Сообщение Бюро печати Советской делегации на Гаагской конференции о первом заседании Подкомиссии по делам частной собственности совместно с Русской комиссией

4 июля 1922 г.*

Гаага, 29 июня. (Каблограмма Бюро печати при Российской делегации.) Сегодняшнее первое заседание [подкомиссии частной собственности прошло не столь спокойно, как заседания других подкомиссий.

В самом начале заседания тов. Литвинов отметил, что вопрос о предоставлении концессий Российское правительство намерено решать отнюдь не с точки зрения существующих якобы у иностранных капиталистов прав на национализированные предприятия, а исключительно с точки зрения интересов России и ее хозяйственного возрождения.

Председатель заседания, англичанин Ллойд-Грим, принял довольно спокойно заявление тов. Литвинова, указав, что иностранному капиталу абсолютно безразлично, какими

* Дата опубликования.

4SI


мотивами руководствуется Российское правительство. Француз Лапрадель отнесся гораздо более нервно к заявлению тов. Литвинова и в резких репликах указал, что если Российская делегация намерена поднимать на конференции принципиальные вопросы, то дальнейшее пребывание французов на конференции невозможно, так как работа в Гааге должна вестись исключительно в рамках практического обсуждения. В ответ на это тов. Литвинов заметил, что он отнюдь не намерен возбуждать принципиальных вопросов и что его заявление носит характер информации, которая, по его мнению, является основанием для дальнейших занятий. Этим заявлением инцидент был исчерпан.

По существу сегодняшнее заседание мало чем отличалось от вчерашнего заседания [подкомиссии долгов*. Российской делегации снова была представлена программа занятий, заключающаяся в том, что Российская делегация должна дать подробную ** информацию по вопросу о возвращении собственности или компенсации за национализированные предприятия. Эту информацию было предложено дать по трем группам; к первой группе отнесена частная собственность индустриально-коммерческого характера, ко второй—недвижимая собственность, к третьей — разные другие формы собственности. В первую группу входят механическая и машиностроительная промышленность, текстильная, нефтяная, угольная, кожевенная, цементная и табачная промышленность, затем сахарная, производство пищевых продуктов, предприятия общественного пользования, торговые предприятия, бани и всякие другие коммерческие предприятия. Во вторую группу входят обрабатываемая земля, дома, сооружения и леса и, наконец, в третью группу входят торговые и различные частные долги. На вопрос тов. Литвинова, какую, собственно, информацию желает получить подкомиссия по всем этим группам, председатель указал, что он предлагает, чтобы обсуждение вопроса о возможности возвращения или компенсации велось в рамках этой программы. Так, например, желательно, чтобы первым был обсужден вопрос о механической и машиностроительной промышленности, чтобы было указано, какие предприятия Советское правительство предполагает сдать в концессию или в аренду в этой области промышленности и т. д. по всем группам.

Тов. Литвинов сделал заявление, что Российская делегация, со своей стороны, желает получить информацию о всех притязаниях частных кредиторов к России, согласно вышеприведенной классификации, с тем чтобы эти претензии были разделены по странам.

* См. док. № 198.

* В тексте, го-видимому, опечатка — пробную.


Председатель пытался уклониться от этого требования, указывая, что такую информацию очень трудно собрать, что это отнимет слишком много времени и прочее. Но тов. Литвинов настойчиво заявил, что, поскольку Россия дает информацию, она вправе и требовать ее и что для решения вопроса о частной собственности России необходимы, во-первых, информация об общей сумме претензий и затем подробное* и детальное ознакомление с каждой претензией в отдельности. Это весьма легко сделать, говорил тов. Литвинов, так как во всех странах существуют общества кредиторов России, уже собравшие эту информацию. Тов. Литвинов оговорился, что требование информации отнюдь не означает готовности признать этн претензии.

Хотя и неохотно, но это предложение все-таки было принято, и на следующем заседании [подкомиссии частной собственности начнется обмен информациями.

Таким образом, главный результат первых трех заседаний всех трех подкомиссий сводится к тому, что обе стороны согласились обменяться информациями п условились о методах дальнейшей работы. Уже теперь можно сказать, что, по-видимому, будут добиваться посылки комиссии б Россию для проверки полученных информации. Между тем в кулуарах конференции интересуются лишь одним вопросом: начнутся ли и когда н в каком виде частные переговоры каких-либо капиталистических групп с Российской делегацией.

Печат. по газ. «Известиях M 146 (JSS5), 4 июля 19S2 е.

203. Нота Правительства УССР Правительству Румынии**

7 июля 1922 г. № 300/850

Многократные заверения Румынского Правительства в полной лояльности по отношению к Украинской Советской Республике давали основания Украинскому Правительству полагать, что все препятствия, создаваемые противниками установления мирных и добрососедских отношений между Украиной и Румынией, устранены навсегда. Эти основания усилились еще благодаря тому, что Румынское Правительство иа Генуэзской конференции наравне с другими державами приняло на себя формальное обязательство не оказывать никакого содействия тем интервенционистским элементам, которые под видом беженцев готовят новые военные формирования для нападения на Советские Республики.

* В тексте, по-видимому, опечатка — пробное. ** Передана по радио на имя министра иностранных дел Румынии Дука.


Однако до сведения Украинского Правительства дошел ряд фактов, которые стоят в резком противоречии как с прежними заверениями Румынского Правительства, так и с новыми принятыми им на себя обязательствами. На румынской территории агенты Пет л юры и Врангеля развивают преступную деятельность, направленную против Украинской Республики. Военные и гражданские власти оказывают этим агентам действенную материальную и моральную поддержку. Неоднократные вторжения петлюровских банд нз-за Днестра и непрекращающиеся инциденты на границе приняли уже характер хронический.

Планы вооруженного нападения на Украинскую Республику разрабатываются петлюровским и врангелевским штабами при непосредственном содействии румынского Гене«ралыюго штаба, который снабжает антисоветские военные формирования инструкторами и военными теоретиками. Офицеры этих формирований получают содержание из румынской казны, многие из них допущены в высшие военные училища.

На территории Бессарабии на глазах у румынских властей происходит вербовка добровольцев для пополнения рядов петлюровских банд под руководством военного штаба, возглавляемого Гуляй-Гуленко при ближайшем участии известного Пшопика, произведшего 6 ноября 1921 г. налет на Тирасполь. Штаб этот существует открыто в Кишиневе и работает под вывеской землемерного бюро.

В местах концентрации интернированных петлюровцев в Орадеа-Маре, Брашове и др. происходят регулярные военные учения, сопровождаемые учебной стрельбой из винтовок, пулеметов и артиллерийских орудий, предоставленных в распоряжение петлюровского командования румынским Генеральным штабом. Представители Генерального штаба лично наблюдают за военным обучением.

Ликвидация контрреволюционных украинских организаций на территории Польши и Болгарии и изгнание их из этих стран дали Румынскому Правительству случай лишний раз подчеркнуть свое покровительство врагам Советской Украины. Через Буковину ежедневно направляются в Румынию более или менее значительные партии петлюровцев и врангелевцев, которые, задерживаясь на некоторое время в Трансильвании, перебрасываются затем в Бессарабию.

Наряду с явным покровительством антисоветским военным формированиям Румынским Правительством оказывается материальная и моральная поддержка «дипломатическим» представителям образования, враждебного Украинской Социалистической Советской Республике, так называемой украинской народной республики. Профессору Мациевичу, прн посредстве Министерства Иностранных Дел, был открыт банком «Марморош Бланк» кредит в размере 2 млн. лей под


залог сахара. Профессор Мациевич, фигурирующий в Румынии в качестве посланника, имеет свое консульство в Кишиневе, которое незаконно легитимирует так называемых украинских подданных, выдавая им национальные паспорта, взимая консульские сборы и пр. Румынские власти, признавая законными такие документы, этим самым узаконяют «представительства» несуществующего государственного образования — украинской народной республики.

Считая, что приведенные выше действия Румынского Пра-' вительства носят определенно враждебный характер по отношению к Советской Украине, Украинское Правительство категорически требует прекращения подобной политики, немедленного разоружения и роспуска антисоветских военных образований и «дипломатических» миссий, существующих на территории Румынии, а также прекращения систематических нарушений румынской пограничной стражей неприкосновенности украинской территории.

Заместитель Народного Комиссара по Иностранным Делам Украинской Республики

Яковлев

Печат, по арх.

204. Соглашение [между РСФСР и Финляндией об изменении статьи 22 Мирного договора Между РСФСР и Финляндией от 14 октября 1920 г.]

[7 июля 1922 г.]

Нижеподписавшиеся, члеи Коллегии Народного Комиссариата по Иностранным Делам Российской Социалистической Федеративной Советской Республики Яков Станиславович Ганецкий, действующий по уполномочию Правительства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и Поверенный в Делах Финляндии Андрей Матвеевич Хаксель, действующий по уполномочию господина Президента Финляндской Республики, заключили настоящее Соглашение в нижеследующем:

Исходя из того обстоятельства, что сохранение каждым из Договаривающихся государств диух недвпжнмостей па территории другого Договаривающегося государства всецело обеспечивает нужды дипломатического и консульского представительств, признать изложенное в примечании к статье 22 заключенного в Юрьеве Мирного договора* определение, по которому каждое из Договаривающихся государств сохраняет за собой на территории другого Договаривающегося государства три городских недвижимости с прилегающими

* См. т. Ш, док. № 137,


к ним земельными участками и строениями, подлежащим* изменению в том смысле, что Договаривающиеся государства отказываются от права иа третью недвижимость, довольствуясь уже переданными двумя иедвижнмостями.

Составлено и подписано на русском и финском языках в двух тождественных экземплярах, по одному для каждой Стороны.

Подписано в Москве, июля седьмого дня, тысяча девятьсот двадцать второго года.

Я. Ганецкий А. Хаксель

Печот по арх. Опубл. в «Собрании узаконений...», 1922, приложение II, стр. 3334.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: