Сообщение советской печати о беседе Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Л. М. Карахаиа с Послом Японии в СССР Хирота

29 февраля 1932 г.

27 февраля с. г. японский посол г. Хирота посетил заместителя народного комиссара по иностранным делам т. Л. М. Карахаиа и в ответ на вопросы, поставленные ему т. Карахаком 24 сего февраля*, сделал по поручению японского правительства следующее заявление,

ЗАЯВЛЕНИЕ г. ХИРОТА

1. По второму пункту запроса Советского правительства о предложении японского командования правлению КВЖД заключить соглашение о перевозках японских войск по КВЖД японскому правительству ничего не известно, и оно запросило по этому поводу японские власти в Маньчжурии.

2. Относительно деятельности белогвардейцев и образования нового государства японское правительство пришлет дополнительные телеграфные инструкции **.

3. Что же касается вопроса о перевозках японских войск по восточной линии КВЖД, то г. послу поручено дать следующие разъяснения:

Вследствие изменившегося положения вещей в районе восточной части КВЖД проживающие в этом районе японские подданные вынуждены бежать в Харбин и другие спокойные пункты Маньчжурии. Однако в этих местностях остается более 20 тыс. японских подданных (включая корейцев). Эти японские подданные не могут убежать из этого района ввиду нх большого количества, и поэтому японскому командованию приходится послать войска для их защиты.

Войска не предполагается перебросить к границам СССР. Онн будут отправлены в район Имяньбо и в случае крайней необходимости, может быть, будут отправлены до Ханлина,

8 См. док. Ли 97. 8* См. док. № 135.


Ввиду этого японское правительство дало инструкции Послу, чтобы он снесся с Советским правительством по этому поводу и обратился бы с просьбой, чтобы Советское правительство послало инструкции своим представителям в Маньчжурии о положительном разрешении вопроса об использовании восточной линии КВЖД для перевозки японских войск.

Японское командование, конечно, относится с уважением.к интересам и правам СССР в Северной Маньчжурии, и оно это доказало при отправлении своих войск в Цицнкар и Харбин. Японское правительство просит правительство СССР не беспокоиться, что японские войска могут нарушить интересы и права СССР на КВЖД- Японское правительство заверяет, что эти интересы и права будут полностью уважаться. Единственная цель отправки войск на восток от Харбина — это спасение японских подданных.

Таким образом, японское правительство просит разрешения правительства СССР на отправку японских войск до ст- Имяньбо и, в крайнем случае, до Хайлина.— так же. как это в свое время было разрешено в отношении Цкцикара и Харбина.

ЗАЯВЛЕНИЕ т. КАРАХАНА

В ответ на эту просьбу японского правительства т. Кара-хан в тот же день дал г. японскому послу от имени Союзного правительства следующий ответ.

В ответ на просьбу японского правительства о разрешении перевезти по КВЖД из Харбина до ст. Имяньбо, н в крайнем случае до ст. Хайлнн, японские войска Советское правительство поручило мне сделать Вам следующее заявление:

Перевозка японских войск по Китайско-Восточной железной дороге находится в некотором противоречии с заключенным между СССР и Японией в Пекине в 1925 г. договором, в силу которого Портсмутский договор* сохраняет свою силу. Однако, принимая во внимание ссылку японского правительства на специальные обстоятельства, побудившие его обратиться с этой просьбой к Советскому правительству, и в особенности считаясь с тем, что китайские власти в Маньчжурии н китайская часть правления КВЖД обратились к правлению КВЖД с просьбой разрешить перевозку японских войск по восточной линии КВЖД, Советское правительство, в виде исключения и временной меры, соглашается дать указание советской части правления КВЖД о разрешении перевезти

* См. «Сборник договоров России с другими государствами (1856— 1917)», М., 1952, стр. 3-37—344.


ограниченное количество японских войск из Харбина до ст. Имяньбо и только в крайнем случае до ст. Хайлин.

Давая согласие на перевозку японских войск до указанных выше станций, Советское правительство обусловливает это свое согласие заверением японского правительства, что права и интересы СССР на КВЖД ни в коем случае не будут нарушены японскими властями и командованием.

Кроме того, т. Карахан поставил перед японским послом два вопроса, касающиеся Портсмутского договора, с просьбой передать их японскому правительству для получения разъяснений.

1. В силу VII статьи Портсмутского договора, Россия и Япония обязались эксплуатировать железные дороги в Маньчжурии только в коммерческих н промышленных целях и «никоим образом не в целях стратегических». Частое обращение японского правительства с просьбой о перевозке японских войск по КВЖД н перевозка этих войск по КВЖД, т. е. использование этой дороги Японией в стратегических целях, подходит к случаям, предусмотренным указанной VII статьей Портсмутского договора, и Советское правительство считает, что такие факты ведут к нарушению Портсмутского договора.

Советское правительство строго соблюдает эту как и другие статьи Портсмутского договора. Советское правительство поручило мне запросить японское правительство, может ли оно рассчитывать на то, что японское правительство и японское командование также будут соблюдать VII статью Портсмутского договора в отношении КВЖД.

2. Советское правительство располагает проверенными сведениями, что за последнее время японские войска накопляются в районах, прилегающих к советско-корейской границе. По ст. II Портсмутского договора обе стороны обязались «воздерживаться от принятия на русско-корейской границе каких-либо военных мер, могущих угрожать безопасности русской или корейской территории». Советское правительство, строго выполняя это обязательство, предусмотренное Портсмутским договором, хотело бы получить от японского правительства разъяснения в связи с фактом накопления японских войск у советско-корейской границы.

Японский посол обещал немедленно телеграфировать этот запрос в Токио *.

Печат. по газ. «Известия*

<\5 59 (4526), 29 февраля 1932 г.

* См. также док.,Y° 113.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: