Цель
Провести деловую беседу с подчиненным по поводу поручения ему производственного задания:
а) задание традиционное, плановое;
б) задание экстремальное, внеплановое.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ
В игре участвуют руководитель и подчиненный.
Исполняющему роль руководителя необходимо придумать задание и выбрать должностное лицо (например, маркетолога, рекламиста, экономиста и т.д.), которому оно будет поручено.
Затем следует подготовиться по содержанию деловой беседы:
• как объяснить задание и проинструктировать подчиненного;
• как обеспечить понимание сути задачи подчиненному;
• как мотивировать подчиненного к эффективному выполнению задания.
При доведении задачи до сознания подчиненного руководитель должен добиться, чтобы подчиненный четко себе представлял: что? когда? каким образом? в каких условиях? какими силами и какими средствами? к какому сроку? с какими конечными результатами нужно выполнить порученное задание.
21- 323
В ходе деловой беседы руководитель должен получить ответы на следующие вопросы (чтобы принять правильное решение):
|
|
1. Желает ли он выполнять данное задание?
2. Сможет ли данный подчиненный выполнить предлагаемое задание?
3. В каком инструктировании он нуждается и в какой степени?
Исполнителю роли подчиненного (из числа обучаемых) со стороны организатора занятия дается установка на отказ от выполнения задания. В качестве аргументов отказа используется недостаточная профессиональная компетенция и отсутствие подобного опыта.
Такая установка организатора занятия позволит исполнителю роли руководителя применить психолого-педагогические и коммуникативные приемы воздействия на подчиненного, формируя у него психологическую готовность к выполнению задания. Кроме того, признание подчиненного в слабой профессиональной компетенции спровоцирует руководителя на инструктаж или консультирование.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ
Исполнитель роли руководителя проводит деловую беседу с подчиненным в двух вариантах: сначала плановое задание, затем - экстремальное, то есть внеплановое. Каждая беседа длится от 15 до 20 минут. Роли исполнителей могут разыграть желающие из числа обучаемых слушателей.
Остальные участники занятия выступают в роли «компетентных судей». Их цель - анализ результатов проведения деловой беседы, инструктажа и использованных коммуникативных приемов. После игры проводится дискуссия, в которой участвуют все члены обучаемой группы.
Предварительная подготовка к деловой беседе - поручение задания:
1. Придумайте и сформулируйте в виде управленческого решения задание, а также условия, необходимые для его реализации.
|
|
2. Поставьте перед собой цели предстоящего разговора.
3. Заранее составьте план беседы, продумайте время, место и организационные условия ее проведения.
4. Продумайте начало беседы, ввод собеседника в разговор, условия создания атмосферы полного доверия.
5. Подготовьте вопросы к подчиненному, выяснение которых поможет достичь поставленной цели.
Примечание. Для выполнения этого задания «руководителю» дается 10 мин. на подготовку.
ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
• Пригласите к себе подчиненного и объясните ему причину вызова.
• Объясните смысл и значимость работы, которую необходимо выполнить подчиненному, и спросите его, сможет ли он с ней справиться.
• Ответьте на все вопросы подчиненного относительно предстоящей работы; если необходимо, покажите ему, как он это может сделать.
• Объясните требования в отношении сроков выполнения данной работы и информирования Вас о ходе ее выполнения.
• Попросите подчиненного повторить задание или спросите, с чего он собирается начать его выполнение.
• Проявите доверие к способностям подчиненного, используйте прием «авансированной похвалы».
• Используйте коммуникативные приемы и разные модели общения (убеждение, внушение и т.д.) с учетом психотипа подчиненного.
• В случае отказа подчиненного от выполнения задания выясните причины отказа, попытайтесь их устранить, мотивируйте специалиста с учетом его личных ожиданий, доведите беседу до конца, завершив ее конкретным решением.
«Компетентные судьи» оценивают качество беседы, проведенной руководителем, по следующим параметрам:
№ п/п | Вопросы для оценки качества беседы | Правильно | Частичпо правильно | Неправильно |
I. 3. 4. 5. 6. | Четко ли сформулировал вопросы? Удалось ли сообщить подчиненному всю важную и необходимую информ ацию? Правильно ли задавал н а-водящие вопросы, не по д-сказывал ли готовые отв е-ты? Правильно ли провел и н-структаж по заданию? Ясно ли представлял себе цель и задачи данной беседы? Проходила ли беседа в форме диалога, выслушивал ли руководитель аргументы подчиненного? | |||
Продолжение
№ | Вопросы для оценки качества | Правильно | Частично | Неправильно |
п/п | беседы | правильно | ||
7. | Правильно ли вел себя руководитель во время беседы, используя вербальные и невербальные сигналы? | |||
8. | Удалось ли создать не-принужденную атмосферу и какие использовались для этой целя психологические приемы? | |||
9. | Грамотно ли реагировал на психотип подчиненного, использовал ли его особенности для подбора речевого репертуара и коммуникативной стратегии взаимодействия? | |||
10. | Правильно ли выбрал руководитель модель общения? | |||
11. | Эффективно ли прошла деловая беседа? |