Процесс творческого мышления включает пять основных этапов:
• подготовительный,
• активизация мышления,
• инкубационный,
• нахождение решения,
• оценочный.
Первые два этапа - аналитические, они базируются на диагностике ситуации, их цель - психологически подготовить участников игры к поиску и внедрению новых идей. Три других этапа -это творческий процесс генерирования идей, их анализа и сопоставления.
Наиболее общими препятствиями творческому подходу являются:
• поиск единственно правильного ответа или идеального решения;
• приспособление, выдача ожидаемого ответа, «боязнь» начальника;
• слишком поспешное решение, неспособность отсрочить критику на время вызревания идеи (в инкубационном периоде);
• неспособность поставить явное под сомнение;
• боязнь выглядеть глупым.
В поведении личности творческий подход означает:
A. Чувство проблемы.
Способность видеть разнообразные проблемы и умение перевести их в ситуации и в возможности их развития. Восприятие возможностей развития предполагает владение как делами, так и человеческими отношениями. К творческому подходу в управлении относится хорошее знание человеческой психологии, способность создать ситуации сотрудничества и конструктивного взаимодействия.
|
|
Б. Самобытность ("своеобразие).
Положительное своеобразное управление группой означает развитие необычных идей, гибкость мышления и приспособление при необходимости к мыслям других. Развитие необычных идей требует также самостоятельности и независимости от авторитетов.
B. Обильность мышления.
Творческие люди способны быстро предложить множество идей. Известно, что количество порождает качество: в большом количестве альтернативных предложений можно с большей вероятностью найти качественные решения, чем в малом их числе.
Г. Способность к риску.
Развитие и преобразовательная деятельность создают неуверенность, поскольку нет предварительных данных об окончательном
результате. Творческое управление, генерирование идей допускает элемент неуверенности. Совершенствование себя как личности и развитие организации требуют, чтобы время от времени принимались новые решения и налаживалась совершенно отличная от прежней деятельность.
Д. Способность видеть общую выгоду.
Оптимизация общего означает, что за частными решениями мы должны видеть и общую выгоду, скажем, для организации в целом. К хорошему принятию решений относятся умение отличать существенное от несущественного, а также чувство реальности.
Е. Способность добывать сведения и поддерживать связи с другими.
|
|
Для этого нужно проявление любопытства в хорошем смысле, эффективное слушание и непредвзятость к новым ситуациям, умение выражать свои мысли как письменно, так и устно, понятно и доходчиво, то есть владеть вербализацией.
Ж. Воля.
Все характерные черты творческой личности будут ни к чему, если отсутствует мотивация к использованию своих теоретических знаний и практических умений в профессиональной деятельности. На игре очень важно, чтобы каждый ее участник выяснил для себя, насколько полно он намерен приобщаться к целям организации, ее миссии и мотивироваться в соответствии с ними.
Для выработки новых идей лидерам команд целесообразно использовать различные формы сотрудничества: работа индивидуально, парами, тройками, групповая и межгрупповая работа.
Развитие коллективного творчества лучше всего осуществляется в практической интерактивной деятельности, и первым этапом этой работы является овладение глубоким мышлением и умением рассуждать. Старая притча о том, что многие пытались найти камень мудрости путем остановки мысли, не выдерживает никакой критики в области развития творчества.
3.2. Составной частью развития творчества играющей группы являются креативные методы выдвижения идей. Лидеру команды необходимо выбрать один или, в случае необходимости, несколько методов генерирования идей (например, «мозговая атака», конкурс идей, синсктика, упражнение дилетантов, метод Дельфи, опросные листы, групповое интервью, групповое принятие решений методом дискуссии) и методы оценки вариантов принимаемых решений, а также метод анализа потенциальных проблем.
3.3. Следующий шаг- организация выработки идей-решений и их анализ и обоснование. Каждую предлагаемую участниками игры идею необходимо проверить «на прочность» и разрешающую силу,
10-3499 '37
чтобы отобрать наиболее ценные, интересные и новые решения, то есть выявить характер изменений, предусматриваемых решениями, определить, затрагивают ли они основные проблемы, трудности и тупики организации, системы управления ею; кого и в какой степени касаются, кому и что дают.
Кроме того, при анализе необходимо учесть возможные трудности при внедрении идеи, которые могут быть последствиями избранного способа действия по ее реализации. С этой целью следует осуществить анализ потенциальных проблем (АПП), то есть анализ тех неблагоприятных явлений, которые могут возникнуть при реализации решения. При сравнительно небольших затратах времени и средств АПП может дать ощутимый результат, снижая возможности ошибок.
3.4. Отбор наиболее ценных решений. Следует помнить, что идея становится решением только тогда, когда доказано, что она может выступить в качестве средства или способа достижения цели разрешения либо снятия проблемы, преодоления трудности, вывода организации из тупика, когда четко прослеживается эффективность с точки зрения затрат, когда степень риска невелика.
3.5. Конкурс идей, их защита. С этой целью в каждой команде распределяются игровые роли: новатора и консерватора или «белого» и «черного» оппонентов. Группа представляет и обосновывает свои идеи. Затем командам дается пять минут для подготовки аргументов «за» и «против». После подготовки каждая команда высказывает мнение от имени сторонников и противников предлагаемых идей-решений. После дискуссии слово предоставляется группе инициаторов для ответов на вопросы, и затем следующая группа представляет свои идеи-решения. Затем вся процедура повторяется, но уже идеи представляет следующая группа игроков. После представления идей возможны вопросы на уточнение и понимание того, что услышали, ответы на них и дополнительные комментарии.
Примечание. Использование полного комплекса ранее распределенных ролей обязательно для всех игровых групп.
Для разнообразия и активизации дискуссии можно ввести дополнительные роли: сподвижник, сопутствующий новатору, и сомневающийся, сопутствующий консерватору.