Интервью Председателя Российско-Украинской делегации на мирных переговорах с Польшей директору Латвийского телеграфного агентства

СООБЩЕНИЕ РОСТА

8 января 1921 г.

Рига, 11 января. В интервью, данном директору Л. Т. А. 8 января с. г., А. А. Иоффе заявил: «По поводу распространившихся в Риге слухов о якобы готовящемся наступлении России на Латвию и о концентрации сил Красной Армии иа российско-латвийской границе, я прежде всего хотел бы обратить внимание, что эти слухи вменяют иам в вину выщеска-


за-ниое не только в отношении Латвии, но и в отношении Эстонии, Польши, Румынии и т. д. Говорят не только о концентрации наших войск на всех наших границах, но и о.переходе нами границы, например, в Латгалии. Французское радио вкладывает мне в уста фразу, никогда мною не произнесенную, именно, что положение России настолько улучшилось, что она теперь не намерена выполнять своих обязательств. Я категорически заявляю, что во всех этих случаях иет ни слова правды.

Россия теперь, как и всегда, настроена самым дружественным образом по отношению ко всем своим соседям, с которыми заключила мир, Верная своим принципам, она не только не желает возобновления войны с ними, «о, наоборот, готова посильно помочь им в их тяжелом экономическом положении. Россия более, чем когда-либо, настроена миролюбиво, ибо более, чем когда-либо, желает посвятить все свои силы внутреннему экономическому строительству. Советская Россия никогда не вела войны во имя войны, во имя завоеваний, и впредь не намерена вести подобных войн. Переход от мирного труда к войне возможен для Советской России впредь, как и раньше, только в том случае, если какая-нибудь война опять будет ей навязала.

Но мне по этому поводу хотелось бы ente раз подчеркнуть, что цепня систематичность в распространении этих ложных глухой и их ласrofMiHiïocTb создают твердую уверенность в том, чго здесь соз-шмельно действует чья-то злая воля. Нет сомнения, что те, кому невыгоден и нежелателен мир на Востоке Европы, систематически стремятся сеять тревогу и создавать неустойчивость положения. Ко всем этим слухам нужно поэтому относиться, как к злостной провокации».

Печат. по газ «Правда» Л$ б, 12 января /921 г.

253. Письмо Представителя РСФСР в США уполномоченному «Синдиката Ваидерлип» Вашингтону Б. Вандерлипу

8 января 1921 г.

Мой дорогой г-н Вандерлип,

Спасибо Вам за Ваше дружеское письмо от 3-го января. Вы вполне правы, полагая, что Советское Правительство остается уверенным в скором восстановлении нормальных торговых отношений между Соединенными Штатами и Советской Россией. Давая мне указания ликвидировать в настоящее время дела моего Представительства и вернуться в Россию, Комиссариат Иностранных Дел лишь выразил этим свой продуманный вывод, заключающийся в том; что пока


нынешняя политика Американского Правительства, нашедшая свое выражение в решении Министра труда, остается без изменений, представляется бесполезным предпринимать дальнейшие усилия в целях восстановления торговых отношений между двумя государствами.

Мы ие думаем, чтобы эта политика оставалась в течение долгого времени без изменений. Америка в той же мере нуждается в России, как и Россия в Америке. Возврат к нормальным отношениям неизбежен. Мы будем готовы пойти навстречу Американскому Правительству при первом указании на то, что нынешняя политика разобщения будет прекращена.

С того времени как я имел удовольствие видеть Вас здесь, в печати появились некоторые неточные сообщения и предположения относительно того как может отразиться мой отъезд на отношениях, установившихся между Вами и членами Вашего Синдиката н Советским Правительством. В ответ иа все запросы по этому предмету я определенно заявил, что соглашения, заключенные Вами в Москве, не затрагиваются полученными мною инструкциями аннулировать все заключенные моим Бюро контракты, остающиеся еще незавершенными. Нынешние обстоятельства, разумеется, препятствуют выполнению этих контрактов. Ваши соглашения с органами власти в Москве остаются незатронутыми этими инструкциями и являются предметом мероприятий со стороны этих властей.

Печать иногда не проводила четкого различия между вопросом о концессии в Северо-Восточной Сибири и на Камчатке н обособленными переговорами о создании Вашим Синдикатом финансового агентства для финансирования закупок Советского Правительства в Америке47. Эти два вопроса являлись, конечно, совершенно обособленными и не связанными один с другим. Всякому достаточно ясно, что финансовое агентство в том виде, в каком оио предполагалось, занимающееся лишь финансированием закупок, а не осуществлением самих закупок, обуславливается не только восстановлением нормальных торговых отношений, но также и наличием в Америке надлежаще аккредитованного закупочного бюро, уполномоченного заключать контракты, инспектировать и принимать закупленные товары. Такова была функция Бюро Российского Советского Правительства, и с ликвидацией этого Бюро не остается какого-либо другого агентства, которое могло бы выполнять ту же функцию. Только в этом отношении мой отзыв и затрагивает Ваши планы. Но ведь это лишь означает, — и каждый должен понимать это,— что нормальная торговля между Россией и Соединенными Штатами не может возобновиться до того, как будут восстановлены нормальные и необходимые-условия для торговли.

4Ô6


Я зиаю, что Вы полностью понимаете это положение, и я хотел здесь лишь устранить какие-либо неправильные представления, которые могли возникнуть в результате неточных сообщений, появившихся в печати.

В заключение разрешите мне вновь выразить мою признательность за тот живой интерес, который Вы проявили к вопросу восстановления дружеских отношений между русским народом и американским народом, и за Ваш деловой подход к этому вопросу. Мы ие испытываем сомнений в отношении конечных результатов.

Искренне Ваш

Л. Мартене

Представитель Российской Социалистической

Федеративной Советской Республики

в Соединенных Штатах.

Печат по арх. Опубл. в бюлл. «Soviet Russia«, vol IV, January 29, 1921. p. 127.

В упоминаемом письме Вандерлипа Л. К. Мартенсу от 3 января 1921 г. говорилось:

«Дорогой господин Мартене,

Я с большим сожалением узнал о Вашем предстоящем отъезде из Соединенных Штатов Однако я вполне понимаю мотивы, которые побудили Комиссариат Иностранных Дел дать Вам указание не обжаловать решение Министра труда, но ликвидировать дела Вашего Бюро и немедленно возвратиться в Москву. Имея в виду решение Министра труда, которое было направлено против Вашего Правительства, а не против Вас лично, Советскому Правительству ничего не оставалось, как прекратить временно свои усилия с целью достигнуть дружеских экономических отношений с Соединенными Штатами.

Я знаю по своему опыту из разговоров с высокопоставленными должностными лицами Вашего Правительства, как искренне они стремятся к тому, чтобы установить дружеские торговые связи с американским народом Я также уверен в том, что они не ошибаются в подлинных чувствах и желаниях Америки на этот счет. Советское Правительство рассчитывает на скорое возобновление отношений с Соединенными Штатами. Я полагаю, что его надежды обоснованы. Я ожидаю в течение ближайших месяцев полного восстановления нормальных торговых отношений между Россией и Америкой. Нынешняя политика враждебности и разобщения целиком основана на неведении и истерии, вызванных самой злостной и лживой пропагандой, и она ни в коей мере не выражает здравого смысла американского народа. У нас имеются старые традиции дружбы с Россией, и эти традиции, впервые нарушенные нынешней ошибочной политикой, вскоре будут восстановлены на благо и к удовлетворению народов той и другой страны.

Желаю Вам счастливого пути и скорого и благополучного возвращения. Ваше Правительство поступило мудро, отозвав Вас в настоящее время. Я уверен, что Американское Правительство в ближайшем будущем проявит такую же мудрость и обратится с предложением о Вашем возвращении в Америку».


254. Нота Правительства РСФСР Правительству Великобритании *

9 января 192! г.

Мы получили Вашу телеграмму от 7 января, в которой Вы пытаетесь снять с Британского Правительства ответственность за проволочку в переговорах о торговом соглашении с Россией. Российское Правительство, тем не менее, вынуждено остаться при утверждении, что ответственность за то, что эти переговоры так долго не приводили к успешным результатам, лежит исключительно на Британском Правительстве.

Назначение Литвинова представителем российских кооперативов за границей ни в малейшей мере не задержало открытия торговых отношений между Россией и Великобританией, если принять во внимание, что, находясь уже в Копенгагене, он немедленно же приступил к заключению торговых сделок от имени России. Утверждение, что его предыдущая деятельность в Великобритании могла дать какое-либо разумное основание для недопущения его в эту страну, совершенно не соответствует действительности. На само'М деле, в то время он оставался в Великобритании до тех пор, пока британские представители оставались в России, и покинул Лондон лишь в тот момент, когда Российское Правительство было вынуждено потребовать отозвания Британского Представителя г. Локкарта, организовавшего заговоры против Российского Правительства и его руководящих членов. Мы должны категорически констатировать, что Российское Правительство не получило от Британского Правительства ни одной жалобы на действия Литвинова во время его пребывания:в Великобритании. Все дело об отклонении его назначения, можно рассматривать лишь как сознательную -попытку обструкции и создания препятствий к восстановлению нормальных и мирных отношений между Великобританией и Россией, выгодных для обеих сторон. До сих пор Британскому Правительству не удалось привести ни одного конкретного довода в оправдание своего необоснованного действия против назначения Литвинова, действия, совершенно необычного по отношению к мирным или торговым переговорам.

Далее мы должны констатировать, что задержка в отъезде Красина в Копенгаген произошла исключительно вследствие бесконечной отсрочки принятия Британским Правительством коммерческих и технических экспертов, которые должны были сопровождать его. После того, как Британским Правительством была отправлена в Копенгаген специальная делегация для этих переговоров, перерыв их опять-таки произошел вследствие нового обструкционистского хода

* Передана по радио на имя Министра Иностранных Дел Великобритании Керзона.

m


Британского Правительства. Ни один разумный человек не может поверить, что британский коммерческий представитель г. Уайз прибыл в Копенгаген с обширным штатом экспертов и многочисленными должностными лицами с единственной целью заявить русским делегатам, что Британское Правительство желает вести переговоры в Лондоне, а не в Копенгагене. Причина внезапного отъезда г. Уайза из Копенгагена, через несколько дней после начала переговоров, до настоящего времени остается совершенно необъяснимой. В тот момент, когда Британское Правительство потребовало, чтобы Красин проследовал в Лондон, британскими представителями было официально заявлено, что в Лондоне придется вести лишь торговые переговоры, так как участие Литвинова было необходимо для ведения переговоров политического характера. Вопреки этим заявлениям, Британский Премьер-Ми-нистр в переговорах с Красиным выдвинул свои хорошо известные политические требования, создавая, таким образом, новые затруднения для осуществления торгового соглашения.

После того, как в результате примирительной позиции, занятой Российским Правительством, было заключено соглашение 30 июня — 7 июля*, последнее опять-таки по вине Британского Правительства не могло вступить в силу. Ни один пункт этого соглашения не давал повода к отсрочке его осуществления Британским Правительством в связи с польским вопросом, и лишь благодаря новым уступкам со стороны Российского Правительства, на которые оно пошло, несмотря па этот новый обструкционистский ход Британского Правительства, Российская делегация могла проследовать в Лондон, где, тем не менее, переговоры были вновь отложены.

Российское Правительство снова вынуждено протестовать против беспочвенных обвинений, возведенных на Председателя нашей Делегации Каменева и использованных как предлог к новой отсрочке соглашения с Россией. Разногласие между Россией и Великобританией по поводу толкования одного из пунктов русских условий перемирия с Польшей, которые в своей окончательной редакции, конечно, должны были быть известны со всеми подробностями, отсутствовавшими в первом суммарном их перечне, было окончательно разрешено обменом нот в начале русско-польских переговоров о перемирии, и только месяц спустя Британское Правительство внезапно открыло, что это разногласие было достаточной причиной для разрыва переговоров и для высылки Главы нашей Делегации. Что касается сношений Каменева с Советом Действия, то они начались по желанию самого же Британского Правительства, которое таким путем пыталось

* См. стр. 17-19 и док. № 6


повлиять на наши решения по вопросу о мире с Польшей. К делу о субсидиях, предложенных газете «Дейли геральд» Исполнительным Комитетом III Интернационала, как и к делу о продаже драгоценностей, Каменев не имел никакого отношения, и Российским Правительством было своевременно и официально заявлено, что Британское Правительство стало жертвой мистификации и бесчестных махинаций низших агентов. Мы имеем полное основание полагать, что бывшие чиновники царского правительства грубо обманывали Британское Правительство и были главными виновниками ложного осведомления Британского Правительства о роли, приписанной нашей Делегации в этом деле.

В последующие месяцы Британское Правительство нашло новый предлог для дальнейших отсрочек в факте присутствия британских пленных в третьем государстве, не находящемся под властью России, в независимой Азербайджанской Республике, — обстоятельство, не лишенное иронического характера, так как дипломатическую помощь, в то время предложенную Россией Великобритании для разрешения этого спора с Азербайджаном, Британское Правительство использует в настоящее время для оправдания отсрочки заключения соглашения с Россией, приписывая последней вину за действия третьего государства, т. е. Азербайджана. В данный момент Британское Правительство отклоняется от условий июиьско-июльского соглашения, являясь, таким образом, виновником того, что торговое соглашение до сих пор еще не подписано.

Российское Правительство неоднократно заявляло, что оно остается при своем решении, изложенном в его ноте от 7 июля, и при заключении торгового соглашения готово повторить каждое слово соглашения, формулированного в июнь-ско-июльских нотах. Но оно не видит основания для внесения в это соглашение односторонних добавлений, направленных против России. Основным пунктом ноты от 7 июля было признание Россией принципов июньской ноты как базиса для дальнейших переговоров, и все происшедшее за последние шесть месяцев может лишь укрепить Российское Правительство в убеждении, что лишь такие переговоры и могут предупредить конфликты между Россией и Великобританией и помешать противникам соглашения с Россией добиться осуществления своих злополучных целей. Очевидно, что определение взаимных интересов обоих государств может быть достигнуто лишь путем политических переговоров, и именно такую конференцию и предусматривает июиьско-июльское соглашение, подтвержденное нашими нотами от 9 ноября и 4 декабря *.

* См. док № 170, 171, 207.

4ÖU


Мы питаем надежду, что Британское Правительство не возьмет на себя инициативы срыва переговоров с Россией, отступив от соглашений, уже заключенных между обоими Правительствами. Россия же со своей стороны одушевлена самым искренним желанием установить торговые и мирные сношения с Великобританией.

Чичерин

Печат. по арх. ОЛубл а газ «Известия*6(11-19), 12 января 1921 г

Эта нота была ответом на ноту Правительства Великобритании от 7 января 1921 г., подписанную Министром Иностранных Дел Керзоном, в которой говорилось:

«Советское Правительство в последней из своих многочисленных полемических нот, которые оно публикует для всего мира с прозрачными целями, повторяет утверждение, что вся ответственность за длительную затяжку переговоров целиком ложится на Британское Правительство. Это утверждение столь решительно расходится с фактами, что Британское Правительство считает необходимым в последний раз опровергнуть его.

Первое решение возобновить торговлю с Россией было вынесено Верховным Советом 26 января *. Немедленно же после этого произошел обмен телеграммами между русскими кооперативами в Европе и их Центральным правлением в Москве, и можно уже было надеяться на быстрый успех переговоров, если бы не телеграмма Центросоюза из Москвы от 25 февраля, ишетаншан Правительство Его Величества о произведенных изменениях it op га ни ïamiii Центросоюза и о на шаченпн г Лпт-imiimwi его гллнпым представителем ла границей. Советскому Пранп- ie.ii и-ту хорошо было тиесгно, 1ио Британскому Пранп к'льству после ею нрежппч onu ion деч гелыюстп г. Литвинова было бы иево (можно Ирины п. iTu H Англии. Гсм не менее Правительство Его Величества отправило специальную делегацию в Копенгаген с целью приложить все усилия к достижению с ним известного модуса внвенди Результатом явилось второе решение Верховного Совета от 26-го апреля.

Короткий перерыв между этим решением и прибытием г, Красина в Англию также вызван исключительно Советским Правительством, настойчиво добивавшимся принятия г Литвинова. Последовавшие за этим переговоры с г. Красиным завершились нотой от 30 нюня, в которой были перечислены условия, на которых могло бы быть заключено торговое соглашение, и принятие этих условий Советским Правительством 7 июля должно было привести к быстрому заключению договора. К несчастью, разыгрался польский эпизод, и поведение Советского Правительства, неоднократно служившее предметом обсуждения, носило такой \арактер, что сделало возобновление мирных переговоров временно невозможным.

Несколько недель спустя, как только Советское Правительство предоставило Русской Торговой делегации военный корабль для возвращения ее в Англию и продолжения переговоров с целью достижения дружественного соглашения, и даже в более широком масштабе, Правительство Его Величества не только приняло г. Каменева, но также предложило снабдить его полномочиями для обсуждения предварительного соглашения по вопросу о мирной конференции. Тем не менее, г. Каменев, очевидно, гораздо более интересовался внутренней политикой Великобритании, чем русско-английскими отношениями.Чало того, в

* Дата не точна. Решение по этому вопросу было принято Верховным Советом 16 января 1920 г.; см, т. II, стр. 327.


критический момент г. Каменев грубо обманул Английского Премьер-Министра в вопросе о мирных условиях, предложенных Советской властью Польше, и это несмотря на то, что Правительство Его Величества приложило все старания, чтобы убедить Польшу принять разумные условия. Поведение г. Каменева привело к его удалению и к дальнейшему перерыву переговоров.

Следующий за этим продолжительный перерыв вызван целиком отношением Советского Правительства к британским гражданам в областях, находящихся под его управлением или в сфере его влияния. Факты, касающиеся этой стороны дела, были подробно изложены в моей телеграмме от прошлого октября и в последующей переписке. Однако, как только обмен пленными был налажен, переговоры о торговом соглашении были возобновлены с г. Красиным, и то обстоятельство, что соглашение до сих пор остается неподписанным, вызвано главным образом крайне двусмысленным отношением Советского Правительства к условиям, им же самим принятым 7 июля. Вопрос о толковании соглашения от 30 июня и 7 июля был предметом неоднократных совещаний с г. Красиным, хорошо осведомленным о причинах, заставляющих Правительство Его Величества настаивать на включении во введение к предложенному соглашению специальной ссылки на географические территории, в которых неоднократно заявлявшееся обязательство Советского Правительства воздержаться от пропаганды или враждебных действий, направленных против британских интересов или Британской империи, должны в особенности применяться. Одно только общее заверение без такого специального перечня не имело бы большой цены и могло бы лишь привести к длительным и, быть может, бесплодным спорам о каждой отдельной территории, о которой впоследствии будет заявлено, как о подлежащей включению в указанное обязательство. Эти споры, по мнению Правительства Его Величества, предпочтительнее было бы заранее предупредить, чем переносить их позднее на политическую конференцию, что, очевидно, служило бы оправданием к дальнейшей затяжке прений и бесконечным отсрочкам. Если бы Советское Правительство готово было добросовестно осуществить свои заверения, то не могло бы возникнуть ни малейших возражений против того, что более подробное определение территорий, к которым главным образом относятся эти заверения, отвечает интересам обеих сторон. Со своей стороны Правительство Его Величества выразило полную готовность принять во внимание любое аналогичное географическое определение территорий, относительно которых Российское Советское Правительство могло бы справедливо требовать признания своих специальных интересов как базис для соответствующего обязательства, принятого на себя Великобританией.

Ввиду этого. Правительство Его Величества питает надежду, что вместо продолжения бесплодной полемики Советская власть уполномочит г. Красина подписать торговое соглашение по его возвращении, и что его выполнение явилось бы не только залогом искренности обеих сторон, но и первым шагом к воссозданию хозяйственного благополучия Восточной Европы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: