27 апреля 1931 г.
Советское правительство постановило принять предложение Вертело от 24 апреля об одновременном ведении переговоров в Париже о заключении пакта о ненападении и временного торгового соглашения*. Оно не возражает против упоминания в пакте обязательства заключения к определенному сроку договора о согласительной процедуре. Сейчас же после отмены декретов об ограничении торговли согласны начать параллельно переговорам о временном торговом соглашении переговоры с хозяйственниками и представителями французского правительства о размещении заказов и о кредитах по примеру сделок с немцами и итальянцами**. По подписании пакта и временного торгового соглашения Советское правительство согласно будет начать переговоры о взаимных материальных претензиях.
Литвинов
Пгчат.. по арх.
* См, док. J6 133. *щ См. соответственно док, Xs 114. 135,
138. Запись беседы Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Италии в СССР Аттолико
28 апреля 1931 г_
Беседа продолжалась около двух часов и касалась почти исключительно «пан-Европы». Аттолико рассказывал о своих беседах с Друммондом, с которым он находится в приятельских отношениях по совместной работе в Лиге [нации". Существенно, однако, лишь сообщение о том, что в Женеве очень боятся наших выступлений в «пан-Европе», глазным образом резкостей и, как Аттолико выразился, «битья посуды». Весьма конфиденциально Аттолико «не в качестве посла, а по-приятельски» сообщил мне. со слов Друммонда, что позиция Брнаиа, Мотта. Титулеску и других значительно определялась отношением Японии к нашему участию в «пан-Европе». Япония, по-видимому, через Сигимура * дала понять, что СССР должен рассматриваться не только как европейское, но и как азиатское государство и что, если он будет включен в число членов европейской комиссии, то Япония выступит за образование в Лиге наций и паназиатской комиссии. Такая перспектива образоваиня новых континентальных комиссий в Лиге наций никому не улыбается. Помимо этого наше право иа участие в организационных вопросах является и по мнению Италии и Германии сомнительным. По мнению Друммонда. мы ие участвовали в организационных вопросах и в комиссии по разоружению. (Фактически это верно, ибо организационные вопросы были разрешены до нашего вступления в комиссию по разоружению. Я не сомневаюсь, однако, что если бы мы участвовали в ней с самого начала, то мы не были бы устранены от обсуждения ни одного вопроса, включая и организационный.) Что касается выхода из положения, то Друммонд как будто изъявляет готовность предпринять шаги для немедленного изменения порядка дня н постановки в первую очередь вопроса об экономическом кризисе.
|
|
Я сказал, что против такого решения трудно возражать, но оно все же как будто подтверждало бы наше неучастие в других вопросах, между тем как я считал бы желательным этот вопрос пока оставить открытым. Я повторил ему предложение, сделанное мною 25-го Дирксеиу, уточнив редакцию предполагаемого ответа Друммонда следующим образом: «Друммонд полагает, что его письмо от 1 апреля ** не было достаточно ясно и поэтому неправильно нами понято. Он отнюдь не хотел им сказать, что предложения парижской организационной подкомиссии являются окончательными. Все решения подкомиссии
|
|
* Замёстительгенеоалъного ceKpèîao.4 Лиги наций. ** См. стр. 271.
как о порядке дня, так и об участии СССР в тех или иных вопросах могут быть изменены самой комиссией. Таким образом, в зависимости от того или иного решения комиссии, которое, как он полагает, будет принято в самом начале сессии, присутствие делегации СССР может понадобиться уже в первый день открытия сессии. Друммонд поэтому рекомендовал бы нам приехать в Женеву к 15 мая». Аттолико точно записал себе текст и пообещал немедленно протелеграфировать куда следует.
Аттолико не совсем ясно говорил на тему о составе нашей делегации, причем вначале трудно было понять, считает ли он нужным мое личное присутствие или нет. На мою настойчивую просьбу выразиться яснее, он. смущаясь и краснея, сказал, что веем-де понятно, что мы должны сообразовывать свои выступления в Женеве с требованиями нашего общественного мнения и нашей внутренней политики, но что занимаемый мною пост налагает на меня обязательство сдержанности по отношению к внешнему миру и что мое личное присутствие явится-де некоторой гарантией.
Я выразил неудовольствие по поводу позиции Италии и Германии относительно нашего участия в организационных вопросах. Я Е шутку сказал, что Фракция последнее время весьма любезна с нами и что я не буду удивлен, если в один прекрасный день Бриан выступит нашим адвокатом в «пан-Европе», чтобы доказать, что он может для нас добиться того, чего не могли сделать Италия и Германия.
Аттолико спешил на завтрак, а я на коллегию, и поэтому мы условились встретиться на днях и погозопить на другие темы. Мимоходом Аттолико сообщил, что Гендерсон сепьезко псе^ендует на предсепательствование з комиссии по разооуже-нию *, против чего Италия не возражает. Что касается Франции, то за какую-нибудь компенсацию она тоже согласится на кандидатуру Гендерсона. Аттолико обронил фразу, что Гендерсон держит в своих руках судьбу морского соглашения.
Литвинов
Цеч.й7. г.а арх.