Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Секретарю ЦК РКП(б)

10 мая 1923 г.

Уважаемый товарищ,

Неожиданная телеграмма Пуанкаре*** с приглашением нашей комиссии в Марсель весьма знаменательна. Это дело тянется, как Вы помните, больше полугода****. Мы совер-

* См. док. № 149. ** См. док. № 158, 159. *** См. стр. 303. **** См. т. V, док. № 30, 279 и прим. 17,


щенио потеряли надежду на поездку нашей комиссии в Марсель и уже распустили ее. Внезапно она приглашается как раз в тот момент, котда у иас инцидент с Англией. Это доказывает и то, что выступление Керзона не является частью общего антантовского плана против нас, и кроме того и то, что Франция не прочь воспользоваться нашей размолвкой с Англией, чтобы постараться с наибольшей выгодой для себя сделать с нами какие-нибудь дела. Я только что получил эту телеграмму Пуанкаре, и коллегия ее еще ие рассматривала; спешу, однако, подчеркнуть, что, по-моему, надо максимально ускорить поездку этой комиссии и надо поэтому вернуть т. Потемкина и других участвовавших в этой комиссии товарищей. Тов. Устинов — в Берлине, и ему легко поехать во всякий момент во Францию. Прежний состав комиссии уже получил агреман Пуанкаре, так что лучше состава не менять66. Пуанкаре предлагает, чтобы наша краснокрестная комиссия приехала в Марсель ие позже 5 июня, а поехать она может во всякий момент.

С коммунистическим приветом

Чичерин

Печат. по арх.

171. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР Британскому Официальному Агенту в РСФСР Ходжсону

1! мая 1923 г. M 348

В ответ па ноту Британского Агента от 11 мая с. г. относительно британского траулера «Лорд Астор» Народный Комиссариат по Иностранным Делам имеет честь сообщить, что, согласно полученным им сведениям, названный траулер действительно задержан за нарушение декрета от 24 мая 1921 г. *

Вместе с тем Народный Комиссариат по Иностранным Делам считает нужным довести до сведения Британского Агента, что судно «Лорд Астор» вместе с другим траулером, названия которого, не удалось установить, было замечено занимающимся рыболовством в 4.милях от берега в районе Порчниха русскими сторожевыми судами. Оба судна пытались скрыться и не обращали никакого внимания на дававшиеся им сигналы об остановке.

Ввиду имеющегося уже постановления Верховного Суда по делу судна «Джеймс Джонсон» Народный Комиссариат по Иностранным Делам считает, что к освобождению и отправке [судов] «Джеймс Джонсон»** и «Лорд Астор» препятствий не имеется.

Печат. по арх.

* См. т. IV, ДОК. № 109, ** См, док. № 167.

2Я7


В упоминаемой ноте Ходжсона от 1] мая 1923 г. народному комиссариату иностранных дел РСФСР говорилось:

«Британский Агент свидетельствует свое почтение и имеет честь сообщить Англо-Американскому отделу Народного Комиссариата по Иностранным Делам, что, согласно телеграмме, полученной из Лондона, еще один британский траулер — «Лорд Астор» задержан русской канонеркой за пределами 3-мильной зоны в открытом море недалеко от мыса Тери-берский.

Г-н Ходжсон просит, чтобы его срочно поставили в известность относительно правильности данного сообщения».

172. Нота Правительства РСФСР Правительству Великобритании *

U мая 1923 г.

Милостивый государь господин Ходжсон,

В ответ иа меморандум, врученный мие Вами 8-го сего месяца **, позволяю себе просить Вас довести до сведения вашего Правительства нижеследующее:

1. Хотя усилившаяся за последние месяцы в Европе реакция, направленная против рабочего класса и сопровождавшаяся, как всегда, усилением вражды к Советским Республикам, заставляла опасаться шагов, направленных против Республик рабочих и крестьян, тем не менее меморандум Великобританского Правительства, имеющий характер ультиматума и грозящий разрывом мирных хозяйственных отношений между двумя государствами, равно заинтересованными в развитии мирного сотрудничества, явился для Правительства РСФСР величайшей 'неожиданностью по своей резкой и немотивированной враждебности. Путь ультиматумов и угроз ие есть.путь улажения частных и второстепенных недоразумений между государствами, во всяком случае установление правильных отношений с Советскими Республиками на этом пути недостижимо.

2. Российская Республика, несомненно, оценила то обстоятельство, что Великобритания из всех крупных держав явилась первой, заключившей с нею соглашение***, хотя бы временное и недостаточное. Российское Правительство учитывало этот факт в своих отношениях к Великобритании, а также в своих переговорах с другими странами, хотя в то же время оно не могло не сознавать, что соглашение

* Вручена заместителем народного комиссара иностранных дел РСФСР M. M. Литвиновым британскому официальному агенту в РСФСР Ходжсону 12 мая 1923 г.

** См. док. № 168 и стр. 297. *** Си. т. III, док. № 344.


отнюдь не давало выгод одной лишь стороне, что из соглашения извлекла как политические, так и экономические выгоды также и Великобритания, что установление мирных отношений с Советскими Республиками является необходимейшим фактором мира и восстановления экономического благосостояния всех стран Европы, в чем не в малой мере заинтересована Великобритания. Огромное значение появления 1на европейских рынках русского сырья, экспорт которого, начавшийся лишь в самое недавнее время, уже успел значительно вырасти и возрастает с каждым месяцем, удешевление благодаря этому для населения всех стран Европы, в том числе и Англии, хлеба, керосина, леса, льняных изделий и т. п. никем теперь ие оспаривается.

3. Российское Правительство не склонно отрицать указываемой в британском меморандуме ненормальности нынешних отношений и недостаточности существующей базы соглашения. Со своей стороны, оно всегда стремилось к полному урегулированию отношений, к откровенному обсуждению всех разделяющих оба государства вопросов и к установлению более прочной базы, которая в максимальной мере исключала бы возможность трений ги конфликтов. Оно должно, однако, констатировать, что нынешняя неудовлетворительная база соглашения выбрана самой Великобританией. Но даже в размере этого соглашения Великобританское Правительство, к сожалению, уклонялось всегда от делового обсуждения всего комплекса спорных между обеими сторонами вопросов, установив такой порядок сношений, который затруднял и во многих случаях делал невозможным удовлетворительное разрешение возникающих время от времени конфликтов.

4. Меморандум Великобританского Правительства говорит о многократных вызовах, которые Советская Россия бросала Великобритании, даже будто 'бы с обдуманным намерением. Советское Правительство позволяет себе констатировать абсолютную голословность такого утверждения и сожалеет, что Великобританское Правительство не нашло возможным упомянуть хотя бы один случай такого вызова до возникновения конфликтов, непосредственно предшествовавших настоящему обмену меморандумами. Со своей стороны, Советское Правительство готово привести немало случаев за последние два года действительных вызовов со стороны Великобританского Правительства не только Советскому Правительству, но и всему российскому народу, о симпатиях к которому Великобританское Правительство сочло уместным упомянуть в своем ультиматуме. Достаточно напомнить о всем известном пренебрежении к интересам Советских Республик, проявленном Великобританским Правительством при разрешении целого ряда международных проблем, как,


например, по вопросам о проливах*, Восточной Галиции**, Мемеле***,, Бессарабии**** и т. д.

5. Бели Российское Правительство не обращалось с нотами 'Протеста по поводу нарушения Англо-Русского соглашения, то отнюдь не потому, что оно ие имеет в своем распоряжении достаточного материала для обоснования подобных протестов, а потому, что не теряло надежды на общее урегулирование всех спорных и неразрешенных вопросов. Оно вынуждено, однако, напомнить, что у него имеется немало донесений и документов, указывающих на весьма активную деятельность агентов Великобританского Правительства против интересов Советских Республик на Кавказе и в особенности в местностях, прилегающих к среднеазиатской части Советских Республик, иа поддержку, оказывавшуюся бандитскому басмаческому движению в Туркестане и Восточной Бухаре, на помощь, оказывавшуюся английскими консулами еще в сравнительно недавнее время белогвардейским генералам для вербовки офицеров и присылки их во Владивосток во время оккупации его белыми *****. Указывая сейчас на эти факты, Советское Правительство отнюдь не имеет в виду выдвигать их в качестве обвинений против Великобританского Правительства, а желает лишь показать, что, стремясь к сохранению мирных отношений с Великобританией, а не к провоцированию конфликтов, оно не считает возможным строить свои протесты на донесениях информаторов и перехваченных документах, достоверность которых в таких случаях остается всегда под некоторым сомнением. Подобного рода материалы имеются у всех правительств, и если бы последние пользовались ими не для ориентировки, а для создания конфликтов и обоснования протестов, то вряд ли могли бы существовать мирные отношения между любыми двумя государствами.

6. К, сожалению, Великобританское Правительство находит возможным пользоваться в официальной переписке такого рода сомнительными •материалами в отношении Советских Республик. Приходится напомнить, что еще в 1921 г., спустя всего лишь пять месяцев после заключения Англо-Русского соглашения, Министерство Иностранных Дел выступило в обширном меморандуме с обвинениями против Российского Правительства, основанными исключительно на материалах вышеописанного характера. Российскому Прави-

* См. т. V, док. № 215, 249, 264, 270 и док. № 89, 90 настоящего тома.

** См. док. № 125. *** См. док. № 50, 112, 125. **** См. т. II, прим. 21 и т. III, док. № 165. ***** См. т. IV, док. № 104, 2725


тельству удалось тогда доказать*, что само Великобританское Правительство было введено в заблуждение корыстными, безответственными и злоумышленными информаторами, и указать на этот мутный источник, откуда ему доставлялись апокрифические документы, долженствовавшие скомпрометировать Российское Правительство.

Великобританское Правительство в своем меморандуме заранее предвидит возможность отвода нами тех новых материалов, на которых оно базирует свои новые обвинения, и этим лишает Российское Правительство возможности действительно войти в подробный анализ сообщаемых в меморандуме фактов. Не желая своим молчанием давать повод утверждать, что Российское Правительство, хотя бы и косвенно, подтверждает достоверность этих фактов, оно считает нужным заявить, что приведенные Британским Правительством выдержки и цитаты представляют собой сочетание вымысла с тенденциозно обработанными и произвольно дополненными дешифрованными частями телеграмм. Российское Правительство решительно заявляет, что цитата, относящаяся к Персии, абсолютно вымышлена и не имеет отношения ни к каким официальным документам, известным Российскому Правительству. Характерный образец тенденциозного искажения сообщений представляет -собой ссылка на телеграмму Раскольникова, где говорится о помощи Вазиристану в 3000 руб. и десять ящиков патронов. Если в распоряжении Великобританского Правительства действительно имеется соответственная телеграмма и она не искажена злостными информаторами, то оно может убедиться, что речь идет не о помощи, оказываемой Раскольииковым, а кем-то иным, к Российскому Правительству никакого отношения не имеющим и имени которого общепринятые правила международного приличия не позволяют Советскому Правительству раскрыть. Этот пример бросает яркий свет и на остальную информацию подобного характера.

7. Переходя к еще 'более мелким фактам, упомянутым в меморандуме, Советское Правительство не считает нужным отрицать, что оно действительно посылало деньги своему Представителю в Персии, и делало оно это вполне открыто через лондонские же банки. Мнительность Великобританского Правительства должна быть чрезмерной, чтобы считать, что у Советского Представителя на Востоке не может быть иного употребления деньгам, как для целей аитибританокой интриги. Великобританскому Правительству больше, чем кому-либо другому, известно, если оно правильно информировано, что Советское Правительство добивается и достигает добрых отношений с народами Востока не интригами

* См, т. IV, док. № 240.


и золотом, а мерами действительного бескорыстия и доброжелательства к ним.

8. Вряд ли какая-либо цель будет достигнута дальнейшим разбором обвинений, выставленных в меморандуме, из области так называемой пропаганды на Востоке. По существу эти обвинения, помимо их необоснованности, вытекают, по-видимому, из неправильного толкования обязательств, взятых иа себя Российским Правительством в отношении Востока. Обвинения эти дают основание думать, что, по мнению Великобританского Правительства, Российская Республика вообще никакой собственной политики на Востоке не должна иметь, а [должна] всюду поддерживать английские стремления. Такого обязательства Российское Правительство на себя не брало, и никакого соглашения между ним и Великобританией иа этот счет до сих пор не существовало. Отстаивание и развитие дружественных связей с народами Востока на основе искреннего уважения к их интересам и правам Советское Правительство ие может признать нарушением Англо-Русского соглашения. Если Великобританское Правительство считает такую 'политику неизбежно аитибританской, то недоразумения, возникающие на этой почве, вполне понятны. К сожалению, Великобританское Правительство всегда отказывалось специфицировать свои требования к Советским Республикам в области восточной политики и оставило без ответа предложение Роосийского Правительства в йоте от 27 сентября 1921 г. * о дружеском обсуждении путей и средств, которые могли бы вести к устранению подобных недоразумений. И даже когда представился, казалось бы, удобный случай для такого обсуждения во время единственной встречи, имевшей место между главами иностранных ведомств обеих стран в Лозанне**, лорд Керзон ограничился повторением общих упреков, отказавшись от разъяснения и обсуждения их.

9. Великобританское Правительство сочло нужным упомянуть в меморандуме также о деятельности III Интернационала, несмотря на многократные заявления Советского Правительства, что оно ни в коем случае ие;может быть идентифицировано с III Интернационалом. К этому вопросу, много раз им разъясненному, оно вновь возвращаться не намерено, как оно не входит, со своей стороны, в обсуждение заявлений и действий тех политических партий и иных организаций, в состав коих входят члены Великобританского Правительства. Что же касается указаний в меморандуме на участие Народного Комиссара Финансов г. Сокольникова в какой-то финансовой комиссии III Интернационала, ассигновавшей якобы деньги коммунистическим партиям, то Советское Пра-

* См. т. IV, док. № 240, ** См. док. № 39.


вительство заявляет, что это сообщение абсолютно неверно от начала до конца и что Великобританское Правительство и в данном случае введено в заблуждение злостными ииформатор ами.

10. Останавливаясь на вопросе о так называемой пропаганде, Российское Правительство ие может не отметить с удовлетворением, что Великобританское Правительство на этот раз не привело конкретных обвинений в пропаганде в самой Великобритании, несмотря на то что известная часть английской прессы за последние месяцы с особенной яростью нападала иа Советское Правительство за пропаганду, которую оно якобы ведет в Великобритании через свою Торговую делегацию и своих представителей.

11. Великобританское Правительство сочло нужным обосновать необходимость предъявления Советскому Правительству ультиматума с угрозой разрыва сношений ссылками на случай нарушения Российским Правительством интересов великобританских граждан. Советское Правительство не может не отметить, что, не считая случаев с траулерами *, о которых речь будет впереди, великобританское Правительство не привело ни одного факта нарушения интересов великобританских граждан за все время действия Англо-Русского соглашения. Упоминаемый в меморандуме факт расстрела инженера Дэвиеона в связи с деятельностью в России разведывательной организации известного Поля Дукса имел место в январе 1920 г., т. е. за 16 месяцев до заключения соглашения и до окончания периода английской интервенции и блокады. К тому же периоду относится и задержание Стэн Гар-динг, обвиненной в шпионаже, между прочим, и по указанию американской журналистки Гаррисон**. Было бы бесполезно вновь повторять объяснения, данные Российским Правительством в продолжительной переписке по поводу этих случаев. Необходимо, однако, помнить, что в указанный период неизмеримо большее количество российских граждан пострадало физически и материально от действий английских властей на севере и юге Советских Республик и в сфере влияния Великобритании. Упоминавшиеся в переписке по этому делу 26 расстрелянных бакинских комиссаров представляют один из многочисленных случаев подобного рода***. Если стать на точку зрения компенсации, то справедливость требует применения ее ко всем случаям тогдашнего периода, в том числе к семье Коломийцева ****, к Бабушкину *****, Караханяиу и другим гражданам,

* В тексте — тральщиками.

** Ом. док. № 175.

*** См. т. I, док. № 344 и т. II, док. № 91.

**** См. т. II, док. № 354, 373.

***** См. т. Ill, док. № 128, 160.


содержавшимся в течение нескольких лет без всякого обвинения в английских и индусских тюрьмах. Нельзя подходить к случаям одинакового порядка с двумя мерками. Российское Правительство изъявляет готовность компенсировать семью Дэвисона и г-жу Стэн Гардинг, если Великобританское Правительство изъявит такую же готовность в отношении вышеупомянутых российских граждан.

12. Вопрос о территориальных водах всесторонне освещен в ноте Российского Правительства от 7 мая *, в которой указывается на отсутствие общеобязательных международных норм, на разнообразие практики в этом отношении у разных стран, на совершенную необоснованность требований о принятии Россией такой же нормы, какая установлена Великобританией, и то не на всем протяжении империи. Российское Правительство 'повторяет свое заявление о его готовности принять участие в международной конференции по этому поводу и подчиниться ее постановлениям. В упомянутой ноте сообщалось, что дело о захваченном траулере «Джеймс Джонсон» было передано для пересмотра в Верховный суд, который уже отменил приговор Мурманского суда, сияв арест со шкипера и конфискацию с судна. Траулеры проникли в территориальные воды с нарушением законов страны, тем не 'менее, во избежание обострения отношений, Российское Правительство приняло надлежащие меры, в результате которых все британские траулеры, в том числе и захваченный на днях в 4-мильной полосе «Лорд Астор», могут считаться свободными**. Оно ие может, однако, принять на себя ответственность за траулер, утонувший вследствие урагана вместе с русской охраной ***. Российское Правительство готово передать вопрос об ответственности его за гибель траулера вследствие указанной причины иа решение третейского суда.

13. Хотя вопрос о положении церквей в Советских Республиках и не входит ни в малейшей мере в область взаимоотношений этих Республик с Великобританией, тем не менее в интересах 'Правильной информации общественного мнения Российское Правительство считает необходимым самым категорическим образом опровергнуть неосновательное утверждение о 'преследовании им каких бы то ни было религий. Советское правосудие обрушивается только на тех духовных лиц, которые используют свое положение служителей одной из церквей для политической деятельности, направленной против внутренней или внешней безопасности Советских Республик. Советское Правительство готово признать необычайный тон первой ноты г. Б Эйнштейна67. Необходимо, однако, при

* См. док. № 167. ** См. док. № 171. *** См. т. V, прим. 49.


этом помнить то возбуждение и негодование, которое в широких слоях рабоче-крестьянского населения России вызвали попытки вмешательства в это внутреннее дело России одного из соседних с ней государств, желавшего использовать процесс ксендзов в агрессивно-политических целях. Британской Миссии должно было быть известно это возбуждение. Британский Агент г. Ходжсон пытался частным образом снестись с Заместителем Народного Комиссара г. Литвиновым по вопросу о 'процессе и получил от него категорический ответ, что не только официально, но неофициально он не находит возможным вступать с ним в переписку по этому делу. Г-н Ходжсон после этого ие мог не предвидеть возможного отношения Советского Правительства к официальным выступлениям с его стороны, и приходится сожалеть, что [он] не учел этого обстоятельства и признал возможным послать свою ноту, сочтенную Комиссариатом Иностранных Дел определенным вызовом. Упомянув в своем ответе о -представителе Ирландской Республики, г. Вайиштейн хотел дать понять, насколько неудобно для обеих сторон вмешиваться во внутренние дела друг друга и что вмешательство в дело Цепляка оценивается в России так же, ка,к Великобритания оценила бы вмешательство России в дела Ирландии. При этом надо иметь в виду, что, кроме вышеотмеченного соседа России и Великобритании, никакое другое правительство официально по этому делу к Советскому Правительству не обращалось. В свете этих обстоятельств должен быть понятен необычайный тон ответной ноты г. Вайнштейна. Во всяком случае, нота эта была г. Ходжсоном возвращена, вторично Великобританскому Правительству не доставлена и поэтому может считаться несуществующей, равно как и вытекающее из нее второе письмо г. Вайнштейна 67, ничего, впрочем, оскорбительного в себе ие заключающее.

14. Российское Советское Правительство считает, что одной из главных причин постоянно возникающих недоразумений между ним и Великобританским Правительством является тот факт, что в связи с положением, создавшимся после Версальского мира, известные круги Антанты несогласны иметь дело с другими странами на началах действительного равенства сторон. Не отрицая того, что очень значительное число стран действительно стало в последние годы в зависимое или полузависимое положение к странам бывшей Антаиты, Российское Правительство считает нужным сказать, что положение Советских Республик не имеет, ие может и не будет иметь ничего общего с состоянием зависимости от воли иностранного правительства. Если бы правящие круги Великобритании усвоили себе этот факт, то тем самым была бы устранена важнейшая помеха к установлению нормальных и спокойных отношений, равно выгодных для обеих стран.


15. Несмотря на повторные недоразумения, Советские Республики высоко ценят нынешние отношения с Великобританией и ищут сохранения и развития их в интересах всеобщего м'ира, в интересах экономического восстановления разрушенной Европы, в интересах как народов Советского Союза, так и английского народа, и поэтому готовы на самое благожелательное и миролюбивое разрешение существующих конфликтов.

16. Шаг Великобританского Правительства вызван, по-видимому, в корне неправильной оценкой состояния Советских Республик иод явным влиянием белой эмиграции, которая никогда еще не искажала действительности так,.как теперь. Принимая особенно во внимание нынешнюю международную ситуацию, события в Центральной Европе, сведения из соседних с Советскими Республиками стран о возрастающей деятельности милитаристов, объезды этих стран союзными генералами, в частности, недавний осмотр английской военной миссией румынской границы, Российское Правительство отдает себе отчет в том, что разрыв отношений был бы чреват новыми опасностями и осложнениями, представляющими угрозу миру, и что Великобританское Правительство в случае разрыва взяло бы на себя огромную ответственность перед историей. Российское Правительство заявляет, что оснований для разрыва сношений нет, что большинство спорных вопросов между Советскими Республиками и Великобританией настолько незначительны в сравнении с возможными последствиями разрыва отношений, что при доброй воле обеих сторон удовлетворительное разрешение их на совещании компетентных представителей обоих государств не представляло бы больших затруднений и могло бы быть достигнуто в весьма короткое время. Со стороны Советского Правительства искреннее желание к достижению соглашения имеется, и ему остается выразить уверенность, что такое же желание будет проявлено и со стороны Великобританского Правительства.

17. Советское Правительство предлагает поэтому Великобританскому Правительству принять метод конференции и условиться относительно места и времени, где и когда авторитетные и полномочные представительства обеих сторон могли бы рассмотреть и разрешить не только спорные второстепенные вопросы, но и урегулировать советско-великобританские отношения в их полном объеме68.

Благоволите принять уверение в совершенном моем уважении и почтении.

Заместитель Народного Комиссара

Иностранных Дел

Литвинов

Печат. по арх. Опубл. в газ. гИзвестия* M 106 (1843), 15 мая 1923 г.


В упоминаемом меморандуме правительства Великобритании, врученном S мая 1923 г. Ходжсоном M. M. Литвинову, говорилось:

«1. Той и характер нот, полученных недавно Британским Агентом в Москве от Российского Комиссариата Иностранных Дел в ответ на известные представления, сделанные первым согласно инструкциям Правительства Его Величества, налагают на Правительство Его Величества обязанность, которую оно, быть может, слишком долго откладывало, тщательно и по пунктам обсудить, также и в отношении ряда других подобных инцидентов, желательно ли и действительно возможно ли, чтобы отношения между двумя Правительствами оставались дальше на такой ненормальной и действительно не имеющей прецедентов базе, и может ли Правительство Его Величества с сохранением должного самоуважения продолжать игнорировать повторные вызовы, которые Советское Правительство считало уместным бросать ему с заранее, по-видимому, обдуманным намерением. Правительство Его Величества поэтому решило, что настало время обратиться к Советскому Правительству с тщательно обдуманным заявлением о своей точке зрения, с целью прийти к какому-либо определенному выводу.

2. Прошло уже больше двух лет с тех пор, как Правительство Его Величества подписало Торговое соглашение с Советским Правительством в целях поощрения торговых отношений между обеими странами, отложив вопрос о политических отношениях до тех пор, пока вышеуказанное соглашение не будет проверено на практике и пока Советское Правительство не выполнит некоторых необходимых условий. Предпринимая этот шаг, который опережал подобные же действия любого другого иностранного правительства, Правительство Его Величества тем самым не только показало свое желание установить дружеское взаимопонимание с Российским Правительством и русским народом, но и существенно содействовало устойчивости и процветанию Российского государства. В то же время оно позаботилось о том, чтобы обусловить соглашение требованием, обязательным для обеих сторон, воздерживаться от враждебных действий или пропаганды в отношении друг друга. Это обязательство, которое лояльно и точно соблюдалось Правительством Его Величества, с самого начала последовательно и явно нарушалось Советским Правительством, и переписка между двумя правительствами осенью и зимой 1921 г.*, ужо опубликованная, в достаточной мере выяснила основания для жалоб Правительства Его Велнчсстпа, равно как и характер русского отпета. После этого произошло некоторое незначительное сокращение деятельности русских агентов в Ачии, так как советские власти, очевидно, отдали себе отчет, что Торговое соглашение, из которого они извлекают столь существенные выгоды, может быть поставлено под угрозу слишком неосмотрительным поведением. Недавно, однако, эта злонамеренная деятельность была возобновлена с большей энергией. Легко было бы заполнить много страниц изложением этих дел, опираясь на неопровержимые данные. Такое изложение, несомненно, вызвало бы, как это было и раньше, негодующее отрицание со стороны Советского Правительства со ссылками на ложную информацию и подложные документы. Правительство Его Величества не имеет намерения начать подобный спор. Оно довольствуется тем, что опирается исключительно на находящуюся в его распоряжении переписку, имевшую место за последние несколько месяцев между Российским Правительством и его агентами, а также на несомненно установленные действия членов самого Советского Правительства.

3. Среди наиболее выгодных баз для русской антибританской пропаганды всегда была территория, охватывающая Персию, Афганистан и индийскую пограничную область.

* См. т. IV, док. № 240, 317.


I. Персия

4. Российский Посланник в Тегеране был самым неутомимым, хотя не всегда самым преуспевающим, работником на этом поприще. Он давал приют индийским мятежникам в своем гостеприимном доме и направлял их на работу в Индию. Правительству Его Величества известны в точности суммы, которые Российское Правительство время от времени посылало ему главным образом для антибританских интриг; оно видело также инструкции, которые передавались ему от его начальства и которые он передавал своим подчиненным агентам, инструкции, имеющие целью возбуждать антибританские движения и мятежи в указанной части земного шара. Деятельность этого агента распространялась даже на соседнюю территорию Ирака, а Керманшах, где имеется советский консул, которому посылались инструкции, известные Правительству Его Величества, сделался активным центром этих благих замыслов. Что эта деятельность хорошо известна и разрешалась Советским Правительством в Москве, доказывается докладом г. Шумяцкого, Российского Представителя в Тегеране, Комиссариату Иностранных Дел в феврале 1923 г., в котором содержится следующий любопытный абзац: «Наша миссия, выполняя инструкции, дополненные вашей телеграммой, решилась действовать в соответствии с этой политической линией, особенно в Северной Персии и Тегеране; организова-на хорошая группа работников, которые могут действовать в аити брита иском направлении достаточно энергично... Если Комиссариат Иностранных Дел согласится на план миссии, то для первых расходов необходим будет кредит в 300 000 туманов, который даст нам возможность работать».

II. Афганистан

5. Афганистан представляет еще более благоприятную базу для таких действий благодаря его близости к беспокойным племенам в индийской пограничной области. Советский Представитель в Кабуле г. Раскольников отличился исключительным усердием. 17 февраля 1923 г. он известил советские власти в Ташкенте, что необходимо использовать все возможные средства «для того, чтобы усилить несомненно существующий кризис созданием разрыва между Афганистаном и англичанами», и что «немедленная доставка оружия и денег будет иметь огромное значение». Российский Комиссариат Иностранных Дел, несомненно, опознает следующее сообщение от 21 февраля 1923 г., которое им было получено от г. Раскольникова: «Я предпринимаю шаги, чтобы помочь Ва-зиристану, вероятно, в размере до 3000 руб. и 10 ящиков патронов»; и дальнейшее сообщение от 17 марта, в котором г. Раскольников умоляет Комиссариат не сужать его деятельность «по Индии и не сокращать экстраординарные расходы», так как это нанесет «непоправимый вред работе миссии в ее наиболее важной сфере». Эти экстраординарные расходы за год—с октября 1922 г. ДО октября 1923 г. исчислялись г. Ра-скольниковым в ноябре 1932 г. в размере 800 000, в то время как все расходы миссии составляли 1200 000 кабульских рупий.

6. Комиссариат Иностранных Дел также, несомненно, опознает полученное лм из Кабула сообщение от 8 ноября 1922 г. следующего содержания: «Ваши инструкции относительно осторожности в нашей разведывательной и пропагандистской работе с точностью выполняются. Особое внимание обращается сейчас на район момандов, к северу от Пешавара, но в этом отношении мы не можем многого сделать из-за недостаточности фондов».

7. Равным образом Комиссариат Иностранных Дел, вероятно, не забыл сообщения от 16 марта 1923 г. от г. Карахана, Заместителя Комиссара Иностранных Дел, г. Раскольникову, в котором он говорит: «Привезите с собой конкретное предложение относительно формы сотрудничества для оказания помощи племенам. От разрешения этого вопроса зависит вопрос о доставке оружия. Пожалуйста, сообщите нам Ваши со-


ображения относительно формы сотрудничества, необходимой для обеспечения местного надзора над распределением оружия».

8. Эти сообщения бросают любопытный свет на недавние события в индийской пограничной области69.

III. Индия

Э. Советское Правительство не преминуло также распространить свою деятельность и на Индию. Уже в ноябре 1922 г. семь индусов, которые подготовлялись как коммунистические агитаторы в Ташкенте и, после заключения русского Торгового соглашения, в Москве, были арестованы в Индии по прибытии из Москвы, откуда они направились под наблюдением русских гражданских и военных официальных лиц окольным и очень трудным путем для того, чтобы избежать обнаружения.

10. В том же самом году известное количество стофунтовых банкнот, выданных через банк Ллойда и русский Коммерческий и Промышленный банк в Лондоне Николаю Клышко, Заместителю Официального Представителя Советского Правительства в Лондоне, в июне 1921 г., было переведено в Индию на имя одного революционера из Пенджаба, находившегося в связи с другими индийскими мятежниками, которые, как известно, поддерживали тесную связь с Российским Представителем в Кабуле.

11. В свете этих фактов неудивительно, что в недавнем сообщении г..Карахану г. Раскольников выразился следующим образом: «Я считаю самым важным поддержку личной связи и оказание минимума помощи индийским революционерам. По самым скромным подсчетам, необходимо ассигновать по крайней мере 25 000 зол. руб. Если это не будет сделано, то существующая организация рухнет».

12. В своей ноте от 27 сентября (921 г. Советское Правительство с негодованием отвергло всякую связь между ним и злонамеренной организацией, известной под именем III Интернационала. Если это так, то является крайне несчастным обстоятельством, что член Советского Правительства, Народный Комиссар Финансов г. Сокольников, являясь ответственным официальным лицом, на заседании финансовой комиссии IV конгресса 111 Интернационала, состоявшемся в Москве 25 ноября 1922 г., оказался в числе тройки, которая постановила предоставить 80000 ф. ст, британской и 120 000 ф. ст. индийской коммунистическим партиям. Из этой суммы 75 000 ф. ст. прибыли в Англию в начале января 1923 г. Несколько раньше, а именно в сентябре 1922 г.. Советское Правительство приняло на себя расходы по снаряжению и отправке в Индию и другие восточные страны 62 восточных студентов, получивших подготовку в пропагандистских школах III Интернационала.

13. В предыдущих пунктах приведено только несколько примеров, взятых из множества подобных инцидентов, имевших место на широком пространстве Египта, Турции, британских доминионов и даже Великобритании и свидетельствующих о том постоянстве, с каким Советское Правительство оставляло без внимания и нарушало предварительное условие, с учетом которого Торговое соглашение было подписано. Ясно, что невозможно и дальше сохранить договоренность, в точности выполняемую одной стороной и систематически нарушаемую другой. Если только подобные действия не будут прекращены и не будет принесено за них извинение и если официальные лица, ответственные за эти действия, не будут дезавуированы и отозваны с места их злонамеренной деятельности, то, очевидно, невозможно будет сохранить в силе соглашение, которое, таким образом, осуществляется односторонне.

IV. Насилия над британскими подданными

14. Эти факты не единичны. Они сопровождались и дополнялись рядом насилий над британскими подданными в течение последних нескольких лет, за которые не было принесено извинений и не дано никакой


компенсации. Наиболее вопиющими из этих случаев были убийство г. Ч. Ф. Дэвисона о январе 1920 г. и арест и заключение в тюрьму по ложному обвинению г-жи Стэн Гардинг летом того же года. По обоим этим делам велась длительная переписка, опубликованная в обеих странах. Она произвела чрезвычайно тяжелое впечатление в Британском парламенте и на прессу Англии, где общественность не может понять, как могли подвергнуться эти несчастные невинные люди такому обращению со стороны Правительства, которому Британское Правительство протянуло дружескую руку, или как Британское Правительство может, сохраняя свое собственное достоинство и обеспечивая должную защиту законных британских интересов, постоянно терпеть продолжение подобного позора.

15. Что касается дела г. Дэвисона, Правительство Его Величества в своем меморандуме от 25 января 1922 г. попросило разрешения просмотреть следственные материалы, представленные российскому суду, который приговорил его к расстрелу, и настаивало на уплате полной компенсации его вдове. Ни одно из этих требований не было удовлетворено, но в ответ на них Советское Правительство ответило рядом не имеющих отношения к делу и легко опровержимых обвинений против британских властей. Правительство Его Величества не может примириться с таким слабым и несправедливым заключением.

16. В деле г-жи Стэн Гардинг, подробности которого хорошо известны всему мару.и которые вызвали единодушную оценку во всех цивилизованных странах, Правительство Его Величества предъявило такое же требование о выплате компенсации потерпевшей даме, каковое требование было равным образом отвергнуто Советским Правительством.

17..В обоих этих случаях Правительство Его Величества не может более позволить, чтобы к этому вопросу относились с пренебрежением. Оно должио сейчас потребовать, чтобы Советское Правительство признало свою ответственность и обязалось уплатить справедливую компенсацию по определению арбитра, назначенного по соглашению между Правительством Его Величества и Советским Правительством, а в случае невозможности такового соглашения — по указанию председателя Международного суда в Гааге * или же какого-нибудь беспристрастного лица, занимающего соответствующее положение.

18. Требования компенсации по этим делам не предопределяют судьбы каких-либо других претензий, которые могут быть предъявлены другими британскими подданными или от их имени. Метод, при помощи которого эти претензии могут быть разрешены, является законным объектом обсуждения.

V. Обращение С британскими траулерами

19. Чувства, вызванные в Англии этими несправедливыми и до сих пор остающимися без возмездия действиями в отношении британских подданных, были значительно обострены в течение последнего года рядом поступков, совершенных русскими властями в нарушение общепринятых положений международного права, повлекших за собой совершенно недопустимое вмешательство в дела британского судоходства и подвергших британских подданных оскорбительным действиям. По делу об аресте парового траулера «Магнета» во время лова рыбы в 9 милях от мурманского берега 31 января 1922 г. велась длительная переписка. Траулер был задержан советскими властями и впоследствии потерпел крушение, причем команда в количестве 10 человек погибла. Переписка происходила и об аресте траулера «Св. Губерт» 3 марта 1922 г. во время лова рыбы более чем в 12 милях от берега, причем это судно было кон-

* Имеется в виду Постоянная палата международного правосудия.


фисковано советскими властями и все еще задерживается в Мурманской гавани. Повторные требования Правительства Его Величества о признании ответственности и уплаты компенсации по этим двум делам упорно отвергались Советским Правительством. Совсем недавно произошел новый вопиющий случай. Паровой траулер «Джеймс Джонсон» был захвачен в марте во время лова рыбы в тех же водах, причем судно вместе с уловом было конфисковано Советским Правительством, а капитан приговорен к принудительным работам.

20. Настало время предупредить Советское Правительство, что оно не может безнаказанно обращаться с британскими подданными и британскими судами таким недопустимым и своевольным образом. Правительство Его Величества вынуждено настаивать на: а) уплате компенсаций владельцам за гибель «Магнеты» и родственникам погибших членов команды; б) освобождении «Св. Губерта» и «Джеймса Джонсона», равно как и команды последнего, и уплаты соответствующей компенсации и в) заверении в том, что британским рыболовным судам не будут впредь чиниться препятствия в ловле рыбы вне 3-мильной полосы.

VI. Возвращение нот

относительно религиозных

преследований

21. В течение прошлого года в России имел место ряд событий, приведших к судебному процессу, к осуждению и в некоторых случаях к казни выдающихся русских священнослужителей, занимающих высокие посты в иерархии православной и католической церквей в России. В июле 1922 г. петербургский митрополит Вениамин и десять других священников были преданы суду и приговорены к смертной казни и, как полагают, были казнены за то, что они воспротивились конфискации церковного имущества. В конце марта 1923 г. архиепископ Цепляк и мон-синьор Буткевич, руководящие римско-католические прелаты в России, были осуждены за якобы враждебные действия по отношению к Советскому Правительству и были приговорены: первый—к 10 годам одиночного заключения, а второй—к смертной казни, каковые приговоры были приведены в исполнение. Католикос Грузии и кутаисский епископ на Кавказе находятся под арестом в Тифлисе в ожидании суда. Патриарх русской православной церкви Тихон был в мае 1922 г. взят под строгий арест и в скором времени будет судим (суд, очевидно, лишь временно отложен) по обвинению в контрреволюционной деятельности.

22. Правительство Его Величества воздерживалось от высказывания своего мнения по поводу характера и основательности обвинений, выдвинутых против этих священнослужителей, понимая, что высказываться по этому вопросу не его дело. В самой России, однако, не делается никакой попытки отрицать, что эти преследования и казни являются частью сознательной кампании, предпринятой Советским Правительством с определенной целью уничтожения всякой религии в России и замены ее безбожием. Как таковые, эти деяния вызвали глубокий ужас и негодующие протесты во всем цивилизованном мире. Когда монсиньор Буткевич был приговорен к смертной казни, правительства и религиозные организации многих стран обратились к Советскому Правительству с просьбами о помиловании. В согласии с этой вспышкой оскорбленных чувств и морали человечества Британский Агент в Москве 30 марта, действуя соответственно полученным от Правительства Его Величества инструкциям, обратился к г. Чичерину с указанием, что «приведение приговора в исполнение не может не вызвать чувства ужаса и негодования во всем цивилизованном мире, что вряд ли желательно Советскому Правительству», и с «настойчивой и окончательной просьбой к этому Правительству о приостановлении приведения приговора в исполнение». На следующий день г. Ходжсон получил ответ, подписанный


г. Вайнштейном, заявляющий о неоспоримом праве России выносить приговоры в согласии с действующими в ней законами и указывающий, что «всякая попытка извне выступать против этого права и вступаться за шпионов и изменников в России является недружелюбным актом». Далее в том же письме г. Вайнштейн делает неуместную и оскорбительную ссылку на сообщение, полученное г. Чичериным от лица, именующего себя представителем так называемой Ирландской Республики во Франции. Эта нота, не находящая себе примера в деятельности правительств, считающих, что они находятся в дружественных отношениях, была сразу же и с полным основанием возвращена г. Ходжсоном, причем он тут же отрицал какое бы то ни было желание вмешаться в право Российского Правительства отправлять правосудие на своей собственной территории. 4 апреля г. Ходжсон получил от г. Вайнштейна новый ответ67, составленный в еще более оскорбительных выражениях. Г-н Ходжсон оставил это письмо без ответа. Но Советское.Правительство, в соответствии с практикой, которая в настоящее время вошла в его обычай, опубликовало эту переписку для всеобщего сведения.

23. Ясно, что переписка, ведущаяся одной из сторон в указанном выше тоне и выражениях, не только не соответствует обычно принятой вежливости в отношениях между правительствами, но и ставит самое продолжение этих отношений под большую опасность. Если, далее, вспомнить, что это только один из последних инцидентов в длинном ряде намеренных оскорблений, которые перечислены в этом меморандуме, то трудно прийти к какому-либо иному заключению, чем то, что либо Советское Правительство убеждено в том, что Правительство Его Величества скорее примет всякие оскорбления, чем пойдет на разрыв с Советской Россией, либо оно само хочет разрыва отношений, созданных Торговым соглашением.

24. Правительство Его Величества крайне сожалело бы как в силу общих оснований, так и в интересах экономического восстановления страны, с народом которой (как оно имело недавно много случаев доказать на деле) его связывают крепкие узы симпатии и старого союза, если бы пришлось положить конец попытке, предпринятой с его стороны со всею искренностью и проводившейся с неизменной лояльностью и добросовестностью. Но оно не может согласиться с продолжением того обращения, примеры которого были суммированы в этом меморандуме и которое несовместимо как с национальным достоинством, так и с взаимным уважением.

25. В настоящем меморандуме выставлены требования, которые Правительство Его Величества считает необходимым предъявить. Оно требует:

1. Действий и заверений Советского Правительства в отношении пропаганды и враждебных актов, перечисленных в пункте 13.

2. Признания ответственности Советского Правительства и обязательства уплатить компенсацию по делам британских подданных и британских судов, как об этом заявлено в пунктах 17 и 20.

3. Безоговорочного взятия обратно двух нот, подписанных г. Вайнштейном, которые были упомянуты в пункте 22.

26. Правительство Его Величества не имеет ни желания-, ни намерения вступать в длительный и возможно неприятный спор по какому бы то ни было из перечисленных вопросов; но если в течение 10 дней по получении сего сообщения Комиссариатом Иностранных Дел Советское Правитель-стволе примет на себя полного и безусловного удовлетворения требований, предъявленных в сем меморандуме, Правительство Его Величества будет считать, что Советское Правительство не желает поддерживать существующих между ними отношений. В этом случае Правительство Его Величества, со своей стороны, ввиду очевидного нарушения Торгового соглашения Советским Правительством, как это изложено в предыдущих частях сего меморандума, будет считать себя немедленно свободным от обязательств, налагаемых этим соглашением согласно положениям абзаца 3 статьи XIII соглашения».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: