Репутация преподавателя как игротехника зависит не только от его профессиональных и социально-психологических знаний, но и от того, способен ли он справиться с непредвиденной ситуацией на игровом занятии спокойно, без стресса для себя и для других, с юмором и достоинством, не подвергая сомнению свой профессионализм и имидж. Однако, если трудности все же возникают, то:
- следует понимать, что непредвиденная ситуация — это нормально. Во время игры может произойти самый неожиданный поворот событий. Нужно всегда быть потенциально готовым к любым неожиданностям;
- если непредвиденная ситуация произошла, то сначала разберитесь в том, что же на самом деле происходит. Определите и сформулируйте проблему, после чего сообщите о ней участникам занятия;
- превратите проблемную ситуацию в конкретные «задачи» и «вопросы». Добавьте их к тем ситуациям и задачам, которые вы сформулировали ранее. Пусть группа с ними работает;
- поинтересуйтесь, что по поводу этих задач думает каждый участник занятия. Хорошо бы иметь варианты ответов, если же они отсутствуют, то используйте следующий прием: «Что-то мне ничего не приходит в голову. А у вас есть какие-то соображения?»;
|
|
- узаконьте непредвиденную ситуацию. Если проблема действительно серьезная - сделайте ее предметом обсуждения в этот (если позволяет время) или в следующий раз. Продумайте намерения и ожидания, то есть цели и результат);
- спрашивайте слушателей о возможных непредвиденных ситуациях. Иногда сами обучаемые формулируют актуальные проблемы интерактивного взаимодействия. Такой подход позволяет им проявить большую активность, личную заинтересованность в решении проблем, почувствовать себя непосредственно сопричастным к работе;
- если во время игры возник сложный момент, то не стоит сразу же превращать все в шутку, это может вызвать неадекватную реакцию, нужно попытаться использовать все конструктивные приемы и только тогда, когда они исчерпаны, попытаться разрядить обстановку или, например, внезапно сделать перерыв;
- будьте потенциально готовы ко всему. Всегда держите в уме возможности преодоления непредвиденных ситуаций (погас свет в аудитории, сломалась необходимая техника, идет ремонт в соседнем помещении и т.д.);
- извлекайте практические уроки из всего, что происходит. Как говорят немцы: «Нет такого свинства, из которого нельзя было бы вырезать кусочек ветчины». Если вам удалось справиться с проблемой, то есть превратить ее в упражнение, слушатели запомнят ваш успех и тоже извлекут уроки. Кроме того, это поможет вам стать признанным лидером;
- всегда имейте второй сценарий занятия. Что бы ни произошло -занятие должно состояться.