Печет, по арх. 244. Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Румынии М

244. Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Румынии М. С. Островскому

1 июня 1935 г.

Уважаемый Михаил Семенович,

С Титулеску у меня была в Женеве только одна беседа. Он мие вручил копню протокола, принятого в Бухаресте Советом Балканской Антанты131, и обещал прислать для чего-то фотографический снимок подлинника протокола.

Он долго объяснял мне мотивы, по которым Антанта, по его настоянию, ставит условием ее участия в пакте о взаимной помощи для защиты Австрии привлечение СССР и Франции. Главная причина — недоверие к Италии и к ее армии. Балканская Антанта, и в частности Румыния, опасается, что при таком положении вещей, в случае необходимости выступления против Германии, их страны будут оккупированы в течение короткого времени, если за ними не будет стоять советская армия. Он мне говорил, что Югославия вообще не склонна участвовать в Дунайском пакте, и я из этого понял, что вышеуказанное условие выставлено в расчете на неприемлемость его для других участников пакта, для срыва всей дунайской комбинации. На мой недоуменный вопрос, каким образом Югославия может требовать совместного выступления против Германии, ие имея даже с нами никаких официальных отношений, Титулеску невразумительно ответил, что, несмотря на отсутствие отношений, Югославия нас очень любит и т. п. Из этого ответа ясно было, что югославское правительство по-прежнему занимает отрицательную позицию в вопросе о восстановлении отношений с СССР. Подтверждение этого впечатления я получил из беседы с Арасом.

Рассказывая о попытках Румынии получить дополнительное военное снаряжение от Франции, Титулеску привел обращенный к нему вопрос Фландена, не будут ли поставляемые пушки обращены против Франции. На это с моей стороны по-

* Советник посольства Франция в СССР. ** См. также док. te 245, 254.


следовала реплика: «Вопрос вполне законный». Титулеску недоуменно посмотрел на меня, и я ему пояснил, что на основании сделанного мною анализа политических и общественных сил Румынии позволительно прийти к заключению, что антисоветские н отчасти прогерманские настроения имеются не только у короля и в придворных сферах, но широко распространены в армии, духовенстве, так называемом бухарестском обществе и почти во всех политических партиях. Титулеску не соглашался со мною только насчет политических партий, назвав почти всех вождей, якобы поддерживающих его внешнюю политику- Он признал, что немцы ведут весьма активную кампанию в Румынии, и как бы упрекал меня в отсутствии с нашей стороны контрпропаганды. Я сказал, что мне впервые приходится слышать от представителя иностранной державы подобный упрек, ибо до сих пор нас обвиняли в излишней пропаганде. Мы, однако, вполне заслуживаем упрека Титулеску, ибо фактически мы никакой пропагандой нигде не занимаемся, не тратим на это никаких денег и прессы не покупаем. Мы ограничиваемся ознакомлением других стран с нашими культурными и хозяйственными достижениями, но и в этом встречаем препятствия, как, например, при распространении наших фильмов, книг, газет и журналов. Попутно Титулеску сказал мне, будто «Наша речь» уже закрыта и распоряжение об этом было отдано до его отъезда из Бухареста. Передо мною, однако, лежит номер этой газеты от 27 мая. При случае укажите Титулеску на неточность его сообщения мне.

Титулеску не коснулся даже вопроса о заключении какого-либо пакта с нами. Он по собственной инициативе сказал, что не хотел бы ехать в Москву теперь четвертым и предпочитает отложить поездку до окончания Ассамблеи Лиги наций, н мы условились, что он наметит свой визит на октябрь месяц *.

Когда Титулеску рассказывал мне об отношении Балканской Антанты к Дунайскому пакту, я ему сказал, что это отношение меня чрезвычайно удивляет. Аннексия Австрии Германией представляет, по-моему, наибольшую опасность для стран Малой Антанты. Франция в конце концов с этой аннексией может примириться. Даже Италия, получив гарантии Германии в отношении Южного Тироля, сможет на некоторое время возобновить свою дружбу с Германией. Иное дело — страны Малой Антанты. Германия из Вены, несомненно, устремится на Балканы и, заключив союз с Венгрией, толкнет ее на отвоевание отошедших к Странам Малой Антанты венгерских территории. Это совершенно неизбежно, а потому Дунайский пакт и пакты о взаимной помощи представляют наибольшую выгоду именно Малой Антанте. Между тем, Румы-

• См. доК: №271, 407.


ння и Югославия рассуждают так, как будто, соглашаясь на участие в Дунайском пакте, они делают одолжение Франции и Италии и требуют за это компенсации. Я боюсь, как бы Малая Антанта не просчиталась в этой своей политике. Титу-леску ничего существенного не мог на это ответить. Можно было понять, что он вполне разделяет высказанную мною точку зрения, но считает возможным пошантажировать Италию, или же что он вынужден поддерживать Югославию, уклоняющуюся от каких бы то ни было соглашений с Италией. Я, конечно, не сказал ему, что Арас играет в этом деле совершенно зловещую роль, толкая Малую Антанту на пагубную политику, не представляющую, однако, никакого риска для Турции. Я потом рассказал об этом разговоре Бекешу, который меня очень благодарил.

Сегодня получил сведения, что германское правительство решительно возражает против права отдельных участников Дунайского пакта заключать между собою пакты о взаимной помощи. 'Далее, Геринг в Будапеште рисовал перед Венгрией перспективы скорого возврата аннексированных Чехословакией венгерских областей, если Венгрия пойдет вместе с Германией и Польшей. Он при этом призывал к примирению Венгрии с Югославией, оперируя незначительностью отошедших к Югославии венгерских областей и этническим их составом. Болгарский МИД заверил Раскольникова, что его правительство не вело никаких политических переговоров с Герингом и что для Болгарии было бы самоубийством связывание ее судьбы с Германией. Можете эти сведения конфиденциально сообщить, сославшись на мое поручение, Титулеску.

Литвинов

Печат. по арх.

245. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР во Франции В. П. Потемкину

Немедленно 2 июня 19-35 г.

Скажите Лавалю, что мы ожидаем, что в ответ на германский меморандум не будет дана такая интерпретация, которая умаляла бы взаимное обязательство по советско-французскому пакту*. Требуйте копию ответа. Исполнение сообщите**.

Литвинов

Яечат. по арх.

* См. док. № 205. 243 '* См. док. ЛЬ 254.


246. Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции В. П. Потемкина в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

2 июня 1935 г.

Германский посол во Франции Кестер, встреченный мною на обеде у председателя парижского муниципального совета, заявил мне, что его правительство отрицательно относится к франко-советскому договору *, ибо содержащееся в нем обязательство взаимной помощи якобы равносильно союзу и притом вносит неясность во взаимоотношения участников Локарн-ского пакта. Кестер добавил, что, по его мнению, последняя речь Гитлера** «перекрывает» заявление, сделанное Ненра-том англичанам: во время Стрезы ***, вновь подтверждая предпочтение, отдаваемое канцлером двусторонним пактам перед многочисленными региональными. Все это было высказано без вызова с моей стороны.

Полпред

Печат,.10 арх.

247. Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Великобритании И. М. Майскому

2 июня 1935 г.

Дорогой Иван Михайлович,

На этот раз я не имел с Иденом в Женеве никаких бесед на общие темы. Он был завален работой по докладу на сессии, а я был занят функциями, связанными с председательствова-нием, а по окончании мы немедленно разъехались. При случайных встречах на сессии и за завтраками мы обменивались с Иденом мнениями по вопросам порядка дня, преимущественно итало-абиссинскому. Идеи уклонялся от оценки речи Гитлера, а других общих тем, собственно, в то время не было.

Как Вам известно, мы условились с Лавалем в Москве совместно возобновить переговоры с Германией о Восточном пакте (без взаимной помощи). В Женеве мы договорились было уже конкретно о необходимых шагах с обеих сторон, а именно: французы заготовили соответственную записку для вручения германскому послу в Париже, а мы выработали проект пакта для вручения Нейрату. Уже после этого мы в Женеве ознакомились с документом, который был пущен в обращение Саймоном в Стрезе от имени Ненрата и который оказался проектом пакта. В этом проекте неожиданно оказался

* См. док. Лз 205. ** См. газ. «Иззегтня», 23 мая 19-35 г. *** См. док. ДЬ 183.


пункт об обязательности арбитража по юридическим вопросам. Явилось подозрение, не включен ли этот пункт немцами в расчете на отклонение его нами, что позволило бы свалить иа нас ответственность за срыв пакта. Затем последовала антисоветская речь Гитлера, в которой Восточный пакт совершенно не упоминается, а повторяется старая мысль Гитлера о предпочтительности двусторонних пактов о ненападении. Эти новые обстоятельства вызвали у меня сомнение в целесообразности каких-либо шагов с нашей стороны, и я предложил Л авалю отложить вручение его записки до моего возвращения в Москву и принятия нами окончательного решения. Здесь мы действительно решили предоставить пока инициативу дальнейших переговоров одной Франции с тем, чтобы вмешаться в них в зависимости от ответа Германии на французскую записку (копия этой записки, как и германского проекта при сем посылаются Вам) *.

Судя по печати, англичане как будто не придают больше значения Восточному пакту, считая, что этот вопрос разрешен подписанием советско-французского и советско-чехословацкого пактов о взаимной помощи**. Фиппс***, однако, говорил вчера Сурицу, что заключение Восточного пакта внесло бы значительное успокоение в положение Европы и полностью гармонировало бы с задачами, которые англичане преследуют подписанием воздушной конвенции. Бюдов**** будто бы говорил Фиппсу, что онн ожидают конкретных предложений от СССР и Франции. Надо полагать, что англичане были бы рады по крайней мере переговорам по Восточному пакту, что успокоило бы их совесть при сознании совершаемого ими отступления от соглашения от 3 февраля !3 в случае сепаратных переговоров о воздушной конвенции. Они, однако, не будут ставить заключение этой конвенции в зависимость от переговоров о Восточном пакте и их нехода. Фиппса, однако, гораздо больше интересовал вопрос об зффективах, ибо Бюлов будто бы говорил ему о готовности германского правительства не доводить зффективов до 500 тыс. и остаться на теперешнем уровне, если остальные страны, в первую очередь СССР, также сократят свои вооружения. Фиппс интересовался, дискутабелен ли для нас такой вопрос, который, очевидно, послужил поводом для посещения им Сурица.

Я не думаю, чтобы можно было помешать заключению воздушной конвенции39, если французы сохранят свое прежнее благоприятное отношение к ней. Затруднение может возникнуть для Англии, если Гитлер поставит ограничение авиации

* Не публикуются: см. док..N° 243. в** См. док..> 205. 223-** Английский посол в Ге.рманяи. **** Статс-секретарь МИД Германии.


в зависимость также от размеров нашего воздушного флота. Мы, конечно, при нынешнем положении вещей на такое сокращение не пойдем, учитывая необходимость обороны против Японии, а также невозможность доверять заявлениям Гитлера и мерам контроля. Нечего и говорить о том, что мы со своей стороны должны сделать все от нас зависящее для предотвращения эвентуальных сепаратных переговоров с Германией о воздушной конвенции. Этой цели отчасти и должно послужить заявление Ванситтарту, о котором я Вам сегодня телеграфировал *.

Пока я Вам диктовал вышеизложенное, из разных мест получены сведения о действительном отказе Германии от Восточного пакта. Так, например, германский посол в Париже говорил т. Потемкину, что, по его мнению, речь Гитлера «рере-крывает» заявление, сделанное Нейратом англичанам во время Стрезы **. Это подтверждается как сообщениями «Дейли телеграф», так и парижских газет. Этот отказ, последовавший в самые последние дни, по-моему, является результатом выявившейся готовности англичан вести переговоры с Германией о воздушной конвенции и заинтересованности ее в ней. На это надо указывать англичанам, так как малейшая уступка Гитлеру приводит к усилению его агрессивности.

Мне не совсем ясно, о каком Брюссельском конгрессе Вы телеграфировали 28-го'32. В прошлом году в Брюсселе же состоялся конгресс Международного общества Лиги наций, на котором выступал т. Розенберг. Устраивается ли нынешний конгресс этим же обществом или другим и почему всегда в Брюсселе? Непонятно также, зачем нужен наш наблюдатель, раз он выступать не будет. В зависимости от Ваших ответов мы решим, следует ли направить в Брюссель, скажем, Астахова или Гиршфельда.

С Вами, кажется, беседовал китайский посланник Го Тай-ци о месте для Китая в Совете Лиги наций***. Он написал мне, как председателю Совета, письмо на эту тему и посетил меня лично. Я сделал больше того, что обещал ему. Я созвал членов Совета на частное совещание, ознакомил их с письмом Го Тай-ци и лично высказался в пользу удовлетворения его просьбы. Возражений по существу не было, но высказывались сомнения о возможности проведения этой меры через Ассамблею. Во всяком случае, выявилось, что о постоянном или даже полупостоянном месте не может быть и речи. Есть, однако, сочувственное отношение к предоставлению Китаю уже в этом году временного места. Намечались разные комбинации, которые предложено было Генеральному секретарю изучить и за-

* См. док, Jfe 250, *8 См, док..\° 246. *** См. док. M 41.


тем разослать свои соображения членам Совета частным порядком с тем, чтобы на Совете до Ассамблеи можно было обс\гднть вопрос официально и выработать предложения для Ассамблеи. Так как я Го Тай-ци после этого заседания не видел, то прошу Вас ознакомить его с вышеизложенным, хотя он, вероятно, знает это уже от Авеноля.

Литвинов

Лечат, по арх.

248. Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Румынии М. С. Островскому

2 июня 1935 г.

Из Ваших сообщений о разговорах с румынами явствует, что румыны совершенно не представляют себе ни принципов нашей торговой политики, ни возможных основ будущего советско-румынского соглашения. Я уже телеграфировал Вам *, что выдвигаемые румынами положения совершенно неприемлемы и даже недискутабельны. Мы, само собой разумеется, не можем пойти на актив в пользу Румынии, и максимальной нашей уступкой в вопросе о балансировании торговли является установление принципа расчетного нетто-баланса. Общеизвестно, что на основе ряда директивных решений нашим внешнеторговым организациям вменено в обязанность вести торговлю с иностранными государствами на базе актива. Создание обществ, монополизирующих внешнюю торговлю с нами, мы всегда рассматривали как акт, глубоко враждебный Советскому Союзу, как акт, дискриминирующий советскую торговлю. Меньше всего можно было бы ожидать подобного предложения от Румынии, которая в настоящее время является государством, дружественным СССР и не имеющим оснований создавать для Советского Союза какие-либо дискриминационные формы торговли. Твердое обязательство закупок для нас неприемлемо, и мы не идем на подобного рода обязательство в переговорах с третьими странами. Как Вам известно, мы не нуждаемся в специальном ввозе рогатого скота из иностранных государств и, понятное дело, не можем производить в Румынии значительные закупки этого товара. То, что румыны говорят нам о Германии, мы считаем в значительной части шантажом и не предполагаем осуществлять в Румынии закупки, которые могли бы вытеснить Германию с румынского рынка.

Учитывая эти неприемлемые для нас румынские позиции, мы считаем преждевременным получение от румын проекта

* См, док. № 235.


торгового соглашения, который мог бы содержать целый ряд неприемлемых положений. Получив такой проект, мы должны были бы заставить румын взять его обратно, что тактически сильно затруднило бы переговоры. Поэтому мы предпочитаем, чтобы до обмена проектами Вы договорились устно об основных принципах соглашения. Эти принципы неоднократно сообщались Вам. Задача состоит в том, чтобы договориться с румынами относительно того, что все выручаемые нами по всем нашим доходам в Румынии леи могут свободно обращаться нами на наши расходы в Румынии, в том числе и на закупку румынских товаров для вывоза их из Румынии. Проект соответственного соглашения при сем прилагаем 133. Этот проект согласован с НКВТ. Не вручайте его, однако, до тех пор, пока в устных переговорах Вы не достигнете согласования по принципам соглашения.

Обращаем Ваше внимание на то, что мы считаем целесообразным ускорить переговоры по этому вопросу с румынами. Отсутствие соглашения относительно расчетовпо внешней торговле затрудняет выполнение экспортно-импортного плана, так как мы не можем продавать товары в Румынии, не будучи уверены в том, что вырученные леи мы свободно можем расходовать по нашему усмотрению.

Заместитель Народного Комиссара

Крестинский

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: