Нота Правительств РСФСР и УССР Правительству Румынии

Передано по радио 3 октября 1921 г.

В ответ на ноту Румынского Правительства от 26 августа союзные Советские Правительства России и Украины имеют честь заявить, что эта нота, к сожалению, не рассеяла всех опасений, высказанных Советскими Правительствами в их ноте от 13 августа*. В ответе Румынского Правительства, наряду с заверениями о твердом намерении Румынии придерживаться по отношению к союзным Советским Республикам политики лояльности, отсутствует утверждение готовности изгнать с территории Румынии представителей петлюровского правительства и петлюровского штаба Мациевича, атамана Гуляй-Гуленко, генерала Дельвига и др., точные имена и адреса которых Румынскому Правительству хорошо известны, так как они выполняют при нем официальные функции, организуя одновременно переброску банд на Украину. Советские Правительства привели в своей ноте ряд определенных фактов, доказывающих, что территория Румынии, Бессарабии и Буковины является базой для организации разбойнических набегов против Украины. Советские Правительства были вправе ожидать, что Румынское Правительство назначит следствие для выяснения достоверности этих фактов. К сожалению, Румынское Правительство ограничилось только одной фактической поправкой, что в Бендерах, называемых теперь Тигина, нет никакого главного штаба, как утверждает нота Советских Правительств. Между тем, в ноте говорилось, что петлюровские организации работают при содействии главного штаба, т. е. военного командования в Бендерах, что не предполагает непременного присутствия там офицеров Генерального штаба.

Советские Правительства не только утверждают, что при военном командовании в Бендерах имелись агенты Гуляй-Гуленко в лице Пшенника и Цветаева, но к этому они еще могут прибавить, что в этом так называемом украинском информационном бюро работает под непосредственным руководством полковника Емельянова и поручик Дедученко, принадлежащий к той же организации. В их задачи входит, наряду с оказанием содействия по организации отрядов и их переброске на территорию Украины, еще и шпионаж по заданиям румынских военных властей, а также взрыв складов и сооружений на территории Украины.

Впрочем, в самой ноте Румынского Правительства имеется неожиданное сообщение, оправдывающее все опасения союзных Советских Правительств, Румынское Правительство

* См. док. № 186.


сообщает, что 17 августа отряд из 38 бандитов перешел Днестр и районе деревни Собани, к югу от Деканки, был немедленно разоружен румынским сторожевым постом и впоследствии был интернирован внутри страны, согласно нормам международного права, как заявляет нота Румынского Правительства. Этот факт хорошо известен Советским Правительствам, но к нему они должны прибавить еще одно обстоятельство, о котором не могут ие знать румынские военные власти. Переправа банд в вышеуказанной местности не является случайной, а заранее организованной. Дело в том, что недалеко от румынского сторожевого поста находится деревня Жавки, где имеется петлюровский комитет в составе следующих лиц: Марчука, Новомирского, Гайдученко, Новицкого, поддерживающих связь с бандитскими отрядами на Украине при содействии румынских властей. В эту именно местность и был отправлен указанный отряд. Как н факты, приведенные в ноте от 13 августа, настоящий факт союзные Правительства устанавливают на основании определенного следственного материала, в частности, на основании допроса арестованного агента Заболотного, некоего Мищенко. На территорию Бессарабии 27 августа перешла около местности Песчанки, т. е. приблизительно в том же районе, банда из 60 кавалеристов и 20 пехотинцев с пулеметами. Вовремя прибывший красноармейский отряд успел захватить у нее 10 лошадей, 5 винтовок и 5 тачанок. Во время перевоза банды на ту сторону Днестра с румынской стороны раздавались выстрелы в сторону нашего расположения. На осиовании показания Мищенко установлено, что Заболотный через различные комитеты, которые находятся на бессарабском берегу, поддерживает связь с представителем петлюровского правительства в Кишиневе, неким Бузиловским, проживающим по Пушкинской ул., в гостинице «Лондон».

Но насколько эта местность, указанная в ноте самого Румынского Правительства, является определенным местом переправы петлюровских банд не только с территории Украины на территорию Бессарабии, но и обратно, показывает тот факт, что 23 июля с бессарабского берега пытался высадиться в селе Подоима, расположенном в том же районе, на территории Украины, отряд из 25 человек с 18 ручными пулеметами, предназначенными для банды Заболотного. На территории Румынии бандиты снабжаются румынскими документами. По точным сведениям, такие документы выдаются бандитам консулом одного иностранного государства Мала-бенским, конспиративная квартира которого находится в доме помещика Эриту, расположенном у самого берега Днестра, в селе Япадово.

По сведениям, которые имеются в руках у Советских Правительств, с бессарабского берега переправляются из тех же


банд маленькие группы, от пяти до десяти человек, с разведывательными заданиями от румынских властей, которые после выполнения своей задачи возвращаются на бессарабский берег, предупреждая сигнализацией электрическими фонарями с украинского берега румынские посты. Такая группа из пяти человек была накрыта, между прочим, 6 июля в деревне Браги, расположенной на территории Украины, в то время, когда эта группа сигнализировала румынским постам, расположенным на берегу Днестра недалеко от Хоти на. Таким образом, для союзных Советских Правительств твердо установлен факт постоянного сотрудничества между румынскими военными властями и бандами, переправляющимися на территорию Украины или спасающимися на территории Бессарабии. С другой стороны, Советские Правительства утверждают и теперь, что часть петлюровских войск из Польши была переброшена на территорию Бессарабии. Их размещение по сахарным заводам и по другим местам известно Советским Правительствам со слов перебежчиков, возвращающихся на родину. Эти сведения нашли подтверждение и в показаниях генерала Галкина, посланного петлюровским штабом на Украину для руководства восстаниями и арестованного советскими властями при разгроме банды Орлика. Офицер Генерального штаба Галкин при допросе сообщил все подробности, касающиеся «народной республики», и о роли генерала Дельвига при Румынском Правительстве, как представителя Петлюры, миссии генерала Капустянского и пр. Союзные Советские Правительства не имеют никаких оснований сомневаться в правильности этих показаний, подтверждаемых многочисленными материалами, исходящими из других источников. В своей ноте Румынское Правительство указывает на факты, которые, по его мнению, устанавливают виновность красноармейских частей, расположенных на румынской границе. Эти части якобы нарушили приказы Советских Правительств и командования, воспрещающие какие бы то ни было агрессивные действия против Румынии.

Союзные Советские Правительства констатируют, что всякий раз, как Румынское Правительство сообщало о подобных фактах в своих нотах, командование Красной Армии всегда отдавало распоряжение о производстве тщательного расследования. Но расследование фактов, сообщенных в ноте Румынского Правительства от 26 августа *, крайне трудно. До сих пор Румынское Правительство не указало ни одного конкретного случая перехода каких бы то ни было отрядов Крас^ ной Армии на территорию Бессарабии, и Советские Прави* тельства могут только выразить свое удивление, что те же

* В арх. экз., по-видимому, ошибочно—15 августа.


самые оапды, которые переходят на территорию Бессарабии при содействии румынских военных властей, представляются как отряды Красной Армии.

Со своей стороны, союзные Советские Правительства могут привести десятки фактов обстрела украинского берега со стороны румынских постов. Были случаи, когда румынские солдаты открывали стрельбу нли совершали насилие над мирными жителями Украины. Между прочим, такой возмутительный факт имел место в ночь с 15 на 16 и с 16 на 17 августа, когда в полутора или двух верстах от украинского берега Днестровского лимана, у села Роксоланы, в том месте, где ширина лимана более 6 верст, появился румынский монитор, который, подойдя к лодкам рыбаков и направляя на них пулеметы, изорвал часть их сетей, а другую — забрал с собой. По заявлению рыбака Ищенко, монитор уничтожил расставленные нм в полутора верстах от Овидиополя сети и две изорвал. По заявлению другого рыбака, Кривченко, монитор захватил расставленные им в 2 верстах от берега 4 сети. Союзные Советские Правительства протестуют самым энергичным образом против этого разбойничьего нападения румынского монитора и желают знать, какие меры будут приняты Румынским Правительством для наказания виновных.

Возвращаясь к случаю перехода банды на бессарабскую сторону 17 августа, союзные Советские Правительства никак не могут согласиться с тем толкованием международного права, которое дает Румынское Правительство. Нормы международного права ясны и категоричны: уголовные преступники, переходящие из одного государства в другое, не имеют права на почетное интернирование, откуда они, отдохнувши и вооружившись, может быть, снова теми же винтовками, возвратятся на территорию Украины для организации поджогов, погромов и убийств. Эти преступники должны быть выданы государству, на территории которого они совершили преступление, нли, по меньшей мере, должны быть преданы суду того государства, на территории которого они искали спасения и убежища.

Союзные Советские Правительства не могут быть обвинены в недостаточной охране своей границы, давая тем самым возможность бандам искать спасения на территории Бессарабии. И раньше еще они доводили до сведения Румынского Правительства, что они избегали всякого скопления войск на линии Днестра для того, чтобы дать Румынии лишнее доказательство своих миролюбивых намерений.

С другой стороны, Румынскому Правительству по собственному опыту на добруджанской границе известно, что пограничные посты бессильны справляться ç бандитскими от-

Даи


рядами, если они находят убежище и покровительство на территории соседнего государства. Само Румынское Правительство, как об этом свидетельствует заявление Румынского Министра Иностранных Дел в парламенте, сговорилось с болгарским правительством относительно допущения румынских частей преследовать банды на самой болгарской территории. Когда союзные Советские Правительства сообщили Румынскому Правительству, что они могут быть вынуждены дать красному командованию задание преследовать банды па территории Бессарабии, они имели в виду и этот прецедент. Если Румынское Правительство желает предупредить такого рода возможные случаи, оно должно начать с- ликвидации тех организаций, в руках которых сами банды являются только жалкими орудиями. А эти организации находятся не на территории Украины и Бессарабии, а в самом Бухаресте, Кишиневе, Черновицах, Яссах и пользуются фактически официальным признанием Румынского Правительства.

Советские Правительства не могут оставить без ответа упреки Румынского Правительства в том, что будто бы они повинны в замедлении мирных переговоров, и протестуют самым категорическим образом против такой оценки их поведения: за все время революции союзные Советские Правительства неоднократно обращались к Румынии с предложениями о мирных переговорах. Некоторые из этих предложений остались без ответа и о них, как выяснилось впоследствии, не были осведомлены ни румынский парламент, ни румынское общественное мнение. Точно так же не могут союзные Советские Правительства не выразить своего удивления по поводу того, что Румынский Министр Иностранных Дел заявил о своем согласии на ведение мирных переговоров в бытность свою в Париже. В беседе с сотрудником газеты «Эксельсиор» на вопрос, как обстоит дело с заключением мирного договора с Советскими Республиками, ои ответил: «разве можно заключать договоры с Советами».

Точно так же Советские Правительства не могут не отметить, что во время переговоров о Днестровском лимане румынские газеты, которые обыкновенно инспирируются из Министерства Иностранных Дел, заранее предсказали их неудачу. Однако Румынскому Правительству известно, что Советские Правительства переговоры эти считают лишь временно прерванными. Несмотря на все трудности, которые встречали Советские Правительства на пути к восстановлению добрососедских отношений, они твердо рассчитывают, что Румынское Правительство в сознании громадного ущерба, причиняемого существующим положением интересам народов Румынии, России и Украины, разделяет искреннее желание Советских Правительств, чтобы переговоры в


Варшаве * устранили все существующие недоразумения. Однако Советские Правительства не могут скрыть того, что успешное развитие этих переговоров будет зависеть от реальных доказательств, которые даст Румыния, что ее территории перестанут служить базой для организации враждебных действий против Советских Республик.

Народный Комиссар по Иностранным Делам РСФСР

Чичерин

Председатель Совета Народных Комиссаров

и Народный Комиссар по Иностранным Делам УССР

Раковский

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия:/ № 222(1365), S октября 1921 в.

248. Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Комиссару по Иностранным Делам Правительства Великого Национального Собрания Турции Юсуфу Кемалю**

3 октября 1921 г. № 7083

Ввиду сообщения Российскому Правительству его полномочным делегатом на Карсской конференции возбужденного турецкой делегацией вопроса о взаимоотношениях Закавказских Советских Республик, имею честь разъяснить Вам, господин Комиссар Иностранных Дел, что Правительствами союзных с Российской Республикой Советских Республик Грузии, Армении и Азербайджана было доведено до сведения Российского Правительства о том, что означенные Республики находятся между собой в тесном политическом и экономическом союзе, разрешая совместно касающиеся их политические и экономические вопросы.

Наркоминдел РСФСР Чичерин

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: