108 могу Вам сообщить следующее. В основу инструкции, данной нашим представителям в Либавской комиссии, положено следующее решение нашего Высшего Военного Совета: в случае, если по обстановке придется по приказанию Совнаркома дать определенный ответ Германии, то непременным условием выдачи планов должно быть установление демаркационной линии на Финском заливе.

Основанием для такого решения послужило то военное соображение, что после удаления всех минных заграждений Финского залива, не имея демаркационной линии и будучи вынужденными по Брестскому договору держать все наши военные суда в портах, ие имея, таким образом, даже примитивной охранной службы, мы можем все время ожидать внезапного появления германских военных судов на Кронштадтском рейде и не успеем 'принять даже самых необходимых мер обороны. Имея это в виду, мы еще с мая месяца, т. е. после первых нот германского правительства о выдаче планов минных заграждений и выполнения обязательства ст. пятой Брестского] договора, отвечали, что вопрос этот надо решить совместно с установлением демаркационной линии. Последняя наша нота по этому поводу была передана 28 августа германскому генеральному] консулу в Москве.

Таким образом, германское правительство уже давно было извещено, что мы ставим выполнение ст. пятой Договора в зависимость от установления демаркационной линии. Хотя Германия и ссылается на то, что выполнение обязательств этой статьи ничего общего с демаркационной линией не имеет, но, с другой стороны, о демаркационных линиях говорится в Дополнительном договоре, и вполне можно поручить Морской комиссии в Либаве заняться заодно и этим вопросом.

Если Германия все же будет настаивать на букве и утверждать, что Либавская комиссия имеет только целью вопросы, упомянутые в ст. пятой Бр[естского] договора, то необходимо указать еще раз германскому правительству, что мы всегда протестовали и теперь протестуем против его намерения навязать нам буквальное исполнение этой статьи после того, как сама Германия захватила у нас все средства траления и заключила без нашего ведома и согласия особый договор с Финляндией, по которому переложила очистку моря от мин с нас на Финляндию. Подробности этого поручено выяснить нашим представителям в Либаве, но самый факт подобного изменения Германией обстановки позволяет нам оспаривать ее точку зрения и ее желание сузить компетенцию комиссии


исключительно тем, что ей выгодно. Если германское правительство не считает возможным обсуждать вопрос о демаркационной линии на Финском заливе в Либавской комиссии одновременно с вопросами ст. пятой Брестского] договора,то следует ему предложить сперва решить первый вопрос, о чем мы уже неоднократно просили германское правительство. Брестский договор поставил нас в исключительно тяжелые условия на море, даже сточки зрения самой пассивной и естественной обороны; Дополнительный договор, не коснувшись непосредственно демаркационной линии на море, говорит о таких линиях на фронтах, и в данном случае можно настаивать иа распространении этого понятия и на Финский залив. Имея в виду все вышеизложенное, Вы сами понимаете, какое серьезное значение имеет для иас демаркационная линия в Финском заливе и почему мы должны настаивать, чтобы вопрос о ней был бы решен перед тем, как сговариваться с Германией о выдаче ей планов наших минных заграждений. Поэтому необходимо во что бы то ни стало уладить дело в желательном для нас смысле и добиться или включения вопроса о демаркационной линии в Либавскую комиссию, в первую очередь, или же, если это будет признано невозможным, решить его каким-либо другим способом, но тогда работы Либавской комиссии надо будет временно приостановить.

Чичерин

Печат. по арх.

357. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел Германскому Генеральному Консулу Гаушильду

3 октября 1918 г.

Русское Правительство не может согласиться со взглядом Германского Правительства, выраженным в ноте Германского Генерального Консульства от 16 сентября относительно Аландских островов. Если бы разоружение Аланда не касалось России, как то полагает ныне Германское Правительство, то ие было бы никаких оснований постановлять о разоружении Алаида в Брестском договоре между нею и государствами Четверного союза. Раз условие о разоружении Аланда поставлено в этом Договоре рядом с постановлениями, заключающими в себе признание независимости Финляндии, к территории которой относятся Аландские острова, то очевидно, что вопрос о разоружении Аланда не оказался исчерпанным для России через одновременное возникновение финляндского суверенитета над Аландскими островами. Никаких указаний на то, будто постановление р разоружении Аландских островов затрагивало Россию лишь постольку, поскольку острова находились фактически в ее обладании,


Брестский договор не содержит, и подобное толкование совершенно произвольно. Что сама Германия иначе смотрела на этот вопрос, доказывает памятная записка Германского Правительства по поводу Брестского договора, внесенная в Рейхстаг, в которой ясно говорится о значении условия о разоружении Аланда для всех держав Балтийского моря.

Ввиду всего этого Русское Правительство, ссылаясь иа свои договорные права, видит себя вынужденным настаивать на участии своих представителей во всех переговорах о срытии укреплений и вообще разоружении Аландских островов.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх.

Эта нота НКИД является ответом на следующую ноту Гаушильда от 16 сентября 1918 г.:

«В дополнение к ноте от 30-го прошлого месяца № ттт и по поручению Императорского Правительства Императорское Германское Генеральное Консульство имеет честь сообщить Народному Комиссариату по Иностранным Делам нижеследующее:

Вопрос о собственности на отдельные сооружения, относящиеся к укреплениям на Аланде, является вопросом, подлежащим обсуждению между Финляндией и Россией и настоящими переговорами он не предопределяется.

Так как сами Аландские острова между тем из владения России перешли во владение Финляндии, то об осуществлении демилитаризации Россией уже ие.может быть речи. Соответствующее постановление Брестского договора возлагало на Россию обязательства лишь в течение того времени, пока Россия фактически владела Аландскими островами.

Привлечение Швеции к переговорам объясняется тем, что демилитаризация является мероприятием, осуществляемым исключительно и интересах Швеции».

358. Нота Полномочного Представителя РСФСР в Германии Турецкому Послу в Германии Рифаат-паше

3 октября 1918 г.

Господин Посол,

Как известно Вашему Превосходительству, после занятия Баку турецкими войсками Рабоче-Креетьянское Правительство обратилось к Императорскому Оттоманскому Правительству с нотой, -в которой заявляло о прекращении мирных отношений между Россией и Турцией. После этого Великий Визирь Талаат-паша пожелал вступить со мной в переговоры в целях улажв[Ния создавшегося конфликта мирным путем62. После долгих переговоров я предъявил Его Высочеству следующие требования как единственно приемлемые для России:


1) Турция уводит до границ, установленных Брестским договором, все свои войска: регулярные, нерегулярные, со всей амуницией и снаряжением, и всех отдельных турецких добровольцев, так же как и турецких гражданских чиновников, и передает всю означенную территорию российским войскам.

2) Для установления убытков, причиненных турецкими войсками России в нарушение Брестского мирного договора, устанавливается особая международная комиссия.

3) Обе Стороны обращаются к германскому императорскому правительству с просьбой гарантировать выполнение этих обязательств.

Его Высочество заявил мне, что не может дать ответ, не посоветовавшись со своими товарищами, и перед отъездом Великого Визиря в Константинополь было постановлено, что ответ Оттоманского Правительства будет дан мие через посредство Вашего Превосходительства в понедельник 30 сентября 1918 г. Затем по телеграфной просьбе Великого Визиря, не успевшего еще обсудить этот вопрос в Константинополе, срок этот был продлен до среды 2 октября 1918 года.

Сегодня Ваше Превосходительство сообщили мне, что Оттоманское Правительство отдало своим войскам приказ отойти к границам, установленным Брестским договором, и что этот отход уже начался. На вопрос мой, означает ли это принятие Турцией выставленных требований, отходят ли также турецкие нерегулярные войска и принимаются ли остальные требования, Ваше Превосходительство не имели возможности дать ответ, ссылаясь на отсутствие инструкции Оттоманского Правительства.

Ввиду этого я считаю прекращенными переговоры, ведшиеся мною по желанию Его Высочества Великого Визиря и, выполняя поручения моего Правительства, при сем препровождаю Вашему Превосходительству упомянутую йоту Рабо-че-Крестьяиского Правительства Императорскому Оттоманскому Правительству.

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» Л? 216(480), 5 октября 1918 г.

359. Нота Полномочного Представительства РСФСР в Германии Министерству Иностранных Дел

5 октября 1918 р.

В связи с вербальной йотой от 4 октября сего года № А.616 Полномочное Представительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики имеетчесть сообщить Министерству Иностранных Дел следующие факты:


Из Молодечно, Ёиленокой губ., сообщают, что там немецкими властями реквизируется все, что только можно захватить. У крестьян, которые, ничего не подозревая, едут на базар, отпрягаются и уводятся лошади. Телеги остаются посреди дороги. Во многих местностях крестьян заставляют доставлять все молоко в комендатуру; там с него при помощи центрифуг снимают сливки, крестьянин же получает снятое молоко. В волости Молодечно вышел приказ доставить германским оккупационным властям 3000 пуд. зерновых, 12 000 пуд. ярового хлеба и 12 000 пуд. соломы. Все это должна дать одна волость. Кроме того, там отнимаются все лошади, коровы, свиньи и куры.

Из Минска также приходят сообщения о насильственной реквизиции. В Фарафиановской волости, Вилеиского уезда, у крестьян насильственно отнимается скот, особенно лошадн. Кроме того, крестьян заставляют ежедневно поставлять 2 литра молока с каждой коровы.

Все это делается несмотря на то, что на основании соглашения, заключенного 12-го сентября в Орше представителями России и Германии, при очищении оккупированных областей германские оккупационные власти имеют право вывозить только то конфискованное имущество, которое было конфисковано до 6 сентября 1918 г. Кроме уже сообщенных фактов получены также и из Смоленской губ. известия, что германские военные власти не только не прекратили реквизиции, но производят их особенно усиленно. Во многих местностях у крестьян отнимают последнюю корову, последнюю лошадь и мелкий окот.

В Полоцком уезде срубается самый дорогой лес и сплавляется по Двине в Двииск. В том же уезде оккупационными властями издан приказ обрезать у лошадей гривы и хвосты и доставить волос в местные комендатуры.

Из Лепелевского уезда сообщают, что при очищении территории было разрушено телеграфное сообщение между Бе-шеиковичами и Лепелем. При очищении оккупированных водных путей уведены на Двине пароход «Силач» и пароходы «Анна» и «Лев» на Днепре.

Полномочное Представительство РСФСР еще раз выражает решительный протест против этих неслыханных злоупотреблений со стороны оккупационных властей. Полномочное Представительство повторяет, что Рабочее и Крестьянское Правительство видит себя вынужденным требовать от Императорского Германского Правительства полного возмещения убытков и обратить его внимание на эти нарушения правил об очищении территории при выполнении Россией обязательств, принятых ею по отношению к Германии.

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Правда» Л? 230, 24 октября 1918 г.


360. Нота Советского Полномочного Представительства в Германии Министерству Иностранных Дел

7 октября 1918 г. № А. 626

Полномочное Представительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики имеет честь сообщить Министерству Иностранных Дел:

Согласно сообщениям, полученным Полномочным Представительством, пароходы, поддерживающие сношение между Петроградом и Стокгольмом, отводятся германскими властями в Ревель, где подвергаются контролю. Кроме того, германские власти требуют от шведов, везущих в Россию товары, официальных удостоверений в том, что товары эти не предназначаются для стран, с которыми Германия находится в состоянии войны.

Ссылаясь на параграф V Б реет-Литовского мирного договора, гласящего: «Торговое судоходство в этих областях моря свободно», •— Полномочное Представительство решительно протестует против подобных мероприятий и просит Министерство Иностранных Дел о немедленном их устранении.

Печат. по арх.

361. Нота Полномочного Представительства РСФСР в Германии Министерству Иностранных Дел

7 октября 1918 г. M А. 628

Полномочное Представительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики имеет честь в ответ на вербальную ноту № А. 40617/148007 от 2 октября 1918 г. и в дополнение к своей вербальной ноте от 30 августа 1918 г.№А. 518 довести до сведения Министерства Иностранных Дел нижеследующее:

Инцидент, происшедший с фельдъегерем лейтенантом Данквартом, посланным в Берлин в качестве курьера, весьма прискорбен; однако его можно, вероятно, объяснить тем, что со стороны Императорского Генерального Консульства в Петрограде допускаются весьма нежелательные явления в курьерской связи. Ежедневно через Торошино проезжают несколько германских дипломатических курьеров. Под охраной консульских дипломатических печатей из России вывозятся такие контингента и виды товаров, вывоз которых из России запрещен. Некоторые случаи могут подтвердить это:

4 сентября через Торошино проследовало 2 вагона с каучуком и автомобильным маслом под видом инвентаря посольства; 6 сентября—60 пудов мыла и большое количество коньяка; 12 сентября — одеяла; 24 сентября — частное имущество


господина Пгербрехта; 23 сентября — 6 пудов мануфактурных товаров, серебряные и золотые монеты и предметы, затем кофе и как;ю; 28 сентября— частное имущество г-на Иордана.

Злоупотребления доходят до того, что в Германском Консул!,пне принимают даже различные драгоценные предметы богатых москвичей и отправляют их в Германию через посредство дипломатических курьеров. Все эти и другие факты документально установлены и запротоколированы.

Чтобы прекратить эти злоупотребления, приводившие уже к нежелательным недоразумениям, Полномочное Представительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики имеет честь сообщить Министерству Иностранных Дел следующие правила, утвержденные Российским Комиссариатом по Иностранным Делам в целях регулирования дипломатической курьерской связи:

1) Курьерская связь между Германией и Россией осуществляется только два раза в неделю одновременно двумя дипломатичеокнм'И курьерами, посылаемыми исключительно Германским Дипломатическим Представительством в Москве. Всякая иная связь между германскими учреждениями в России и Германией осуществляется через Германское Дипломатическое Представительство в Москве или — как это имеет место теперь — через Императорское Германское Консульство в Москве.

2) Каждый дипломатический курьер может везти с собой только 150 кг багажа, так что каждый раз оба курьера вместе могут брать с собой не более 300 кг багажа.

Доводя все это до сведения Министерства Иностранных Дел, Полномочное Представительство выражает надежду на получение ответа в скором времени. В то же время оно уже теперь может заверить, что в таком случае будут отменены все нежелательные, однако при настоящем положении дел необходимые меры, принимаемые против отдельных курьеров.

Берлин, 7-го октября 1918 г.

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: