Октября 1934 г

(ТАСС). В беседе с представителем агентства Гавас г. Р. Жиль народный комиссар по иностранным делам т. M. M. Литвинов дал следующую оценку личности Луи Барту:

«Я звал трагически погибшего Барту с 1922 г., со времени Генуэзской конференции**, но ближе я соприкасался с ним лишь в течение последнего года. Скорбь Франции, разделяемая многими странами, особенно остро воспринимается теми людьми, кто лично знал покойного Лун Барту и приходил с ннм в непосредственный контакт. Мне выпала за последнее время честь иметь множество встреч с покойным, из которых я ие мог не вынести самого глубокого уважения к его личности***. Не останавливаясь здесь на той роли, которую Барту сыграл в деле сближения между Французской Республикой н

* См. также пок N° 35!. ** См_т. V, док. Nb 108, 126. ** Сы_ док. № 186, 189, 192, 340.


Советским Союзом в попытках разрешения проблемы организации мира в Европе, я должен сказать, что если начало этому движению было положено г. Эррно н оно было продолжено Поль-Бонкуром, то Лун Барту внес в это дело особое усердие и, я бы сказал, даже страстность. Разговоры с Барту не оставляли сомнений в том, что он умом государственного деятеля большого масштаба понял слабость устоев, на которых зиждется европейский мир, н размеры опасности, грозящей этому миру. Он понял ничтожность и ненадежность лозунга «спасайся, кто может», и важность и незаменимость коллективных усилий всех государств, стремящихся к миру. Он понял значение участия в этих коллективных усилиях мощного Советского государства. А поняв все это, он решил действовать и действовал энергично.

Я хотел бы также отметить лояльность Барту и надежность его слов н обещаний. Его публичные выступления отличались прямотой, серьезностью и убедительностью, Он не прибегал к дипломатическим фразам в ущерб смыслу и ясности своих выступлении. К этому надо добавить, что благодаря его уму, остроумию и всестороннему образованию беседы с ним доставляли всегда истинно эстетическое наслаждение, В его лице Франция, несомненно, потеряла крупного государственного деятеля, а страны, заинтересованные в прочной организации ынра,— мощного соратника. Все, знавшие покойного лично, как и я сам, сохранят о нем глубокую благодарную память».

Печат. г.о газ. «Известия»

M 240 (54m), 12 октября 1934 г.

360. Письмо Народного Комиссара Иностраииых Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Швеции А. М. Коллонтаи

14 октября 1934 г.

Дорогая Александра Михайловна,

Вы совершенно правильно указываете в своем письме от 1-го1'3 на роль, которую в настоящее время начинает играть Скандинавия, и в частности Швеция, в международной жизни, отмечая, что «она перестает быть нейтральным фактором». Говорить пока приходится главным образом о Швеции, которая, однако, тянет нлн может потянуть за собою Норвегию и Данию.

Усиленная политическая активность Швеции началась, собственно говоря, с того момента, когда она стала проявлять особый интерес к Прибалтике, обмениваясь с нею официальными визитами н т. п. Наше внимание должно быть, однако, обращено не в эту сторону и даже не на усиление влияния


Англии в Швеции, а, главным образом, на блок Скандинавии с Финляндией.

При лояльном и мирном поведении Финляндии можно было бы не обращать внимания на указанный блок. Если Вы помните, мы одно время даже готовы были приветствовать отвлечение Финляндии от польско-прибалтийских интриг в сторону Скандинавии. Приходится, однако, констатировать, что за последние годы значительно усилились шовинистические агрессивные элементы не только в общественных, но и в политических кругах Финляндии и что мечта «о великой Финляндии» путем завоевания Карелии, Мурманска и чуть ли не всего Севера до Урала становится действенным фактором финляндской политики. Один финский дипломат недавно в беседе с нами признал, что вопрос о завоевании Карелии, которым раньше занимались специальные незначительные организации, в настоящее время овладел умами почти всей Финляндии*. Не подлежит никакому сомнению, что Финляндия, так же как н Польша, строит свою политика' на расчетах нашего возможного конфликта с Дальним Востоком, заранее решив, в известный момент, вмешаться в этот конфликт. Ввиду этой установки Финляндии не приходится удивляться тому, что вся финская печать проявляет крайнюю враждебность к СССР, усердно защищая японские позиции при всяком советско-японском конфликте.

Блокируясь при этих обстоятельствах с Финляндией, Швеция сознательно или бессознательно втягивается в антисоветские махинации. Вам следует иметь по этому поводу серьезный разговор с Сандлером, отметив вышеизложенные моменты. Сообщите нам, как на это Сандлер будет реагировать**. Само собой разумеется, не надо ограничиваться разговором с одним Сандлером, а внушать вышеизложенную опасность другим политическим и общественным деятелям, в особенности тем. которые дорожат сохранением мира. Нельзя скрывать, что после Японии, Германии н Польши Финляндия является в настоящее время по своим замыслам наиболее агрессивной страной.

Вам не нужно скрывать от Сандлера также и того, что повеление Скандинавии в Женеве при нашем вступлении в Лигу оставило у нас некоторую горечь. Скандинавские страны всегда выступали как чемпионы Лиги наций и не раз давали понять свое желание видеть СССР в Лиге. Нас поэтому очень удивил отказ Скандинавских стран от присоединения к коллективному приглашению. Мы не можем понять, почему Скандинавские страны не могли дать своих подписей наряду с

* См. док..4° 329

** См. док. № 390, 391.


подписями Франции, Англии и Италии и даже таких стран, которые не имеют с нами нормальных отношений *. Мы знаем, что Барту и Бенеш с самого начала рассчитывали на скандинавские подписи. Еще за несколько дней до нашего вступления в Лигу Бекеш и Барту сообщили мне, что скандинавы отказываются давать подписи под коллективным приглашением, но обещают послать отдельное приглашение. В самый последний момент оказалось, что они вообще не хотят посылать приглашения, а готовы лишь известить Москву о своем будущей голосовании **. Я уже не говорю о том, что скандинавы поддержали предложение Де Валера о непременной передаче вопроса в VI (политическую) комиссию. Если для этого они могут еще находить оправдание формального характера, то даже такого оправдания нет для отказа от приглашения. Такое поведение нельзя признать дружелюбным, и мы можем найти ewv объяснение только в том, что вопросы решались скандинавами совместно с Финляндией, которая, очевидно, заняла ведущую роль. Такую же роль Финляндия может присвоить себе в скандинавском блоке и при более серьезных антисоветских выступлениях.

Имеются сведения, что Швеция совместно с Финляндией обсуждали недавно вопрос об укреплении Аландских островов. Спросите Сандлера, соответствует ли это действительности и одобряет ли он нарушение международных обязательств ***.

Я думаю, что мы теперь так же мало нуждаемся в шведском займе, как и раньше. Полагаю, что не нуждаемся также и в шведских кредитах. Во всяком случае, при прогрессирующем сокращении из года в год нашего импортного плана трудно рассчитывать на то, чтобы мы моглк противодействовать неправильному курсу внешней политики Швеции экономическими мероприятиями. Вам следует, однако, усилить свою политическую активность и почаще говорить со шведами на политическую тему. Швеция не может не прислушиваться к нашим заявлениям и представлениям.

М. Литвинов

Постскриптум. В беседе с Саядлером надо оговорить, что мы отнюдь не желаем вмешиваться в шведско-финские отношения и что мы лишь сочли нужным обратить внимание Швеции на элементы агрессин и враждебности к СССР в политике

Финляндии.

Af. Л.

Печат, по арх.

* См. док. № 331. ** См. сур. 590. *** См. док..Ye 390, 404


361. Запись беседы Народного Комиссара Внутренней Торговли РСФСР с Послом Германии в СССР Шуленбургом

15 октября 1934 г.

15 октября посетил меня германский посол граф Ш у лен-бург. Он сообщил мне, что считал своим долгом посетить меня, так как я был продолжительное время послом в Германии и оставил, по его словам, хорошую память о себе. Ему сообщил министр иностранных дел фон Ненрат, что он меня ценил и относился с полным доверием, так как он был вполне убежден, что мы с ним стремились к одной и той же цели, т. е. к установлению дружеских отношений между нашими странами., Сам Шуленбург с удовольствием принял предложение поехать в Советский Союз, ибо его всегда интересовали те большие проблемы, которые ставит себе Советский Союз в деле социального разрешения экономических отношений. Ои уже теперь убедился, что жизнь здесь, в Советском Союзе, бьет сильным ключом и во всем заметна грандиозная работа Советского Правительства. Первые его шаги здесь, конечно, весьма утомительны и напряженны, ибо они связаны с большим количеством официальных н частных визитов, с установлением целого ряда новых знакомств. Однако он чувствует себя хорошо; с удовлетворением должен констатировать, что он встречает здесь хорошее к себе отношение, и он надеется, что ему удастся добиться к себе такого же доверия, каким пользовался я в Германии.

Большие надежды возлагает он на благоприятный исход ведущихся переговоров о заказах на сумму 200 млн. марок273. Насколько ему известно, переговоры подошли к концу и срок кредита установлен пятилетний. Несомненно, заявил он, что благоприятное разрешение этого вопроса будет содействовать значительному улучшению не только наших экономических, но и политических взаимоотношений, тем более, что при его отъезде германское правительство твердо заявило ему о желании установления лучших взаимоотношений с Советским Союзом.

Я ему заявил, что эти хозяйственные переговоры велись еще при мне в Берлине и, насколько я помню, вопрос о кредите был поставлен не на пятилетний, а на шестилетний срок, и что если в Германии соглашаются идти на пять лет, то несомненно они могут увеличить кредит и до 6 лет.

Далее я ему указал, что Советский Союз неповинен в ухудшении взаимоотношений с Германией, ибо он во всей своей внешней политике борется за мир и стремится установить добрые отношения со всеми странами. Однако я должен констатировать, что до прихода Гитлера к власти германское правительство всегда информировало Советский Союз о своей внещ-


ней политике и даже ставило иногда перед Советским Союзом вопросы о совместных выступлениях по тому или иному вопросу. С приходом же к власти Гнтлера не только прекратилась вышеуказанная тактика, но, наоборот, даже внутри страны германское правительство в лице некоторых ответственных государственных людей вело антисоветскую пропаганду. Мне незачем указывать таких лиц, но стоит только лишь упомянуть о Розенберге*. Ему, вероятно, известны также выступления бывшего министра хозяйства Гутенберга** на экономической конференции в Лондоне, которые также носили ясно выраженный антисоветский характер.

Граф Шуленбург с своей стороны заявил, что иет такой страны, которая бы сомневалась в действительно мирной политике Советского Союза. Я должен понимать, что новое правительство Гитлера, конечно, могло также на первых шагах делать ошибки, но ему хорошо известно, что правительство Гитлера искрение стремится к установлению прежних добрых отношений с Советским Союзом.

Если, заявил я, таковы действительные стремления правительства Гитлера, то оно найдет соответствующие пути к выявлению этого своего намерения.

Этим закончилась наша беседа, и граф Шуленбург просил меня в будущем дать ему возможность встречаться со мной, на что я ответил согласием.

Народный комиссар внутренней торговли РСФСР

Хинчук

Лечат, по арх.

362. Запись беседы Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с неофициальным представителем Чаи Кай-ши профессором Цзяи Ли-фу

16 октября 1934 г,

(Проф. Цзяи Лн-фу, приехавший в качестве неофициального представителя Чан Кай-ши, просил приема через китайского поверенного в делах.)

Цзян. Получили ли Вы от г. Богомолова сообщение, подтверждающее, что я являюсь представителем Чан Кай-ши и что буду просить приема по его поручению.

Стомоняков. Мы получили сообщение, рекомендующее профессора 272.

* См. также т. XVI, док..Y° 167, 190, 209 я док. Х° 2, 18, 122 настоящего точа.

** См. т. XVI, док. X» 190, 209.


Цзян. 27 июля, перед своим отъездом из Китая, я был вызван Чан Кай-ши в Наньчан и последний просил меня передать следующее; Чан Кай-ши полагает, что Китай и СССР связаны рядом общих интересов. Он полагает, что если интересам н положению Союза будет нанесен какой-либо ударили ущерб, это будет одновременно означать удар и по положению и по интересам Китая. Он хотел бы выяснить, разделяет ли Советское правительство эти его соображения, касающиеся взаимоотношений между нашими странами.

Стоыоняков. Мы питали и питаем самые искренние и дружественные чувства к Китаю, с которым нас соединяют не только общая граница, но и глубокая симпатия к борьбе, которую ведет китайский народ за свое равноправие и освобождение от гнета империалистических государств. По этому вопросу у нас нет никаких сомнений, и все мы единодушны в желании развивать самые сердечные и дружественные отношения с Китаем.

Цзян. Между Китаем и СССР существует огромное различие в их политико-экономической системе. Не может ли это обстоятельство отразиться на политике Советского правительства в отношении Китая.

Стомоняков. Имеется много доказательств, что в своей внешней политике Советское правительство никогда не руководствовалось соображениями о каких-либо социально-экономических различиях или антипатиями. Исходя из государственных интересов и абсолютной приверженности правительства Союза интересам мира, мы стремимся поддерживать самые лучшие отношения со всеми государствами, хотя бы они и имели отличный от нашего политический строй. Мы поддерживаем отношения с рядом государств, в том числе и авторитарных, режим которых еще в большей степени отличается от нашего, нежели наш от режима в Китае. И эти отношения развиваются, несмотря на то, что с этими странами нас не связывает симпатия, аналогичная симпатии к китайскому народу, о которой я говорил раньше. Для иллюстрации могу привести наши отношения с Италией и Германией, в которых господствует полный фашистский режим, прямо противоположный нашему. Тем не менее мы в течение 10 лет поддерживаем отношения с Италией, потому что правительство последней хочет того же и не имеет никаких планов, противоречащих поддержанию мирных отношений с Союзом. Совсем иное положение в наших взаимоотношениях с Германией. Если в настоящее время эти отношения сложились неблагоприятно, то исключительно потому, что Германия является в настоящее время реальной угрозой для мира, и в частности для мира с СССР.

Цзян. Мы знаем, что Союз поддерживает самые тесные отношения с целым рядом стран, отнюдь не являющихся ком-


мукистическими, как, например, с Турцией, Италией и за последнее время с Францией. В отношениях же между Китаем И СССР, после известного периода тесной кооперации, к сожалению, последовал разрыв *. Не может ли это оказать своего влияния на отношения в дальнейшем^ Кроме того, как всем известно, руководящую роль в Китае во время разрыва отношений играл именно 4ан Кай-ши. Оказывает ли этот факт соответствующее влияние на Советское правительство? Не является ли личность Чан Кай-ши препятствием для возобновления дружественных отношений между СССР и Китаем?

Стомоняков. Я не хотел бы делать экскурсов в прошлое советско-китайских отношений. Всем хорошо известно, что инициатива разрыва отношений после периода кооперации, принадлежала китайскому правительству. Прошлое есть прошлое, и в своей политике мы не руководствуемся воспоминаниями и чувствами. При определении наших политических отношений с Китаем сегодняшнего дня, и в частности отношений с Чан Кай-ши, который играет руководящую роль в Китае, мы, конечно, ни в какой степени не исходим из воспоминаний или чувств, а исходим из общности интересов наших стран и искренне желаем развития и укрепления отношений. Мы относимся к нему как к руководителю дружественной нам страны, с таким же уважением, как и к другому руководителю дружественного нам государства. Никакие личные моменты, никакие предрассудки не могут неблагоприятно отразиться на этой нашей позиции. Я мог бы для примера сослаться и на наши отношения с Францией. До самого недавнего времени, как это всем прекрасно известно, Франции принадлежала ведущая роль в организации всех кампаний против Союза в попытках создать единый фронт капиталистических государств против Союза. От этого времени нас отделяет меньший промежуток времени, нежели от того времени, когда имели место известные события в советско-китайских отношениях, и, несмотря на это, мы поддерживаем в настоящее время самые лучшие и глубоко дружественные отношения с французским правительством.

Цзян. Я весьма признателен Вам за разъяснение, которое Вы мне дали. Я могу Вас заверить, что эта точка зрения правительства Союза не была ясна Чан Кай-ши. Я сообщу ему немедленно о нашей беседе, и я уверен, что это будет иметь огромное значение для будущих отношений между Китаем к СССР.

Стомоняков. Я хотел бы избежать каких-либо недоразумений в связи с нашей сегодняшней беседой. Я прошу Вас понять, что наша беседа Является неофициальной и конфи-

* См. т. X, док. № 291, 293; т. XII, док. N° 222.


денциальной. Не будучи заранее информирован о вопросах, которые Вы поставите передо мной, я, естественно, не мог получить и не имею никаких полномочии от Советского правительства делать Вам какие-либо официальные заявления, тем более, что Вы сами выступаете в качестве неофициального представителя Чан Кай-ши.

Цзян. Я понимаю, что беседа является конфиденциальной и неофициальной, но могу ли я считать высказанные Вами мысли и положения, отражающими позицию Советского Союза.

Стомоияков. Я высказал Вам свое личное мнение, но я думаю, что оно отражает также отношение Советского правительства к китайскому правительству и к Чан Кай-ши. Само собой разумеется, Вы можете информировать Чан Кай-ши о настоящей беседе.

Цзян. Для меня этого вполне достаточно. Если Вы разрешите, я хотел бы сделать еше несколько дополнительных замечаний. Нынешний этап внешней политики Китая не представляет и не отражает национальных чувств Китая. Мы должны, однако, пройти через этот этап, и мы все уверены, что ои не будет слишком продолжительным. За последние два-три года многие деятели Китая предлагали нанкинскому правительству и Чан Кай-ши политику кооперации и сближения с Советским Союзом. По многим причинам эти предложения не были приняты моим правительством, но, что касается Чаи Кай-ши, он стремится положить начало тесному сближению с СССР, когда для этого наступит подходящий момент. Могу ли я спросить, на какой основе могло бы быть, по Вашему мнению, осуществлено это сближение и что необходимо сделать для того, чтобы оно было наиболее эффективным.

Стомоняков. Это большой и трудный вопрос, и, прежде чем на него ответить, мне надо было бы серьезно подумать. Я поэтому позволю себе воздержаться пока от ответа на него.

Цзян. Я вполне с Вами согласен и не настаиваю на немедленном ответе. Я хочу сделать некоторые дополнения, которые, возможно, облегчат Вам ответ. Предложения о политике сближения между Кнтаем н СССР, которые поступили к иаикинскому правительству, носили формальный характер, как, например, предложение о заключении пакта о ненападении или какая-нибудь другая демонстрация дружбы между нашими странами*. Чан Кай-шн хочет тесного сближения с СССР не путем формальных союзов нли публичных демонстраций. Ои желает достичь этой цели путем культивирования взаимного понимания и доверия. Он может заверить Совет-

* См. т. XVI, док. ЛЬ 319.


ское правительство, что Китай никогда и ни при каких обстоятельствах не будет воевать на стороне Японии против СССР. На известных условиях Китай может стать плечом к плечу с Союзом против нападающего врага. Достичь этого можно путем постепенной и тщательной подготовки, например, путем дипломатической кооперации вовне, которая, несомненно, будет полезна как Китаю, так и СССР.

Сто м оня ков.-Я согласен с Вами, что нужно стремиться не к формальному сближению и формальным демонстрациям. Что же касается конкретных предложений, то над ними надо серьезно подумать. Я Должен, однако, еще раз обратить Ваше внимание на различное положение каждого из нас при обсуждении подобных вопросов. Когда Вы говорите, Вы говорите как частное лицо; когда я говорю, хотя бы и как частное лицо, я не перестаю быть представителем своего правительства.

Цзян. Чан Кай-ши не мог избрать иного пути, как неофициальный для такой беседы. Китайское посольство в Москве подчинено МИД и сносится с ним по всем вопросам. Между тем наш МИД имеет свою собственную политику, и поступающие к нему сообщения, которые не совпадают с проводимой им политикой, зачастую не передаются Чан Кай-ши. Более того, официальные каналы не позволили бы затронуть персональных вопросов, как это было в нашей сегодняшней беседе. Лично я искренне желаю содействовать делу сближения между нашими странами, и если моя помощь может принести какую-либо пользу, я рад ее оказать. Я уверен, что если между Китаем и СССР наступит вновь серьезное сближение, наша сегодняшняя беседа сыграет в этом свою определенную роль.

Б. Стомоняков

Л«va г, по аох.

363. Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Швеции А. М. Коллоитаи

17 октября 1934 г.

Уважаемый товарищ,

1. События последнего времени все более подтверждают опасность, которую представляет для нас образование Северного блока из Скандинавских стран и Финляндии и ведущую роль, которую, по-видимому, в этом блоке имеет Финляндия при определении его отношения к СССР. Я писал Вам об этом 27 сентября 2П. Этой же теме посвящено и письмо т. Литвинова к Вам от 14 октября *.

* См. док. js& 360.


2. Чрезвычайно характерна в этом отношении развернувшаяся в Швеции кампания по вопросу об укреплении Аландских островов*. Финляндский тезис о военной опасности, угрожающей Финляндии и Швеции со стороны СССР, получает все большее распространение в Швеции, и даже такое компетентное по данному вопросу и официальное лиио. как начальник шведского морского штаба генерал де Шен. позволил себе сделать публичное заявление в газете «Афтонбладет», что «опасность идет со стороны страны, расположенной далее иа Восток, и в борьбе против этой страны Скандинавские страны— не в последнюю очередь и Швеция с Финляндией — должны сойтись воедино».

3. Я прошу Вас, когда Вы будете у Сандлера, сделать ему серьезное представление по поводу выступления де Шена и потребовать, чтобы оно при каком-нибудь случае было исправлено. Укажите на несовместимость подобных нелепых н агрессивных заявлений с существующими дружественными отношениями с нашими странами и подчеркните, что шведское правительство должно обратить винмание на эту враждебную пропаганду, которая сознательно вводит в заблуждение шведский народ относительно повсеместно признанной теперь мирной политики СССР **.

4. В связи с возрастающей ролью Финляндии в шведской политике необходимо обратить особое внимание на происходящее сближение между Швецией и Польшей. По сообщениям из Варшавы, поездка шведского генерала Нигрена была вызвана не только «желанием установить личный контакт». Достоверно известно, что ои вел переговоры относительно передачи поляками крупных артнллернйских заказов Бофорсе, а также о прнвлеченин шведских капиталов и шведских специалистов в военную поомышленность Польши. Очевидно, речь идет о том, чтобы Швеция в этом отношении заняла то место, которое занимала Франция, и, в частности. Бофорсу занял место Крезо. Переговоры об участии Швеции в польской военной промышленности еще не закончены, ибо не договорились о количестве акций, которое должно быть предоставлено шведам. Однако шведы уже получили огромные заказы на новые батареи и на переоборудование старых. Все это подтверждает имевшиеся у нас ранее сведения об усилиях Польши сблизиться со Швецией. Очевидно, в результате нового курса своей политики, направленного против Франции и СССР, Польша лихорадочно усиливает свою активность в странах, прилегающих к Балтийскому морю.

5. Не исключено, что некоторую, хотя, конечно, весьма небольшую, роль в усилении антисоветских элементов в Швеции

* См. док. Кч 390. ** См. док. № 39L


играет также и Япония, которая, как это видно из шведских и иностранных газет, размещает все более крупные военные заказы на шведских заводах. По-видимому, японские военные заказы являются одним из существенных элементов той новой «просперити», которая наблюдается за последнее время в Швеции.

Прошу Вас собрать и прислать нам в отдельном письме сведения о японской активности в Швеции274.

6. Если к изложенному прибавить появившиеся в Швеции голоса,— я имею в виду сообщение одной шведской газеты, названия которой я не могу в этот момент припомнить,— о необходимости для Швеции и Скандинавских стран пересмотреть свое отношение к Лиге наций, которая-де становится орудием французского и советского влияния, то станет ясно, что мы имеем дело с чрезвычайной активизацией антисоветских сил в Швеции.

Перед лицом этой новой ситуации мы, как Вы правильно отмечаете в своем докладе от! октября, должны уделить больше внимания Швеции н Скандинавским странам. Нельзя не приветствовать поэтому тех указаний, которые т. Литвинов дает Вам в своем письме от!4 октября.

С товарищеским приветом

Б, Стомоняков

/Teijir. r.o aox.

364. Запись беседы Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Германии в СССР Шулеибургом

19 октября 1934 г.

Шуленбург пришел жаловаться на нашу печать. Он при-нял-де меры для смягчения тона германской печати. Это, правда, ие удалось еще на!00%, но его акция затрудняется поведением нашей печати, в особенности в связи с марсель-скимн выстрелами. Шуленбург особенно отметил некоторые карикатуры в нашей печати, указывающие на связь всех террористов во всех странах с Германией и на цитируемые нашей печатью сообщения из-за границы.

Я сказал, что в ответ на такие жалобы мне, собственно, нужно было бы вызвать т. Линде и просить доставить Шулен-бургу досье вырезок из германской печати. В частности. Шуленбург увидел бы, что германская печать пытается нажить капитал для Германии на обвинениях коммунизма и большевизма в качестве источника террористических актов. Только сегодня нами получена телеграмма об интервью Геринга *, об-

* Имеется в виду его интервью корреспонденту английской газеты «Дейлн менл» в Белграде; см. об этом газ. «Известия», 20 октября 1934 г.


винившего большевизм в Провоцировании террористических актов и Димитрова в попытках организации из Москвы покушения на его, Геринга, собственную жизнь в Белграде. Наша печать имеет больше основании кивать на фашизм, ибо не подлежит сомнению, что Дука был убит румынским фашистом, Дольфус — австрийским, Барту н Александр — хорватским, между тем как ни одного случая террористического акта, совершенного коммунистом, не было. Я очень рад, что Шулен-бург старается умерить тон германской печати, я делаю здесь то же самое, но я не могу ручаться за поведение наших журналистов, если они будут узнавать ежедневно о выпадах германской печати, а тем более германских политических деятелей против СССР. Приходится в таких случаях записывать взаимные обвинения в дебет и кредит. Само по себе поведение печати не является политическим фактором, а лишь симптомом. При улучшении взаимных отношений автоматически улучшается и тон печати. Ввиду представления Шуленбурга мне, очевидно, придется поручить н нашему полпреду Сурицу сделать то же самое в Берлине *.

Литвинов

Лечат, по арх.

365. Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР во Франции в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Немедленно 19 октября 1934 г.

Лаваль** просил передать вам, что он намерен продолжать политику Барту по отношению к нам и стремится реально завершить эту политику. Он, однако, не успел еще ознакомиться с делами и поэтому не может высказаться конкретно. Он просил меня рассказать ему, о чем именно мы договорились с Барту. Я ему дал очень сжатое изложение переговоров о пакте*** н указал на то. что предложение о заключении пакта исходило от французов****. Он заявил, что Европа находится в состоянии опасности войны, что любой толчок может привести к кровавой развязке. Его назначение вызывает, мол, надежды в Германии, так как он не скрывает, что он стремится к соглашению с Германией, ибо мир в Европе невозможен без франко-германского соглашения. Но он знает, как и мы знаем, про германские вооружения. Он в свое время совершил поездку в Берлин, чтобы договориться кепосредст-

* См. также док. JCs 407. ** Министр иностранных дел Франции с 13 октября 1934 г *** См. док. Хз 138, 144. 151, 154. 340. *•** См. т. XVI, док. № 332, 390, 413 и 444.


венио с Германией. Если соглашение с Германией возможно только ооходйым путем соглашения Франции с Москвой, он готов пойти и этим путем *;*. Я пытался в ходе разговора дать понять ему, что Франция не меньше нас заинтересована в соглашении, так как в военном отношении она больше экспонирована и так далее. Я указал также на ложное представление о том, что наше стремление к сближению продиктовано соображениями нашей дальневосточной политики, указав на то, что благодаря нашему военному превосходству наши отношения с Японией идут на улучшение. Я ему сказал, что нас начинает раздражать, что во Франции все еще многие сомневаются в нашей мощи, в то время как в Германии, Италии и в других странах имеют о ней более правильное представление. Я ему дал перевод статьи генерала Грацнаин и отослал его к сегодняшней статье Кериллнса. Он стал заверять, что он также не принадлежит к тем, которые сомневаются в нашей мощи. Ои спросил, делала ли Германия какие-либо предложения. Я сказал, что не знаю, делались ли немцами предложения. Он вскользь спросил, как обстоит с долгами, я ему сказал примерно то же самое, что я говорил Кулокдру276. Ла-валь заявил, что имеет большие возможности проводить политику сближения с нами, чем кто-либо другой, так как за ним идет сплоченное умеренное большинство и у него много друзей среди левых. Ему, мол, дали МИД, ибо представители «синдиката бывших премьеров» не хотели назначения Флаи-дена *. Ои очень счастлив, что у нас с ним установились отношения взаимного доверия до его назначения; как правило, он готов меня принять в любой день. Внешняя сторона взаимоотношений должна существовать только для аппарата, он рассыпался в любезностях по моему адресу и просил зайти через несколько дней**. Ои дал понять, что он против поездки Ля-муре277, сначала под предлогом, что он ему нужен для переговоров с другими странами, потом объяснил это желанием сосредоточить в своих руках все переговоры с нами.

В беседе с Пертинаксом и другими он всячески пытается рассеять впечатления, что ои намерен отступить от политики Барту. Он окружен рядом лиц, которые его толкают на соглашение с Германией. Громадное влияние имеют на него муниципальные политики в парижском предместье Обервнлье, где он является мэром и где коммунисты могут его провалить при очередных выборах в сенат. Положение правительства неустойчиво; возможно, в конце ноября Думерга заменит Флан-ден, Лаваль нли Бюнссон ***- Шансы Эррио определятся после

* Министр общественных работ, с 9 ноября 1934 г.— председатель совета министров Фэаниин. ** См. док. Ks 373. *** Председатель палаты депутатов Франции.


конгресса радикалов. Я проверил по ряду источников, что Ду-мерг под влиянием Тардье н других факторов стал к нам за последнее время относиться сдержаннее. В Париже усилились тревожные настроения по поводу намерения Германии.

М. Розенберг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: