Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в США А. А. Трояновскому

17 апреля 1937 г.

Как сообщает НКВТ, Келли * вопреки предыдущим обещаниям заявил, что госдепартамент не будет вносить вопрос об угле ** в конгресс, опасаясь в случае отмены пошлины резкого расширения нашего ввоза угля в США. Сообщите положение дела. Учтите, что в середине июня мы должны начать переговоры о торговом соглашении на 1937/38 г. и что НКВТ без урегулирования вопроса об угле не склонен идти иа продление действующего соглашения***.

Литвинов

Печат. по арх.

ПО. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Временному Поверенному в Делах СССР во Франции Е. В. Гиршфельду и Полномочному Представителю СССР в Чехословакии С. С. Александровскому

17 апреля 1937 г.

Ссылаясь иа мое поручение, заверьте МИД, что циркулирующие за границей слухн о нашем сближении с Германией лишены каких бы то нн было оснований****. Мы ие вели и не ведем на эту тему никаких переговоров с немцами, что должно

* Заведующий Восточноевропейским отделом госдепартамента США. ** См. т. XVIII, док. № 267; т. XIX, док. № 180 н док. № 145, 153 настоящего тома-

*** См. т. XIX, док. №218. **** См. док..Va 98, 118, 119.


быть ясно хотя бы из одновременного отозвания нами полпреда и торгпреда. Очевидно, слухи лансированы немцами или поляками для целей иам ие совсем понятных. Это же опровержение давайте всем, обращающимся к вам иа эту тему.

Литвинов

Печат. по арх.

111. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара земледелия СССР Полномочному Представителю СССР в Монгольской Народной Республике В. X. Таирову

17 апреля 1937 г.

Ваши предложения об организации 5 тракторных, 5 конных станций приняты*. Оборудование отгружается базам «Совмонгтувторга»: 1 конная станция — в Бийск, 1 кониая — Култук, 2 конных и 3 тракторных — Улан-Удэ, 1 конная и 2 тракторных — Борзя. Сбрую заказали по образцам воеиведа. Людей подбираем 148 человек, в том числе: 10 медиков, 60 трактористов, 26 шоферов, 10 механиков, 10 счетоводов, 20 слесарей и кузнецов, бухгалтера, руководителя. Лукьянов, Болодон едут в ветеринарную экспедицию для изучения кормовых вопросов, используйте их также в подготовке и организации станций. Подробно — почтой.

Цылько

Печат. по арх.

112. Письмо Полномочного Представителя СССР в Афганистане Председателю Литературного общества Кабула Мухаммеду Ноуруз-хану

19 апреля 1937 г.

Господин Председатель,

В связи с недавним чествованием 100-летия со дия смерти великого русского поэта А. С. Пушкина уважаемым Литературным обществом г. Кабула**, возглавляемым Вами, прошу принять полученные мною из Москвы два полных собрания сочинений великого поэта, иллюстрироваииые отдельные его произведения, портрет и гравюры, относящиеся к периоду его жизни и творчества, передаваемые мною в качестве подарка уважаемому Литературному обществу от Всесоюзного общества культурной связи с заграницей и Полномочного Представительства СССР.

* См. док. № 59. ** См. док. № 44.


Я надеюсь, что эти книги и гравюры будут ценным вкладом в библиотеку Общества и послужат выражением интереса народов СССР к культурному сближению с народами Афганистана.

С глубоким уважением

Полномочный Представитель СССР

в Афганистане

Б. Сквирский

Печаг. по арх.

113. Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Временному Поверенному в Делах СССР во Франции Е. В, Гнршфельду

19 апреля 1937 г.

Сегодня я телеграфно рекомендовал Вам посетить Блюма н поставить перед ним в общей форме вопрос о нашем судебном режиме во Франции. Этот режим, как Вы прекрасно знаете, чрезвычайно неудовлетворителен. Независимо от практического благоприятного разрешения вопроса о задержке парохода «Киев»70, в котором мы не сомневаемся, ежедневно могут возникнуть аналогичные дела не только в связи с процессом «Сосифрос»*, но н в связи с другими процессами, например: Герцфельд**, «Тефимо»73 и пр. Таким образом, наше имущество н наша торговля во Франции находятся под постоянной угрозой. Это положение резким образом расходится с существующим характером советско-французских отношений и далее не может быть терпимо. Обрисовав перед Блюмом эту обстановку, Вы должны указать ему, что выходом из положения является общее урегулирование вопроса о правовом режиме наших организаций во Франции, Это может быть сделано путем скорейшего заключения постоянного торгового договора, о котором ведутся переговоры уже три года без существенного результата, ввиду того что французская сторона все время затягивает эти переговоры***. Между тем в постоянном торговом договоре должна была бы быть включена формулировка, прямо предусматривающая распространение действия его постановлений на судебные споры, возникшие до заключения договора, независимо от того, кто является ответчиком по этим спорам (т. е. СССР, торгпредство илн советские хозорганизации), и независимо от процессуальной стадии, в которой находятся этн споры (т. е. независимо от того, принято лн уже по этим делам решение суда нлн еще не принято).

* См. т. XVIII, прим. 186.

** См. т. XIII, прим. 41. 120. *** См. т. XVII, док. №. 427; т. XVIII, док. № 319; т. XIX, док. № 386 и док. № 119, 125, 447 настоящего тома.


В принятии этой формулировки заинтересованы не только мы, но и французское правительство, которое иным способом не может предотвратить повторения подобных, глубоко нежелательных, осложняющих наши политические отношения случаев, как дело о задержке парохода «Киев».

Между тем чиновники мнннстерства иностранных дел и министерства торговли тянут с заключением договора. Уже полтора года не было по этому вопросу ни одной встречи. О происходящих во Франции переговорах знают повсюду, в частности в Германии, н всюду вызывает недоумение, что СССР и франция не могут договориться о заключении постоянного торгового договора,.в то время как СССР имеет такие договоры даже с такими странами, как Германия и Италия. Заключение договора к тому же имеет и экономический интерес. Достаточно упомянуть хотя бы об урегулировании, в связи с заключением договора, интересующей французов проблемы транзита через территорию СССР и пр.

Исходя нз всего изложенного, рекомендуйте Блюму позвать Кулондра, который мог бы доложить ему все это дело. Я полагаю, что Кулондр заинтересован в том, чтобы дать этому вопросу скорейшее направление, так как это могло бы, в частности, укрепить и его положение здесь. Если Блюм с этим согласится, повидайте предварительно Кулондра н подготовьте его, информировав о нашей точке зрения. Настаивайте перед Блюмом на том, чтобы он потребовал от министерства иностранных дел и министерства торговли немедленного возобновления переговоров н скорейшего их завершения с обязательным включением упомянутой выше формулировки о судебных спорах, возникших до заключения договора.

О предпринятых Вами шагах телеграфируйте*.

Зам. Наркома Потемкин

Печат. по арх.

114. Письмо Полномочного Представителя СССР в США Народному Комиссару Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову

20 апреля 1937 г.

Уважаемый Максим Максимович,

Я только что приехал из Флориды и писать большое письмо ие смогу. Я хотел бы обратить Ваше внимание на сдвиги в общественном мнении Соединенных Штатов, которые ощущаются в настоящее время. Пропаганда изоляционизма и пацифизма во что бы то ни стало оказывает свое влияние на общественное мнение здесь в сторону улучшения отношений

* См. док. № П9, 125.


даже к государствам-агрессорам. Я бы не сказал этого в отношении Германии, но можно констатировать сокращение выпадов против Японии. Относительно Италии можно было бы сказать, что событиями в Испании подорван итальянский престиж здесь и в силу этого нет кампании за Италию, как это было раньше, но нет также и особенных нападок на Италию. Поэтому можно сказать, что изменение отношений произошло главным образом к Японии.

Если вдуматься в это положение, то надо учесть то обстоятельство, что сама японская дипломатия много работает над улучшением отношений с Соединенными Штатами. Это изменение отношений является не только, а может быть, и не столько результатом изоляционистской и пацифистской пропаганды, сколько результатом изменения соотношения сил на Дальнем Востоке и увеличения нашей мощи там. Я вспоминаю, как в последний мой приезд в Японию Хирота мне говорил о том, что Япония стала за последнее время слабее на Дальнем Востоке, так как наличие нашей сильной Красной Армии заставляет Японию в каждом своем движении все время оглядываться на нас и действовать осторожно. И это — несомненный факт. Если принять еще во внимание, что под влиянием роста нашей Силы Китай начинает поднимать голову, положение Японии становится еще более затруднительным н вынуждает ее улучшать свои отношения с Соединенными Штатамн, находя необходимый отклик в общественном мнении Соединенных Штатов. Я бы не сказал, чтобы это было прочно и закреплено надолго, но все же следует это отметить как факт. Здесь приписывают это умелости японского посла Сайто, который, как мне кажется, много сделал, чтобы портить отношения, но сейчас создалась обстановка, при которой Сайто оказывается удачливым дипломатом.

Немцы и итальянцы ведут здесь также огромную работу по улучшению общественного мнения, и, может быть, если бы не антисемитизм Гитлера, то немцам также удалось бы здесь создать благоприятную обстановку, тем более что в Европе Гитлер сейчас не прочь рядиться в тогу миротворца, очевидно, под влиянием демонстрации нашей военной силы. Здесь имеется большое немецкое население, и почва для немецкой пропаганды благоприятная, тем более что реакционные элементы также готовы проявлять свои симпатии к Германии. Интересно, что по последней анкете института общественного мнения, которая является, конечно, неточной и в которую можно было бы внести очень большие поправки, но которая кое-что все-таки отражает, на вопрос, какая страна является самой лучшей, по мнению кругов, подвергнутых анкете, помимо, конечно, США, 53% ответило, что Англия, 11% —Франция, 8%—Германия, на остальные страны пало 1—2%. На Советский Союз пришелся 1%.


Цель настоящего письма — обратить внимание на существующее здесь общественное мнение и на сдвиги, происшедшие здесь, и в особенности в отношении Японии.

Мне кажется, что происходящее здесь успокоение общественного мнения в отношении некоторых стран является результатом роста наших сил. Но мне думается, что мы должны что-то делать для того, чтобы наше умиротворяющее влияние в международной обстановке нашло свое выражение также в росте симпатий к нам. Так как Соединенные Штаты являются огромнейшим фактором в международном отношении, то следует нашу работу здесь, наши отношения с Соединенными Штатами поставить так, чтобы выявился рост симпатий к нам.

Полпред СССР в США А. Трояновский

Печат. по арх.

115. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании И. М. Майского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Немедленно 21 апреля 1937 г.

Из разговора с Иденом на обеде в полпредстве узнал следующее:

1. Англичанам турки действительно сообщили, но в довольно туманной форме, что рассчитывают на нх участие в сирийской комиссии *. Формального приглашения от турок, однако, еще нет. Англичане участвовать будут, и Идеи, которому известно о желании турок видеть также и СССР в комиссии, выразил надежду, что Советское правительство приглашение примет. Он считал бы чрезвычайно важным предупредить всякое обострение отношений между Турцией и Францией и потому полагает, что участие в комиссии Англии и СССР может облегчить достижение столь необходимого компромисса.

2. На заседании Бюро по разоружению в Женеве Англия будет представлена Крэнборном. Общая линия английского правительства в Бюро будет: а) в качестве первого шага английское правительство готово поддержать требование публичности военных бюджетов при условии, конечно, что публичность распространяется на Германию, Италию н Японию; б) в качестве второго шага оно готово поддержать план контроля над вооружениями. Однако сейчас дальше публичности

Имеется в виду комиссия Лиги наций по вопросу об Александрет-тском санджаке; см. газ. «Известия», 17 июня 1937 г.


бюджетов английское правительство ие хотело бы идти. Вообще английское правительство ие пойдет в настоящее время ни на какой шаг, могущий затруднить или отсрочить осуществление программы его вооружений или создать впечатление, будто бы оно блефует с этой программой. Исходя из последних соображений, Идеи относится без всякого энтузиазма к предложению Гитлера о созыве мировой конференции, сделанному в интервью с Леисбери *, и высказывает радость по поводу того, что Рузвельт отказался брать иа себя инициативу такой конференции. В ответ на мой вопрос Идеи со смехом прибавил, что иа себя он тоже не собирается принимать столь почетную роль.

3. Идеи интересовался о времени приезда Литвинова и высказывал желание с ним побеседовать. Он также дал совершенно явственно понять, что постарается использовать съезд государственных людей иа коронацию для обмена мнениями с ними по текущим вопросам, а также для обсуждения общей ситуации в Европе (как вам, вероятно, уже известно, на коронацию приезжают Дельбос, Бломберг, Бек, Шмидт).

4. Идеи высказывает надежду, что к осени в Европе создастся обстановка, благоприятствующая обсуждению крупных ее проблем. Основания для такой надежды следующие: по имеющимся у английского правительства определенным сведениям, Германия все больше склоняется к необходимости «уйти» из Испании и ищет для этого только подходящей формы; та же тенденция усиливается в Риме, ибо внутреннее положение Италии очень тяжело, Абиссиния съедает огромное количество снл и денег, интервенция же в Испании требует все новых вложений людей, оружия и средств, которыми Муссолини не располагает. Испанская авантюра становится все более непопулярной в Италии. Поэтому Идеи убежден, что сейчас не приходится опасаться посылки новой большой армии из Италии в Испанию. Наоборот, можно надеяться иа «уход» Италии из Испании, если удастся иайти форму, при которой Муссолини сумеет спасти свое лицо. В случае «ухода» Германии и Италии можно будет рассчитывать на окончание испанской войны к осени, причем Идеи, конечно, предпочитал бы решение войны путем гнилого компромисса. Он говорил мне сегодня, что хотя детали черчиллевского «плана», изложенные им во время дебатов в парламенте 13 апреля **, могут быть оспариваемы, но в основе в нем заложена здоровая мысль. Если таким образом «испанский вопрос» к осени окажется ликвидированным, будет расчищен путь для постановки в порядке дня основных европейских проблем. Тем более что к тому времени британские вооружения сделают дальнейший

* См. газ. «Известия», 21 апреля 1937 г. ** См. газ. «Известия», 16 апреля 1937 г.


шаг вперед, а внутренние трудности Германии и Италии еще больше усилятся.

5. Свои реплики и соображения, высказанные в ходе беседы с Иденом, не передаю, ибо, само собой, они ясны.

Полпред

Печат. по арх.

116. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Японии К. К. Юренева в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Вне очереди 21 апреля 1937 г.

Посетил вчера Сато. Сообщил о моем назначении в Берлин и запросил агреман для Козловского.

Сато заявил, что он намерен приступить к улучшению наших отношений и через иесколько'дней, после совещания с заинтересованными ведомствами, сделает нам через меня предложение начать переговоры о пограничных комиссиях *. В связи с этим мною был затронут вопрос о составе конфликтных комиссий и гарантии Японией мира иа существующей границе. Первый вопрос Сато обошел молчанием, по второму заявил, что Японии трудно согласиться авансом на признание существующей границы, но что она, разумеется, за мир на ней. Сейчас ои подыскивает приемлемую для нас формулу. В порядке частного, предварительного проекта он считал бы целесообразным начать, сохраняя мир иа границе, ее редемаркацию. В «спорных пунктах» сторонам следовало бы отвести, впредь до уточнения, свои войска на несколько километров от них. Выслушав мои устные замечания, Сато сказал, что ои лишь «мыслил вслух». На этом разговор, продолжавшийся 40 минут, был окончен.

Пресса, как вы знаете, окружила мое посещение большой таинственностью и предается оптимистическим высказываниям по поводу перспектив наших отношений. Этот шум нужен правительству Хаяси по соображениям отвлечения от предстоящих выборов в парламент и возможных переговоров с Англией и Китаем **.

Вечером от Сато позвонили, что он хочет сегодня, 21-го, заехать ко мне***.

Полпред

Печат. по арх.

s* См. док. № 25, 138.,** £м- также док. № 176. *** См. док. № П7.


117. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Японии К. К. Юренева в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Вне очереди 21 апреля 1937 г.

Меня посетил Сато. Пробыл около часа. Мы в общих чертах беседовали об отношениях между нашими странами. В частности, были затронуты вопросы режима наших судов, о пограничных комиссиях*. Сато высказывался в том смысле, что он совершенно уверен в необходимости улучшения наших отношений и в том, что, если только ему «позволят обстоятельства», он сможет добиться этой цели. При этом он добавил, что для осуществления этой своей задачи «мы должны ему дать некоторое время».

Он несколько неожиданно для меня завел разговор о трудном положении Японии по линии сырья, внешних рынков и т. д.; отметив, что Япония вовсе не стремится к захвату чужих территорий и не является сторонницей передела мира, ои высказал мнение, что все государства должны каким-то образом обсудить вышеназванные вопросы и обеспечить каждую нацию правом на жизнь. С этой точки зрения Сато считает крайне ценной международную экономическую конференцию— несомненный намек на известную нам идею Гитлера, лаисироваииую им на днях**. Сато считает, что Япония совершила много тяжелых ошибок в отношении ряда стран, в частности и в особенности в отношении Китая. Ошибки были также в политике в отношении СССР и других государств. Он ие уточнил, какие именно государства имеются в виду.

Сато спрашивал, нет ли у нас, как об этом ему говорят, «непримиримо враждебного» Японии течения. Я отрицал это, указывая, что имеется сильное недовольство политикой Японии, но нет «непримиримой вражды».

Полпред

Печат. по арх.

118. Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Чехословакии с Министром Иностранных Дел Чехословакии Крофтой

21 апреля 1937 г.

Крофта, оказывается, был болей рожистым воспалением н еще ие выходит иа работу. Он принял меня у себя дома.

Ссылаясь иа то, что я, наверно, уже достаточно информирован, Крофта пытался кратко изложить результаты заседаний совета Малой Антанты и поездки Бенеша в Белград.

* См. док. № 116. ** См. док. № П5.


Крофта без оговорок заявил, что поведение Стоядиновича было, конечно, прямым нарушением так называемого организационного статута Малой Аитантьг. Стоядинович не мог ие признать этого сам. Характеризуя Стоядиновича и его поведение, Крофта просто говорил, что это циник и политический спекулянт, который решил урвать у Италии все, что только можно, и ценою неудовольствия своих союзников, а также и ценою уроиа престижа Малой А итаиты. Ноу всякого жулика есть своя этика. Стоядинович и все югославы глубочайшим образом ненавидят Италию и боятся Германии. Даже ие предаваясь иллюзиям, можно утверждать, что Стоядинович бессовестно надует Италию.

Из других причин, определивших поведение Югославии, Крофта подчеркивал глубокое разочарование во Франции. В качестве примера он приводил следующее. Югославы получили н поставили в военный музей автомобиль, на котором были убиты Барту и король Александр. Этот автомобиль такая дряииая старая машина, что ее вид вызвал глубокое возмущение в Белграде. Вот, дескать, как Франция относится к Югославии. Даже для ее короля у французов ие нашлось получше автомобиля. Такой же скверной была и охрана короля. Таково вообще оскорбительно-пренебрежительное отношение Франции к Югославии.

Решающую роль сыграла трусость и неопределенность французской политики эпохи Лаваля. Сейчас играет роль недоверие к прочности правительства Блюма и почти та же нерешительность внешней политики Дельбоса, особенно в среднеевропейских и балканских делах.

Я спрашивал Крофту, как держал себя Аитоиеску. С явным неудовольствием Крофта говорил, что Антоиеску поддакивал ему, нашел даже какие-то «профессорские возражения» против какого-то неудачного выражения в тексте итало-югославского договора, но, по существу, не был опорой в деле восстановления положения Малой Аитаиты, испорченного поведением Югославии.

В этой связи я сказал Крофте, что, по моим сведениям, Румыния тоже начала переговоры с Италией *. Крофта был неприятно поражен и пытался говорить, что речь, вероятно, идет о необязательном зондаже. Я настойчиво повторил, что речь идет именно о переговорах по типу итало-югославских, и добавил, что, по другим сведениям, Бек поехал в Бухарест с целью попытаться посредничать между Румынией и Венгрией. Крофта признавал, что нечто подобное было бы тяжелым ударом для Малой Антанты, но вместе с этим уверял, что из этого ничего не может выйти. Его приводит к такому убеждению то обстоятельство, что я одновременно упомянул о за-

* См. также док. № 175.


даче Бека посредничать между Румынией и Венгрией. Такое посредничество абсолютно безнадежно. В доказательство Крофта ссылался на то, как держал себя Стоядинович по отношению к Венгрии. Канья * делал Стоядииовичу предложение подтвердить неиарушнмость венгерско-югославских границ за компенсацию в виде югославской декларации в пользу венгерского меньшинства в Югославии. Стоядинович категорически отверг какие бы то ни было разговоры на эту тему. У Румынии неизмеримо большие противоречия с Венгрией, чем у Югославии. Румыния еще меньше, чем Югославия, может принять какой бы то ни было разговор с Венгрией. Поэтому, если Бек ставит себе такую задачу, то Крофта считает все это несерьезным.

На это я сказал с большим ударением, что мы не раз предупреждали Чехословакию об опасностях, грозящих Малой Антанте. Я напомнил ему наши разговоры, в которых обращал внимание на опасность решений братиславской конференции совета Малой Антаиты, напомнил предупреждения о предстоящих попытках Италии договориться с Югославией, о давлении Италии на Венгрию с целью подкупить Югославию н Румынию в пользу желательного для Италии решения среднеевропейских вопросов**. Я сказал, что Чехословакия всегда слишком оптимистически относилась к таким сигналам и, видимо, недооценивала нашу информацию. Результаты налицо, н в дальнейшем будет допущена еще большая ошибка, если на Румынию не будет своевременно оказано решительное давление.

Крофта возражал в том смысле, что он очень ценит нашу информацию, а кроме того, н сам считает правильным не доверять союзникам и тщательно регистрировать неблагоприятные симптомы внутри Малой Антаиты. Крофта признал, что о румынском зондаже в Италии он знает от своего посланника в Риме Хвалковского и уже поручил реагировать на это в Бухаресте, правда, пока только в форме запроса: верны ли эти слухи?

О целях поездки Бека Крофта еще не информирован и продолжает не верить в серьезность попытки посредничества между Румынией и Венгрией. Поскольку я продолжал расспрашивать, как же относится Крофта к итало-югославскому договору и к перспективе заключения такого же итало-румынского договора, Крофта в уклончивых выражениях высказал все-такн достаточно ясную мысль: Малая Антанта остается ненарушимой. Она несколько ослаблена, но далека от развала, как это многие думают. Лучше было бы, чтобы Югославия не заключала такого договора или, вернее, заключила его

* Министр иностранных дел Венгрии. ** См. док. № 18, 55.


в полном согласии с Малой Антантой. Поскольку случилось иначе, нужно трезво отнестись к факту. В этом факте есть благоприятная сторона. Югославо-итальянское напряжение ослаблено, и международная позиция Югославии, другими словами, одного из членов Малой Аитанты, усилена. Это благоприятный момент. Он отразится и на Малой Антанте в целом. Здесь как бы между прочим Крофта вставил, что до сих пор Чехословакию и Италию, собственно говоря, разъединяли главным образом итало-югославские противоречия. Сама Чехословакия не имеет никаких особых споров с Италией. Что касается Румынии, то Чехословакия имела бы возражения, если бы Румыния улучшала свои отношения с Италией за счет урона для Малой Антанты. Но по существу и в случае с Румынией Крофта не видел бы ничего опасного. Все зависит от того, как это будет сделано.

Я пытался доказывать Крофте, что это все-таки обозначает развал Малой Антанты, а в случае соглашения Румынии с Венгрией и полную ликвидацию и изоляцию Чехословакии. Крофта не соглашался и пространно доказывал невозможность какого бы то ни было румыно-венгерского соглашения. Анализируя причины, толкнувшие Югославию на некорректность и даже нарушение статута Малой Антанты, Крофта утверждал, что у Румынии нет тех побудительных мотивов, которые действовали в случае с Югославией. Прежде всего сейчас не видно и особых мотивов для Италии поступаться чем-нибудь, особенно в пользу Румынии.

Говоря о югославских мотивах, Крофта возвращался к роковой роли падения доверия к политике Франции. Я этим воспользовался для того, чтобы подчеркнуть слабость французской дипломатии и слишком рабскую зависимость Франции от Англии. Я подсказывал Крофте необходимость добиваться от Франции более решительного поведения в вопросах европейских вообще и среднеевропейских в частности. Крофта реагировал довольно слабо, расплывчатыми рассуждениями о том, что, к сожалению, вся Европа теряет веру в силу демократии. Диктатуры проявляют себя более дееспособными. Для малых государств, однако, нет возможности идти путями диктатуры. Они должны оставаться на путях демократии. Франция у многих возбуждает сомнения. Способна ли она вообще к активности в данной обстановке? Конечно, нужно добиваться большей решительности, но едва ли можно делать ставку на эту решительность.

Под конец я сказал Крофте, что слухи о сближении между СССР и Германией не имеют под собой почвы *. Никаких переговоров нами не ведется. Я сослался также на стагнацию и в экономических вопросах, упомянув н об отозвании торг-

* См. док. № по.


преда Канделаки. Крофта обнаружил живой интерес и прямо спросил, чем были вызваны слухи о моем назначении в Берлин. Я ответил, что такое намерение существовало, но затем по ряду причин мое правительство нашло более правильным оставить меня в Праге. Крофта выразил удовольствие и продолжал расспрашивать, кто такой Канделаки и в каком положении наши хозяйственные взаимоотношения с Германией. Он довольно примитивно сказал, что Германия нуждается в сырье, которое может доставить СССР. Будет ли это делать СССР? Я ответил, что мы не собираемся рвать с Германией, но вместе с этим мы не собираемся политизировать в области экономических взаимоотношений. Крофта в одобрительном тоне еще раз подчеркивал, что Германия нуждается в сырье военного значения и очень рассчитывает на получение такового из СССР. Я повторил, что СССР, понятно, не будет помогать подготовлять войну не только Германии, но и любому другому государству, но вместе с тем будет всегда за нормальные экономические взаимоотношения со всем миром. Крофта продолжал спрашивать, как обстонт дело с кредитами, предоставляемыми нам Германией. Я ответил, что новых кредитов мы не ищем, а старые плохо исчерпываются, потому что немцы не дают нам то из товаров, что представляет для нас интерес. И в этом случае попытки «политизировать» хозяйственные вопросы не ведут к улучшению взаимоотношений.

В заключение я еще раз вернулся к поездке Бека в Бухарест, но Крофта заявил, что у него нет никаких информации и он сможет вернуться к этому вопросу лишь несколько позже.

Полпред СССР в Чехословакии С. Александровский

Печат. по арх.

119. Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР во Франции в Народный Комиссариат Иностранных Дел

СССР

21 апреля 1937 г.

Кулондр 20-го завтракал в полпредстве. Отмечает значительное улучшение атмосферы в Париже в смысле франко-советских отношений. Он предупреждал Блюма и ряд других собеседников о необходимости решительного перелома в реализации пакта 3|, аргументируя немецкой игрой. Кулондр считает, что его усилия помогут провалу попытки Шахта в Париже добиться ослабления франко-советского пакта *.

См. газ. «Известия», 27 и 28 мая 1937 г.


Кулондр очень доволен нашим дементи по поводу германо-советских отношений*. Он указал, что со стороны некоторых германских кругов имеется определенная тенденция к сближению с СССР, сославшись при этом на заявление Ней-рата Понсе о том, что, если они не договорятся с англичанами, «кроме Лондона есть Москва».

Я информировал Кулондра о предстоящем демарше перед Блюмом и Дельбосом о необходимости скорейшего заключения торгового договора для создания нормального судебного режима**. Кулондр обещал нажать в этом смысле, однако он тут же указал, что вряд ли удастся это сделать ввиду необходимости согласования с рядом министров. Для ускорения он предлагает выделить одни лишь юрнднчески-органнзацион-ные вопросы и заключить отдельно соглашение о поселении — этаблисман, эвентуально вместе с консульской конвенцией (на заключение последней будто бы не имеется возражений Москвы, и он надеется получить положительный ответ и в Париже).

Мне кажется, что такое предложение приемлемо, ибо мы в первую очередь заинтересованы в судебном режиме, тем более что коммерчески-таможенные моменты в основном разрешены временным соглашением***.

Срочно сообщите указания 74.

Кулондр выезжает в Москву 22-го.

Гиршфелъд

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: