На основе анализа целей игры и объекта имитации устанавливается класс игры по различным признакам. В практике игрового моделирования используются следующие признаки классификации
деловых игр:
по целенаправленности (назначению) - учебная, исследовательская, экспериментальная, проектировочная, производственная, аттестационная, универсальная;
по форме взаимодействия участников - игра с взаимодействием (установление контакта с помощью различных видов связи является обязательным элементом), без взаимодействия (решения одной группы не влияют на результаты и поведение другой);
по динамике моделируемых ситуаций - саморазвивающаяся, с регламентированным временем; с произвольным (зависящим от трудностей решения задач) регламентом;
по способам обработки и передачи информации - ручная (без применения технических средств; с использованием обычных тех-средств оргтехники, с использованием ЭВМ, с Интернет);
по скорости игрового времени - с реальным масштабом времени, в условно ускоренном времени, в условно замедленном време-
ни, в произвольном масштабе времени (при отсутствии нормированного аналога в реальной жизни);
по типу коммуникации - с использованием устной, письменной (вербальной и невербальной), визуальной, формальной, неформальной, межличностной, межгрупповой коммуникации;
по конечному продукту игры - с материализованным конечным продуктом или с абстрактным результатом.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Основные характеристики деловой игры, отличающие ее от других интерактивных обучающих технологий, следующие:
• моделирование процесса труда (деятельности) руководителей и специалистов по выработке управленческих или Профессиональных решений;
• распределение ролей между участниками игры;
• различие ролевых целей при выработке решений;
• взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
• наличие общей цели у всего игрового коллектива;
• коллективная выработка решений участниками игры;
• реализация цепочки решений в игровом процессе;
• многоальтернативность решений;
• наличие управляемого эмоционального напряжения;
• наличие разветвленной системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры (поощрение и наказание, оценка принимаемых решений участников деловых игр).