1.Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко
открыть рот и произвести длительный выдох.
2. Поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот
и произвести длительный выдох.
3. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять пе
редне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и про
извести выдох.
4. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять
заднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произвести
длительный выдох.
Упражнения на координацию движений языка и губ и выдоха
Кончик языка зафиксировать у нижних резцов.
1.Широко открыть рот, как при звуке а, и произвести дли
тельный выдох.
2. Растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести
длительный выдох.
3. Округлить губы, как при звуке о, и произвести длительный
выдох.
4. Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке у, и про
извести длительный выдох.
5. Вытянуть губы вперед, округлить их, как при звуке э,
и произвести длительный выдох.
Кончик языка зафиксировать у верхних резцов.
1. Широко открыть рот, как при звуке а, и произвести дли
тельный выдох.
|
|
2. Растянуть губы в улыбку, как при звуке ч. и произвести
длительный выдох.
3. Округлить губы, как при звуке о, и произвести длительный
выдох.
4. Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке у, и про
извести длительный выдох.
5. Зафиксировать кончик языка у альвеол, реализовать пере
численные положения губ и произвести выдох.
6. Надуть обе щеки (25), вытянуть губы вперед трубочкой
(23) и постепенно выдыхать.
Каждое упражнение выполняется вначале с закрытыми носовыми ходами, затем попеременно с закрытыми и открытыми, а в заключение — с открытыми носовыми ходами. Упражнения проводятся под контролем зрительных, тактильных и мышечных ощущений. Ребенок вырабатывает правильный выдох, сравнивая силу и длительность струи воздуха, выдыхаемой логопедом и им самим.
Для развития дифференцированного кинестетического восприятия подбираются упражнения на чередование движений с резко контрастными характеристиками, затем — с менее контрастными. В дальнейшем отрабатываются артикуляционные позиции, необходимые для производства тех звуков, которые нуждаются в коррекции.
Приложение
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ