Разработка А.П. Панфиловой. Провести деловую беседу с подчиненным по поводу поручения ему производственного задания

Цель

Провести деловую беседу с подчиненным по поводу поручения ему производственного задания:

а) задание традиционное, плановое;

б) задание экстремальное, внеплановое.

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

В игре участвуют руководитель и подчиненный.

Исполняющему роль руководителя необходимо придумать за­дание и выбрать должностное лицо (например, маркетолога, рек­ламиста, экономиста и т.д.), которому оно будет поручено.

Затем следует подготовиться по содержанию деловой беседы:

• как объяснить задание и проинструктировать подчиненного;

• как обеспечить понимание сути задачи подчиненному;

• как мотивировать подчиненного к эффективному выполнению за­дания.

При доведении задачи до сознания подчиненного руководитель должен добиться, чтобы подчиненный четко себе представлял: что? когда? каким образом? в каких условиях? какими силами и какими средствами? к какому сроку? с какими конечными результатами нужно выполнить порученное задание.

21- 323


В ходе деловой беседы руководитель должен получить ответы на следующие вопросы (чтобы принять правильное решение):

1. Желает ли он выполнять данное задание?

2. Сможет ли данный подчиненный выполнить предлагаемое за­дание?

3. В каком инструктировании он нуждается и в какой степени?

Исполнителю роли подчиненного (из числа обучаемых) со сто­роны организатора занятия дается установка на отказ от выпол­нения задания. В качестве аргументов отказа используется недоста­точная профессиональная компетенция и отсутствие подобного опыта.

Такая установка организатора занятия позволит исполнителю роли руководителя применить психолого-педагогические и ком­муникативные приемы воздействия на подчиненного, формируя у него психологическую готовность к выполнению задания. Кро­ме того, признание подчиненного в слабой профессиональной компетенции спровоцирует руководителя на инструктаж или кон­сультирование.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ

Исполнитель роли руководителя проводит деловую беседу с под­чиненным в двух вариантах: сначала плановое задание, затем - эк­стремальное, то есть внеплановое. Каждая беседа длится от 15 до 20 минут. Роли исполнителей могут разыграть желающие из числа обучаемых слушателей.

Остальные участники занятия выступают в роли «компетентных судей». Их цель - анализ результатов проведения деловой беседы, инструктажа и использованных коммуникативных приемов. Пос­ле игры проводится дискуссия, в которой участвуют все члены обу­чаемой группы.

Предварительная подготовка к деловой беседе - поручение за­дания:

1. Придумайте и сформулируйте в виде управленческого реше­ния задание, а также условия, необходимые для его реализации.

2. Поставьте перед собой цели предстоящего разговора.

3. Заранее составьте план беседы, продумайте время, место и организационные условия ее проведения.

4. Продумайте начало беседы, ввод собеседника в разговор, ус­ловия создания атмосферы полного доверия.

5. Подготовьте вопросы к подчиненному, выяснение которых поможет достичь поставленной цели.

Примечание. Для выполнения этого задания «руководителю» дается 10 мин. на подготовку.


ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

• Пригласите к себе подчиненного и объясните ему причину вы­зова.

• Объясните смысл и значимость работы, которую необходимо выполнить подчиненному, и спросите его, сможет ли он с ней справиться.

• Ответьте на все вопросы подчиненного относительно предстоя­щей работы; если необходимо, покажите ему, как он это может сделать.

• Объясните требования в отношении сроков выполнения данной работы и информирования Вас о ходе ее выполнения.

• Попросите подчиненного повторить задание или спросите, с чего он собирается начать его выполнение.

• Проявите доверие к способностям подчиненного, используйте прием «авансированной похвалы».

• Используйте коммуникативные приемы и разные модели обще­ния (убеждение, внушение и т.д.) с учетом психотипа подчинен­ного.

• В случае отказа подчиненного от выполнения задания выясните причины отказа, попытайтесь их устранить, мотивируйте специа­листа с учетом его личных ожиданий, доведите беседу до конца, завершив ее конкретным решением.

«Компетентные судьи» оценивают качество беседы, проведен­ной руководителем, по следующим параметрам:

         
№ п/п Вопросы для оценки качества беседы Правильно Частичпо правильно Неправильно
I. 3. 4. 5. 6. Четко ли сформулировал вопросы? Удалось ли сообщить под­чиненному всю важную и необходимую информ ацию? Правильно ли задавал н а-водящие вопросы, не по д-сказывал ли готовые отв е-ты? Правильно ли провел и н-структаж по заданию? Ясно ли представлял себе цель и задачи данной бесе­ды? Проходила ли беседа в форме диалога, выслушивал ли руководитель аргументы подчиненного?      
   
   

Продолжение

Вопросы для оценки качества Правильно Частично Неправильно
п/п беседы   правильно  
7. Правильно ли вел себя руководитель во время бе­седы, используя вербальные и невербальные сигналы?      
8. Удалось ли создать не-принужденную атмосферу и какие использовались для этой целя психологические приемы?      
9. Грамотно ли реагировал на психотип подчиненного, использовал ли его особен­ности для подбора речевого репертуара и коммуника­тивной стратегии взаимо­действия?      
10. Правильно ли выбрал ру­ководитель модель обще­ния?      
11. Эффективно ли прошла деловая беседа?      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: