Билет 7. 1. Церковная организация: епископы, хорепископы

1. Церковная организация: епископы, хорепископы. Епископское управление

Самое важное положение в учении о епископском сане — это усвоение ему апостольского преемства. Это обстоятельство сообщает епископскому служению особый авторитет и властность, не имеющие ничего общего с ―демократическим‖ происхождением церковной организации.

В первые века христианства основною ячейкою церковной жизни была παροικια, (парикия) возглавлявшаяся епископом, ибо "Церковь без епископа не бывает". Но по мере того, как христианство переносилось из городов в глубь страны, в селения, образуются новые отношения так называемой централизации, удержания всей церковной власти в руках епископа города. Церковь городская получила значение ecclesia matrix (кафедральная церковь), а маленькие христианские общины, появившиеся при посредстве её, становились в положение филиальных церквей. Управление ими представлялось лицам низших иерархических степеней, так что во главе филиальных церквей мы встречаем не только пресвитеров, но и диаконов. Но обыкновенно такими небольшими общинами управляли пресвитеры. Если община (приход) получала достаточную крепость, то туда, ставили деревенских епископов или хорепископов.

Первое упоминание о появлении хорепископов относят к концу I века Однако, уже в IV веке ведется борьба с хорепископами, стараясь их уничтожить, или хоть уменьшить. На Сардикийском Соборе (343-344 г.) запрещено 6 правилом доставление епископов в села... чтобы "не унижалось епископское имя и власть". Вместо них появились периодевты = визитация. Но на практике еще долго оставался институт хорепископов, по крайней мере до конца VIII века (VII Вселенский Собор, пр. 14). В сущности весьма возможно, что хорепископы получили епископскую хиротонию, но не имели права "архиерейская действовати", т.е. совершать хиротонию. На Западе термин — хорепископ — не привился. До положения пресвитера, как главы прихода, Церковь дошла не так скоро, как можно было ожидать. Все пресвитеры сначала были кафедральными; епископы их командировали по приходам, и были случаи, что пресвитеры оставались на известном приходе лишь одну седмицу. Таким образом приход трактовался, как временное отделение кафедрального собора. Только быстрое распространение христианства и нежелание умножить епископов — повело к тому, что в качестве основной единицы церковного союза, место древней парикии с епископом во главе заняла παροικια в смысле позднейшем, т.е. приход управляемый пресвитерами. Это произошло в конце IV или начале V века.

Епархия епископа по возможности совпадала с пределами провинции, в главном городе которой находилась его кафедра. Епископ был тесно связан со своею кафедрой; переход с одной кафедры на другую, в особенности с меньшей на большую, был строго запрещен; однако, допускались исключения. В управлении своей провинцией или диоцезом епископ был неограничен. "... каждый епископ имеет власть в своей епархии и да управляет ею с приличествующей каждому осмотрительностью " (Антиохийский Собор, Правило 9). Клир от него зависит во всем — в получении служения, свободе передвижения, дисциплине и тому подобное.

2. Румынская ПЦ

Согласно преданию, в римскую провинцию Дакию, которая находилась на территории современной Румынии, христианство было принесено ап. Андреем и учениками св. ап. Павла. В 5 веке Христианство распространил Никита Ревизианский.

В 1359 г. Валашский воевода Николай-Александр I добился автономной митрополии.

Румыны стали единственным романским народом, принявшим славянский язык в церковной и светской литературе. Это было обусловлено зависимостью румын от Болгарской Церкви в тот период, когда они еще не имели своей письменности. Автокефалия Румынской Православной Церкви была провозглашена в 1885 году, о чем свидетельствует патриарший синодальный томос, подписанный и запечатанный Вселенской Патриархией. С 1925 года Румынская Церковь имеет своего патриарха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: