Речь Председателя Центрального Исполнительного Комитета СССР М. И. Калинина при вручении верительных Грамот Послом Афганистана в СССР Гулямом Наби-хаиом

12 января 1924 г.

Героическая борьба афганского народа за свою независимость и вся последующая деятельность Афганского Правительства и его просвещенного Главы, направленная к обеспечению свободного мирного развития страны, всегда встречала у нас самый горячий отклик. Дружба, связавшая наши

* См. т. IV, док. №291. ** См. док. № 4. *** Заместитель министра иностранных дел Чехословакии.


страны в дни тяжелой общей борьбы, с тех Пор Продолжала крепнуть и является гарантией прочного мира на Востоке. Дальнейшее углубление хозяйственных и культурных связей между братскими Афганистаном и Союзом Советских Социалистических Республик явится надежным залогом их ненарушимого внутреннего развития и экономического подъема. Могу заверить Вас, г. Полномочный Посол, что в Вашей деятельности, направленной к поддержанию и развитию добрососедских отношений между нашими странами, Вы встретите полное внимание и содействие со стороны всех учреждений Рабоче-Крестьянского Правительства и можете рассчитывать на искренние симпатии трудовых масс нашего Советского Союза к Независимому Афганистану.

Лечат, по газ. «Известия»

M 11 (2046), 13 января 1924 г.

Речь М. И. Калинина явилась ответом на речь Гуляма Наби-хана, который заявил:

«Я уполномочен Его Величеством Эмиром и Шахом Независимого Афганистана вручить Вам сию верительную грамоту, на основании которой Его Величество удостоил меня честью быть Полномочным Послом при Правительстве Союза Советских Социалистических Республик.

Я уполномочен также от имени своего Правительства приветствовать образование этого Союза и пожелать полного материального и духовного развития всем народам, входящим в этот Союз.

Я счастлив заметить, что за все время своего назначения [Послом] при Правительстве РСФСР приложил все усилия в деле укрепления дружественных отношений между обоими Высокими государствами, и ввиду проявления самого благосклонного внимания со стороны дружественного государства, мы сегодня можем с радостью констатировать тот факт, что на фундаменте дружбы, провозглашенной с момента объявления независимости в Афганистане и Советской Республики — в России, возводится здание практического осуществления и фактического проведения в жизнь дружественных обязательств, и мы имеем налицо все данные для того, чтобы утверждать, что недалеко то время, когда это здание будет образцом бескорыстной политики и искренней дружбы между двумя государствами.

Дружба Высоких государств — Афганистана и России вытекает из общности их интересов и диктуется объективной реальностью, а потому и уверен в ее вечности и незыблемости и в том, что никакие внешние обстоятельства или случайности не могут повлиять на характер ее прочности и искренности. Афганистан и Советская Россия являются первыми друзьями, которые в момент тяжелой борьбы протянули друг другу руки, признали друг друга самостоятельными и дали обет поддержать взаимную дружбу».

11. Нота Представительства СССР в Италии Министерству Иностранных Дел Италии

Срочно 14 января 1924 г. № 165/9

Подтверждая получение вербальной ноты Королевского Министерства Иностранных Дел от II января с. г. № 128/1 *, Полномочное Представительство Союза Советских Социали-

* См. стр. 9.


етических Республик благодарит Королевское Министерство ла сообщение о том, что приняты необходимые меры для возвращения документов, необоснованно секвестрованных в филиале Торговой делегации Союза в Генуе.

Этот беззаконный обыск произвел очень неблагоприятное впечатление на общественное мнение Союза, впечатление, которое до сих пор ие рассеялось.

Полномочное Представительство уже получило от своего Правительства срочное распоряжение сообщить ему, какое удовлетворение было дано Королевским Правительством указанному Представительству. Это телеграфное распоряжение было передано в подлиннике г. Иорданским Его Превосходительству г. сенатору Контарини*.

Ответ Королевского Министерства еще не получен; поэтому Полномочное Представительство вынуждено сообщить своему Правительству, Что до сих пор не было даио никакого удовлетворения.

Если Королевское Министерство считает нужным дать удовлетворение Правительству Союза, учитывая сохранение особенно благоприятных условий, которыми пользуются итальянские граждане в Союзе, Представительство имеет честь просить немедленно сообщить ему, какие меры будут приняты для наказания виновных.

Полномочное Представительство подчеркивает, что оио должно через 3 дня ответить на вопросы, поставленные его Правительством в вышеупомянутой телеграмме, которая была передана Его Превосходительству г. сенатору Контарини.

Лечат, по арх.

На эту ноту министерство иностранных дел Италии ответило следующей нотой от 18 января 1924 г. Е/2 № 929/4:

«В ответ на ноту № 165/9 от 14 января о секвестре документов, произведенном в филиале Российской Торговой делегации в Генуе, Королевское Министерство Иностранных Дел имеет честь сообщить, что эта операция была осуществлена без ведома центральных властей и вследствие ошибочной интерпретации распоряжений, не имеющих никакого отношения к персоналу Торговой делегации и выполнению им служебных обязанностей.

Как только Королевское Министерство Иностранных Дел было оповещено о происшедшем, оно не замедлило принять меры к тому, чтобы эта операция не была одобрена компетентными властями Министерства внутренних дел, которое, придерживаясь такой же точки зрения, дало распоряжение о полном возвращении секвестрованных документов.

Сообщая о вышеизложенном, Королевское Министерство Иностранных Дел желает выразить Российскому Представительству свое сожаление по поводу неприятного недоразумения и заверить его в том, что отданы строгие распоряжения с целью избежать повторения подобных действий в будущем».

* Генеральный секретарь министерства иностранных дел Италии.


12. Письмо Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Официальному Представителю СССР в Великобритании и Полномочным Представителям СССР в Германии, Дании, Норвегии*

14 января 1924 г.

В некоторых странах имеют место случаи непризнания мерительных свидетельств, выдаваемых в СССР, что связано с переизмерением, простоем судов и другими обстоятельствами, наносящими ущерб торговому мореплаванию. В целях урегулирования этого вопроса НКИД совместно с Центральным управлением морского транспорта и Российским Регистром при НКПС были разработаны проекты двух типовых конвенций о взаимном признании мерительных свидетельств.

8 ноября 1923 г. указанные проекты были утверждены СНК СССР.

В ближайшее время предположено приступить к переговорам о заключении означенных конвенций о взаимном признании мерительных свидетельств со следующими государствами: Германией,»Великобританией, Норвегией, Данией, Финляндией, Эстонией и Италией.

Ввиду изложенного Народный Комиссариат по Иностранным Делам просит Вас предпринять соответствующие шаги в целях выяснения отношения правительства страны Вашего пребывания к вопросу о заключении конвенции о взаимном признании мерительных свидетельств.

Местом переговоров намечается г. Москва. Начало переговоров находится в зависимости от подготовки материала для них, о чем Вам будет сообщено дополнительно.

О результатах Ваших предварительных переговоров просьба срочно уведомить5.

Замнарком

Литвинов

Заведующий Экоиомическо-Правовым отделом

Сабанин

Печат. по арх.

13. Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР секретарю Советской торговой делегации в Великобритании С. И. Гермеру **

14 января 1924 г.

Голландия является одной из немногих европейских стран, упорно уклонявшихся до сих пор не только от заклю-

* Письма аналогичного содержания были направлены также полномочным представителям СССР в Италии, Финляндии, Эстонии, Латнии. ** Передано С. И. Гермеру в Москве.


чения какого бы то ни было, хотя бы временного, соглашения с Советским правительством, но даже от каких бы то ни было официальных переговоров с ним. Голландцы в СССР в смысле торговых отношений бойкоту не подвергались. Тем не менее приезжавшие к нам голландцы не могли не чувствовать неравенства своего положения по сравнению с другими иностранцами и в известном смысле даже бесправия. Большинство голландцев, приходивших с нами в соприкосновение, всегда заявляли о вполне созревшем у голландского правительства желании вступить в переговоры и заключить с Советским правительством соглашение. Одни из них это делали, рисуя перед нами перспективы скорого соглашения с голландским правительством, с целью улучшения своего личного положения у нас и более успешного проведения их торговых проектов и предложений, другие же наивно полагали, что отсутствие договорных отношений с Голландией объясняется случайностями и что у обоих правительств имеется желание покончить с этим положением. Подобное объяснение, между прочим, выдвигал также и голландский консул в Ревеле.

За последнее время особенно участились предложения частных лиц и фирм из Голландии о вступлении в переговоры с голландским правительством, якобы изъявившим на это согласие*. К этим предложениям мы относились, однако, весьма скептически, требуя официального подтверждения со стороны голландского правительства. Не сделали мы исключения даже для известной голландской фирмы «Стоквис и сыновья», предлагавшей т. Раковскому и т. Стомонякову послать в Голландию официальную делегацию для переговоров с голландским правительством. Вследствие нашего требования официального подтверждения означенная фирма прислала копию письма, полученного ею от [генерального] секретаря голландского министерства иностранных дел от 24 декабря, копия которого при сем прилагается**.

Вследствие этого письма НКИД нашел возможным поручить Вам по дороге в Лондон заехать в Гаагу и вступить в предварительные переговоры с автором письма или,-если это окажется возможным, с министром иностранных дел.

Вам надлежит сообщить им о вышеуказанных обстоятельствах, т. е. о многократном обращении к нам разных посредников от имени якобы голландского правительства, предлагавших нам переговоры. Мы все такие посреднические предложения отвергаем, ибо считаем возможным вести переговоры лишь непосредственно с правительствами или

* См т. VI, док. №80, 307,309.

* См. ст|). 97.


формально уполномоченными ими на то лицами. Вашей целью не является ведение переговоров по существу. Вам поручается сообщить голландскому министру иностранных дел нашу точку зрения относительно способа ведения переговоров. Мы стремимся возобновить нормальные сношения со всеми государствами, в том числе и с Голландией. Если таково же желание голландского правительства, то мы не видим препятствий к немедленному начатию переговоров. Мы не можем, к сожалению, послать делегацию или уполномоченных в Голландию. Нам приходится в настоящее время вести переговоры с целым рядом государств, и мы не можем всюду посылать делегации. Мы предлагаем поэтому голландскому правительству послать небольшую делегацию в Москву. Делегации, конечно, будет обеспечена возможность курьерских и телеграфных сношений шифром с ее правительством. F-сли это предложение почему-либо неприемлемо для голландского правительства, то мы альтернативно предлагаем вести переговоры через соответственные миссии в Лондоне или Берлине. Голландское правительство, конечно, может по своему усмотрению поручить это либо своим министрам, либо же послать в Берлин и Лондон специальных уполномоченных. Мы же, со "своей стороны, уполномочим на ведение переговоров своих полпредов.

Что касается основы переговоров, то мы полагаем, что период временных соглашений типа норвежского или чехословацкого договоров * миновал и что сейчас речь может идти лишь о полном возобновлении нормальных дипломатических сношений. Переговоры на эту тему ведутся сейчас с Англией, Италией, Норвегией, а кроме того, к нам поступили предложения того же порядка и от других государств.

Надо разъяснить, что даже в настоящее время мы строго различаем между гражданами стран, признавших нас де-юре, и таких стран, с которыми имеются лишь фактические отношения. Первые пользуются у нас большим объемом прав, и с ними мы охотнее идем на всякого рода торговые сделки, концессии и т. д. Вряд ли Голландия захочет, чтобы ее граждане пользовались в СССР меньшими правами, чем другие иностранцы. Что же касается возможных условий возобновления дипломатических сношений, то можно сказать, что мы таковых не признаем. Мы требуем безоговорочного восстановления нормальных сношений, после чего мы и готовы обсуждать все наши споры с другими государствами. Во всяком случае, надо добавить, что Голландия сможет свои предложения сделать нашим уполномоченным во время переговоров.

• См. т. IV, док. № 203 и т, V, док. № 180.


Необходимо категорически заявить, что уполномоченные голландского правительства в Москве лн, Лондоне или другом месте должны быть снабжены надлежащими полномочиями мининдела, иначе мы с ними не будем вести переговоры.

Литвинов

Печат. по арх.

14. Телеграмма Представителя СССР в Китае Сунь Ят-сену

15 января 1924 г.

В день открытия конференции Гоминдана6 шлю Вам и конференции сердечный привет и пожелание успешной работы.

Я не сомневаюсь в том, что деятельность Гоминдана под Вашим руководством является лучшей надеждой национально-освободительного движения китайского народа. Советская Россия с братской симпатией следит за героической борьбой китайского народа за национальную свободу и независимость. К вам она обращает свои симпатии и надежды.

Вам, конечно, известно, что все, кого угнетает мировой империализм, — наши братья, все, кто борется за свободу народа, — наши товарищи в одной общей борьбе.

Передаю привет братскому китайскому народу и призываю его революционных бойцов быть стойкими.

Да здравствует национальная свобода и независимость китайского народа!

Да здравствует Гоминдаи — авангард китайского народа и его вождь Сунь Ят-сен!

Да здравствует братство китайского и русского народов!

Да здравствует освобождение и союз угнетенных всего MHpal

Карахан


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: