Дифференцированность услуг по способу оплаты

                         
   
     
Кабельное телевидение
 
Уборка мусора
 
“SOLI” Только одинаковая для всех услуга
 
     
Водоснабжение
 
     
Телефон
 
Теплоснабжение (существующее)
 
 
 


                             
   
Газ
 
Парки
 
Дифференцированность услуги по качеству, количеству, содержанию
 
   
Метро
 
     
Жилье
 
 
   
Свежий воздух
   
Наземный городской транспорт
 
 
 
   
Теплоснабжение (2010г.)
 
   


Рис. 3

возможность для потребителя выбирать качество и количество потребляемой услуги. Чем выше расположена услуга на рисунке, тем меньше влияние потребителя на ее параметры. Второй критерий (по горизонтали) показывает возможность для потребителя получения данной услуги без оплаты. Чем правее расположена услуга на рисунке, тем больше такая возможность. По совокупности двух критериев чем левее и ниже размещена услуга на рисунке, тем более привлекательна она для частного сектора и наоборот. Впрочем, частный сектор может оказывать и отдельные услуги, расположенные ближе к правой верхней части рисунка (например, вывозить мусор или содержать городской парк), но муниципалитет должен их дотировать.

Конкуренция и сотрудничество муниципальных и частных предприятий в оказании услуг не противоречат друг другу. Успех сотрудничества увеличивается прямо пропорционально обязательствам успешной работы обеих сторон. Основная задача партнеров (муниципальных и частных предприятий и предпринимателей) состоит в повышении качества услуг при сохранении контроля и ответственности за местными органами.

7.3. Муниципальный заказ как инструмент
экономической политики

Большинство своих хозяйственных функций муниципальное образование может и должно передавать исполнителям (муниципальным и частным предприятиям) через систему муниципального заказа. Бюджетный кодекс РФ трактует муниципальный заказ как совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета. Под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета. Муниципальные контракты должны заключаться, как правило, на конкурсной основе. Во многих муниципальных образованиях приняты нормативные правовые акты, регулирующие систему муниципального заказа.

В различных городах России предметом муниципального заказа являются работы по благоустройству территории поселения, строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог, строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры, поставка горюче-смазочных материалов для муниципальных нужд, переработка и утилизация отходов, содержание и обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилого и нежилого муниципального фонда, сетей тепло-, водоснабжения и канализации, производство отдельных видов продукции для муниципальных нужд, производство товаров народного потребления, в первую очередь, для детей и малоимущих граждан, оказание иных услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения. Можно сказать, что через систему муниципального заказа должна проходить подавляющая часть расходов местного бюджета.

С помощью муниципального заказа решаются различные задачи: снижение затрат на отдельные виды товаров и услуг, адресное предоставление услуг муниципальных предприятий, предоставление услуг гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, приоритетное развитие отдельных видов услуг первой необходимости, объемы которых по разным причинам не регулируются рыночными механизмами, сокращение сроков исполнения и обеспечение качества предоставляемых услуг.

Объем муниципального заказа и сферы его применения должны выбираться с учетом реально имеющихся ресурсов и приоритетов в решении отдельных задач. Муниципальная власть при выдаче муниципального заказа должна учитывать следующие моменты:

- необходимость жесткого контроля за размещением контрактов;

- экономное использование бюджетных средств;

- обеспечение честной конкуренции между предприятиями любых форм собственности.

В мировой и отечественной практике способы размещения муниципальных контрактов различаются в зависимости от целей и задач решаемой проблемы и в основном сводятся к следующим:

- открытый конкурс (одно- и двухэтапный);

- закрытый конкурс (с ограниченным числом участников);

- размещение по усмотрению заказчика на основе переговоров.

Открытый конкурс – наиболее предпочтительный способ размещения муниципальных контрактов. Объявления о проведении конкурса публикуются в средствах массовой информации. К конкурсу приглашаются любые предприятия и организации, действующие на рынке данных услуг и удовлетворяющие квалификационным требованиям, предусмотренным положением по размещению муниципального заказа. К недостаткам открытого конкурса следует отнести:

- процесс рассмотрения заявок может быть весьма продолжительным;

- необходимо проделать большой объем работы по учету и оценке заявок;

- потребуются большие усилия по обеспечению объективности оценки заявок;

- нет достаточного опыта ведения переговоров у сотрудников органов местного самоуправления.

Двухэтапный конкурс — проводится в исключительных случаях, которые оговариваются в положении о муниципальном заказе. Например, когда у заказчика (местной администрации) нет возможности составить подробные характеристики заказываемых товаров, работ, услуг; либо в случаях, когда поставщики не представили заявки на участие в торгах, или же все указанные заявки отклонены заказчиком в соответствии с требованиями по выполнению муниципального заказа.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

- сроки выполнения муниципального контракта ограничены (например, услуги носят сезонный характер);

- форс-мажорные (чрезвычайные) обстоятельства: наводнения, пожары, разрушение муниципальных объектов;

- из-за невыполнения требований конкурса все заявленные на конкурс предложения отклонены.

Заказчик, как правило, приглашает заинтересованных предпринимателей к участию в конкурсе, публикуя в печати объявление.

Оплата муниципального контракта учитывает имеющиеся финансовые возможности и может осуществляться различными способами:

– в денежной форме;

– путем зачета долгов в местный бюджет предприятий, исполняющих услуги;

– путем организации взаимозачетных операций между поставщиками и заказчиками;

– с использованием ценных бумаг.

Прежде чем сформировать муниципальный заказ, администрация должна провести анализ и выявить потребности муниципального образования в необходимых услугах или работах. Затем подготовить методическое обеспечение муниципального заказа: выбрать и обосновать форму проведения мероприятий по отдельным контрактам (конкурс, тендер, аукцион, подрядные торги); выработать критерии отбора подрядчиков и исполнителей.

К потенциальным исполнителям муниципальных контрактов в зависимости от их характера могут быть предъявлены следующие требования. Исполнитель должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения муниципального контракта, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды; не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом). Поставщиком не может являться организация, на имущество которой наложен арест и (или) экономическая деятельность которой приостановлена.

Рассмотрим в качестве примера процедуру заключения в городе Красноярске конкурсного муниципального контракта на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт городских дорог, поставку горюче-смазочных материалов для муниципальных нужд. Главная цель такого размещения контрактов – определение подрядчика для своевременного и качественного выполнения работ и сокращение расходов городского бюджета.

Были определены следующие условия отбора претендентов:

- снижение стоимости выполняемых работ при сохранении установленного качества;

- наличие качественной дорожной техники (для муниципального контракта на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт городских дорог);

- соответствие качества поставляемых ГСМ действующим ГОСТам, круглосуточная бесперебойная работа АЗС (для муниципального контракта на поставку горюче-смазочных материалов для муниципальных нужд).

Участвующие в конкурсе должны предоставить пакет конкурсной документации, на основе которых конкурсная комиссия принимает решение о выигравшей заявке. В состав конкурсной комиссии включаются представители администрации города во главе с заместителем главы города по экономическим и финансовым вопросам, по необходимости могут включаться специалисты и эксперты. Решение по определению победителя конкурса принимается путем голосования, простым большинством голосов. Итоги конкурса публикуются в местной печати, сообщается победитель конкурса и цена (стоимость) муниципального заказа.

Затем заключаются контракты с выигравшими конкурс подрядчиками. В процессе действия договора осуществляется нормативно-правовой контроль его исполнения, обобщается и анализируется полученная информация, формируется банк данных по исполнителям.

Для организации работ по муниципальному заказу в администрациях ряда городов созданы специальные структурные подразделения. Создание такой службы позволяет экономически грамотно рассматривать и сопоставлять предложения, поступающие от потенциальных исполнителей и отраслевых структурных подразделений администрации, проводить единую политику в сфере муниципального заказа, организовывать конкурсы, подписывать контракты на весь объем муниципального заказа и осуществлять контроль за их выполнением.

7.4. Особенности муниципального заказа на социальные
услуги. Муниципальный социальный заказ

За последние годы методы муниципального заказа стали распространяться и на ряд важнейших социальных услуг, в первую очередь, в сферах медицинского обслуживания и образования. Исходя из наличия бюджетных средств, органы местного самоуправления определяют объем медицинских, образовательных и других социальных услуг, которые они в состоянии профинансировать, и на этот объем заключают договоры (контракты) с соответствующими муниципальными, государственными или частными учреждениями. Так появился термин «муниципальный социальный заказ». В некоторых городах муниципальный социальный заказ стал основной формой управления муниципальными учреждениями со стороны муниципальной администрации.

В городе Новосибирске разработано и утверждено Положение о муниципальном социальном заказе. С его помощью может быть решено несколько задач:

- осуществляется правовое и бюджетно-финансовое закрепление обеспечения социальных программ;

- повышается эффективность использования средств, выделяемых на решение социальных вопросов;

- увеличивается «прозрачность» финансирования социальной сферы, т.е. расходование бюджетных средств на эти цели становится открытым для контроля со стороны общественности;

- обеспечивается возможность конкуренции в решении социальных вопросов и др.

Технология выдачи муниципального социального заказа состоит в следующем. Органы местного самоуправления, зная актуальные проблемы в социальной сфере, объявляют в прессе конкурс проектов, решающих ту или иную проблему. Заказчиком выступает местная администрация. Исполнителем (подрядчиком) могут выступать любые организации всех форм собственности.

Критерии отбора наиболее эффективного социального проекта определяет заказчик. Среди них могут быть следующие:

- организационная самостоятельность исполнителя;

- наличие опыта в направлении конкурсного вида социальной деятельности или объекта социального заказа;

- уровень проектной проработки мероприятий, связанных с выполнением конкретного социального заказа.

Финансирование муниципального социального заказа может осуществляться как из бюджетных, так и из внебюджетных средств муниципального образования. Эти средства должны использоваться исполнителем строго по целевому назначению. В случае неисполнения (некачественного исполнения) социального заказа муниципальные органы вправе требовать возмещения ущерба от исполнителя.

Порядок проведения конкурсов изложен в предыдущем параграфе.

Практика конкурсного предоставления муниципальных социальных заказов на сегодняшний день еще крайне мала. В первую очередь это связано с большими затратами на организацию самих конкурсов. Немаловажным является также отсутствие законодательных и нормативных актов, регулирующих предоставление муниципальных социальных заказов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите основные преимущества и недостатки муниципальных и частных предприятий при исполнении муниципальных услуг

2. Какую роль может играть конкуренция в оказании муниципальных услуг?

3. Какие задачи призван решать муниципальный заказ?

4. Каковы особенности муниципального социального заказа?



8. Инвестиционная политика
муниципального образования

8.1. Инвестиционные ресурсы муниципального образования
и муниципальный маркетинг

М

униципальная власть всегда заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Инвестиции обеспечивают занятость населения, пополнение местного бюджета, возможность переструктуризации экономики. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию инвестиций на территории муниципального образования составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки.

К объективным предпосылкам относятся те реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов. Это инвестиционные ресурсы, совокупность которых составляет инвестиционный потенциал территории. К субъективным факторам относится собственно деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала или муниципальный маркетинг.

Инвестиционный потенциал территории могут составлять:

- выгодное географическое положение;

- транспортная доступность;

- наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов: сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.;

- состояние окружающей природной среды;

- уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;

- “цена” рабочей силы;

- наличие квалифицированных кадров, научно-техническая, проектная, образовательная база;

- уровень и качество жизни населения, емкость потребительского рынка;

- деловой климат: уровень деловой активности, уровень местного налогообложения, политика местной власти по отношению к бизнесу и другие факторы.

Инвесторы всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, но прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т.е. иметь стратегический план развития, который может быть продемонстрирован инвесторам.

Подход к поиску и привлечению инвесторов на территорию в настоящее время существенно отличается от советского периода, когда такие решения принимались на уровне Госплана. Сейчас же этот процесс носит стихийный характер и его результат во многом зависит от случайных факторов. Здесь происходит то же, что и на товарном рынке: выигрывает тот, кто предложит лучший товар за меньшую цену.

Придание процессу привлечения инвесторов на территорию системного характера требует использования современных маркетинговых технологий. Из российских городов результаты такого подхода наиболее ярко продемонстрированы в Великом Новгороде.

В основу маркетинга в мировой практике положены четыре принципа: продукт, цена, позиционирование, продвижение. Если этот подход применить к муниципальному маркетингу, то можно отметить следующее.

Маркетинговым продуктом в муниципальном образовании является его инвестиционный потенциал.

Цена продукта. В зависимости от конкретного инвестиционного проекта его цена определяется по совокупности различных факторов. Основные ее составляющие включают в себя эксплуатационные расходы, транспортные расходы, расходы, связанные с выбором и подготовкой площадки, стоимость местных строительных материалов, стоимость и время оформления необходимых документов, доступность и своевременность получения достоверной информации и др. Как производитель любого товара ищет пути снижения его себестоимости, так и муниципальная власть должна искать пути снижения расходов инвесторов, которые могут прийти на территорию.

Позиционирование маркетингового продукта. Для потенциальных инвесторов важным становится ответ на вопрос – для производства каких товаров и услуг более всего годится та или иная территория. Естественно, необходима информация о потребительском рынке и об уровне производства, которая будет формировать интерес к территории. Если ответ на этот вопрос уже известен, задача облегчается, поскольку сужается круг потенциальных инвесторов, с которыми можно вести целенаправленную работу.

Продвижение маркетингового продукта. Для муниципального маркетинга это означает осуществление грамотной рекламной кампании с тем, чтобы как можно лучше использовать имеющиеся возможности в целях привлечения инвесторов. С этой целью необходимо определить каналы продвижения информации, разработать формы и объемы доносимой информации, определить степень ее воздействия на инвесторов и вносить в свои действия своевременные изменения.

Одним из направлений привлечения инвесторов могут стать объекты незавершенного строительства. Но для этого необходимо провести полную инвентаризацию таких объектов, оценку степени строительной готовности, возможностей перепрофилирования с учетом стратегических целей развития муниципального образования.

Другое возможное направление — высвобождающиеся в результате сокращения производства здания цехов и промышленных предприятий, имеющие транспортные подходы и инженерную инфраструктуру. И здесь муниципальной власти необходимы четкий перечень и технические характеристики таких зданий, а также соглашения с их собственниками о возможном размещении новых производств по инвестиционным проектам.

Третьим направлением привлечения инвесторов могут быть возможности использования ноу-хау мирового уровня. Такие разработки и технологии имеются в ряде муниципальных образований с развитым научным потенциалом. Крайне важно знать об имеющихся разработках, провести их соответствующую экспертизу, осуществить рекламу.

Нельзя сосредоточивать все усилия на разработке только одного варианта привлечения инвестиций, в запасе всегда должны быть как дополняющие, так и альтернативные варианты.

Для реализации целей муниципального маркетинга необходим ряд условий:

- поддержка и понимание со стороны органов государственной власти субъекта РФ, без чего реализация крупных инвестиционных проектов невозможна;

- завоевание поддержки инвестиционных начинаний широкими слоями населения, предпринимательскими кругами и общественными объединениями граждан;

- создание “команды” из людей, понимающих поставленную задачу и владеющих маркетинговыми технологиями, а также грамотных экономистов и финансистов, способных оценивать различные варианты инвестирования и производить отбор наиболее эффективных проектов.

8.2. Законодательная основа
муниципальной инвестиционной политики

Законодательную основу муниципальной инвестиционной политики составляет Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений” (№ 39-ФЗ от 25.02.99). Закон определяет основы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления. В частности, законом предусматривается:

1. Создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем создания особых условий для инвесторов:

- установление льгот по уплате местных налогов;

- защита интересов инвесторов;

- предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, объектов социально-культурного назначения.

2. Прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности путем:

- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

- размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;

- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;

- выпуска муниципальных займов;

- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Размещение бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов осуществляется на возвратной и срочной основах. Возможны два варианта использования бюджетных средств для инвестирования. Выделенные средства вместе с процентами за пользование бюджетными средствами (определяются нормативными правовыми актами о местных бюджетах) возвращаются в установленный срок. Или же в муниципальной собственности может закрепляться соответствующая часть акций создаваемого акционерного общества (в свою очередь акции могут быть реализованы, а средства направлены в муниципальный бюджет).

8.3. Муниципальные займы как инструмент
инвестиционной политики

Случаи, когда внешний инвестор полностью финансирует инвестиционный проект, достаточно редки. Чаще всего, определенную долю инвестиционных расходов, в основном, в объекты инфраструктуры, должно нести муниципальное образование. Имеются также крайне необходимые инвестиционные проекты (в основном, социального назначения), которые являются неприбыльными и непривлекательными для внешних инвесторов. Финансирование таких проектов придется осуществлять полностью за счет ресурсов муниципального образования. В связи с этим возникает проблема поиска средств на инвестиции.

Ранее уже отмечалось, что и в развитых зарубежных странах муниципальные бюджеты не в состоянии финансировать крупные инвестиционные проекты. Возможности получения средств из вышестоящих бюджетов тоже крайне ограничены, если данный проект не попал в какую-либо федеральную или региональную программу. Основным источником привлечения финансовых средств для инвестирования муниципальных проектов развития являются займы.

Привлечение заемных средств на инвестиционные цели требует от муниципальной власти использования современных финансовых технологий и решения множества сложных проблем: экономической оценки собственной кредитоспособности (кредитного рейтинга), залогового обеспечения займа и условий возвратности средств, определения схемы выпуска ценных бумаг и условий их размещения, выработки соглашений об изменении уровня процентной ставки в зависимости от уровня инфляции и изменения курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам, обеспечения прав инвесторов займа, обеспечения страхования рисков и решения множества других организационно-правовых вопросов. Рассмотрение всех перечисленных вопросов в данной работе не представляется возможным, желающие глубоко изучить эту проблему могут в первую очередь обратиться к источнику /6/. Мы обратим внимание лишь на некоторые принципиально важные моменты, характерные именно для муниципальных займов.

Любой инвестор, вкладывая свои средства в ценные бумаги, в том числе и облигации муниципальных займов, в первую очередь думает об извлечении максимальной прибыли от этих вложений. Специфика муниципальных займов состоит в том, что это займы, организуемые органами местного самоуправления. А они избраны населением только для того, чтобы создавать благоприятную среду обитания для этого населения. Поэтому цель выпуска муниципальных займов существенно отличается от целей других эмитентов, а именно — решение местных проблем. В этом должно быть заинтересовано само население, а также хозяйствующие субъекты, расположенные на территории муниципального образования. Они больше заинтересованы именно в решении местных проблем, ради которых выпускаются займы, а не в получении максимальных дивидендов по займу. Говоря иначе, держатели муниципальных облигаций должны быть готовы получить часть своей выгоды иным, не денежным способом, например, плавательным бассейном, городским парком или трамвайной линией, которыми они в дальнейшем будут пользоваться. Муниципальный заем в этом смысле мало привлекателен для внешних инвесторов.

Целесообразно разделить муниципальные инвестиционные займы по их назначению на несколько групп:

а) Займы на инвестиции в объекты инфраструктуры и социального назначения, приносящие, как только что отмечалось, отдачу в виде общественной пользы, но не денежного дохода. Обслуживание таких займов и возврат денежных средств возможны только из текущих расходов местного бюджета, участие в них внешних инвесторов маловероятно. В сегодняшней экономической ситуации указанные займы могут позволить себе лишь единичные, самые благополучные в финансовом отношении муниципальные образования.

б) Займы на инвестиции в расширение налогооблагаемой базы местного бюджета, т.е. в строительство или реконструкцию объектов, доходы от эксплуатации которых будут пополнять бюджет. Типичные примеры таких объектов: многоэтажные гаражи в центральной части города, магазины, рынки и др. Такой заем может рассматриваться как чисто коммерческий, в нем могут участвовать и внешние инвесторы, источником погашения займа по его условиям должен быть доход от введенного объекта, а сроки погашения должны наступать после вывода объекта на рентабельную работу.

в) Займы на инвестиции в ресурсосберегающие и иные технологии, позволяющие сократить расходы местного бюджета. Примеры: замена уличных светильников на более экономичные, замена изоляции теплотрасс, сопровождающаяся снижением потерь тепла, и др. Такой заем тоже может рассматриваться как коммерческий, хотя здесь сложнее выделить реальный источник погашения средств. Условия займа должны предусматривать срок начала погашения заемных средств после осуществления инвестиционного проекта и получения экономии от вложений.

Во многих муниципальных займах их участником может быть население. Наиболее характерны в этом смысле жилищные и телефонные займы, реализованные во многих городах. При жилищном займе житель, покупая облигации, рассчитывает на получение квартиры. Важным условием жилищного займа является его измеритель не в рублях, а в квадратных метрах. То есть, если человек в данный момент времени купил облигации на 5 кв. м жилья, он должен получить на них эти 5 кв. м независимо от того, сколько они будут стоить на момент сдачи дома в эксплуатацию. При телефонном займе отдача вложенных средств осуществляется в форме установки телефона. Требования к условиям телефонного займа должны быть такими же, как к жилищному.

Важным моментом выпуска муниципального займа является процедура принятия решения о его размещении. Она должна предусматривать ряд последовательных этапов:

- подготовка обоснования целесообразности выпуска займа, его условий и проекта проспекта эмиссии. К этой работе в обязательном порядке должны привлекаться квалифицированные финансовые институты, работающие совместно с местной “командой”;

- принятие администрацией решения об организационных мероприятиях по подготовке к выпуску займа или развертыванию инвестиционной программы, для которой осуществляется выпуск займа;

- утверждение представительным органом местного самоуправления основных нормативных документов и положений по выпуску, условиям погашения и гарантиям по займу;

- выбор уполномоченного банка по обслуживанию займа;

- назначение менеджера займа — ответственного лица администрации, обеспечивающего оперативное руководство деятельностью всех участников займа;

- подготовка двусторонних и многосторонних договоров между основными участниками займа;

- подготовка проспекта эмиссии займа и его регистрация в Минфине РФ;

- принятие специального постановления главы администрации, утверждающего официальный текст проспекта эмиссии;

- формирование залогового фонда для обеспечения гарантий займа (в тех случаях, когда заем должен быть обеспечен не только бюджетом, но и иными активами муниципального образования) и фонда обслуживания текущих платежей по займу;

- организация размещения займа, для чего может быть привлечен специальный генеральный агент (адеррайтер).

Наконец, важным моментом является управление займом в процессе его исполнения, обеспечение координации взаимодействия участников займа, мониторинг и контроль, своевременное предотвращение чрезмерных рисков. От уровня этой исключительно сложной работы будет зависеть конечный результат.

8.4. Экономические механизмы отбора и реализации
инвестиционных проектов

С вопросом привлечения средств для инвестиций тесно связан другой важнейший вопрос — отбор из поступивших инвестиционных предложений наиболее эффективных и подлежащих первоочередной реализации, процедуры их рассмотрения и утверждения. Если инвестор сам исполняет свой проект, то проблемы отбора не возникает. Однако при множестве инвесторов в роли распорядителя средствами муниципального займа может выступать местная администрация.

Порядок размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов и заемных средств для финансирования инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ утверждается представительным органом местного самоуправления.

В случае участия органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых федеральными органами государственной власти и субъектами РФ, разработка и утверждение этих инвестиционных проектов осуществляются по согласованию с органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельности обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности и гласность в обсуждении инвестиционных проектов.

Среди наиболее важных критериев отбора выделяют следующие:

- рентабельность (финансовая или социальная);

- соблюдение социальных нормативов;

- результаты анализа предыдущих (аналогичных) проектов;

- социальная значимость проекта;

- возможность самофинансирования или внебюджетного финансирования;

- скорость отдачи (появления результатов).

Постановлением Правительства РФ от 30.10.97 № 1373 рекомендуется учитывать определенные требования к предприятиям, претендующим на получение муниципальных инвестиций:

- ведение реестра акционеров независимым регистратором;

- наличие на предприятии бизнес-планов на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- переход на международные стандарты бухгалтерского учета;

- отсутствие текущей задолженности по уплате налогов;

- переход на уплату НДС и акцизов по мере отгрузки;

- существенное снижение неденежных форм расчетов, вплоть до полного отказа от бартера.

В случае инвестирования из средств местного бюджета эти требования могут изменяться в зависимости от заинтересованности местных властей в реализации тех или иных инвестиционных проектов.

Далее проводится отбор представленных инвестиционных проектов. Бизнес-план должен быть подвергнут всесторонней экспертизе, по результатам которой принимается решение о допуске проекта к конкурсу на получение муниципальных инвестиций.

Оценивается ряд параметров бизнес-плана, среди которых особое значение имеют:

- соответствие представленного бизнес-плана требованиям заимодателя;

- производственно-финансовый план и его экономическая эффективность;

- наличие платежеспособного спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках (преимущество за проектами, в которых сбыт продукции уже согласован – на протокольном или договорном уровне);

- соответствие продукции современному научно-техническому и экологическому уровню и ее конкурентоспособность;

- анализ текущего состояния предприятия-заявителя проекта и оценка его потенциальных возможностей для реализации проекта (научно-техническая готовность, анализ производственной программы, анализ схемы реализации проекта и др.).

После проведения экспертизы бизнес-планов местные органы власти проводят конкурсный отбор инвестиционных проектов по следующим критериям:

- соответствие целей проекта приоритетным стратегическим направлениям развития муниципального образования;

- значимость проекта для решения народнохозяйственных задач, определенных в приоритетных федеральных и региональных программах (возможность привлечения не только муниципальных средств, но и средств из федерального, регионального бюджетов, а также внебюджетных средств);

- возможность сохранения или создания новых рабочих мест;

- сохранение и развитие научно-технического потенциала и возможность максимального использования существующих основных фондов при реализации проекта.

Если предприятие-заявитель соответствует всем предъявляемым требованиям и выигрывает конкурс, с ним заключается договор о предоставлении заемных средств на возвратной и платной основах. Но при этом возврат и уплата процентов за полученные бюджетные средства должны иметь надлежащее обеспечение. В качестве указанного обеспечения могут выступать залог ликвидного имущества, гарантия банка, поручительство третьих лиц, обладающих необходимыми денежными средствами или ликвидным имуществом.

В договоре обязательно указываются такие условия:

- сумма и целевое назначение местных бюджетных средств;

- проценты за пользование средствами, графики и порядок их уплаты;

- обязательства заемщика по целевому использованию средств;

- порядок корректировки принятых обязательств в зависимости от размеров фактически выделенных средств бюджета;

- сроки и порядок их возврата;

- способ обеспечения заемщиком обязательств по возврату средств бюджета и уплаты процентов за пользование ими;

- обязательства заемщика по предоставлению информации для ведения мониторинга использования средств бюджета и кредитоспособности заемщика;

- порядок контроля за целевым использованием средств бюджета, своевременной уплатой процентов за пользование ими и возвратом основного долга.

Бизнес-план заемщика по реализации инвестиционного проекта прилагается к договору и подписывается обеими сторонами. Финансирование инвестиционных проектов начинается после официального решения о включении их в перечень муниципальных инвестиционных программ.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите объективные и субъективные условия и предпосылки для привлечения инвестиций на территорию муниципального образования

2. Каковы задачи и методы муниципального маркетинга?

3. Каковы критерии отбора органами местного самоуправления инвестиционных проектов?



9. Управление внешними экономическими
связями муниципальных образований

М

ногие задачи экономического развития муниципальным образованиям выгодно решать в кооперации. Кооперация позволяет удешевлять стоимость продукции для муниципальных нужд за счет увеличения серийности производства, обеспечивать поставку комплектующих деталей и узлов, топливно-энергетических ресурсов, технологий. В условиях кризиса неплатежей кооперационные связи одновременно позволяют осуществлять взаимозачеты, сокращая потребности в денежных средствах.

Одним из направлений межмуниципальной кооперации является совместное строительство и содержание объектов, обслуживающих несколько соседних муниципальных образований. К числу таких объектов могут относиться водозаборные и водоочистные сооружения, объекты по очистке бытовых стоков, полигоны для захоронения бытовых отходов, мусороперерабатывающие заводы, накоторые объекты социального назначения (больницы, дома культуры и т.д.). К сожалению, в России опыта такой кооперации почти нет. Между тем для зарубежных стран межмуниципальная кооперация является обычным явлением. Широко известны, в частности, школьные округа, границы которых не совпадают с границами муниципалитетов, а также водохозяйственные и иные межмуниципальные округа.

Важным средством активизации межмуниципальных экономических связей для России является проведение выставок-ярмарок. Ярмарочный бизнес получил за последние годы значительное развитие. Одной из наиболее эффективно действующих ярмарочных структур является Сибирская ярмарка.

Большую роль в налаживании межмуниципальных экономических связей играют союзы и ассоциации городов. Так, в АСДГ реализуется совместно с предприятием “Дельта” проект “Региональный центр «Автобус»”, в рамках которого предусматривается поставка в города автобусов ЛиАЗ, ЛАЗ, ПАЗ и запасных частей к ним, фирменное восстановление двигателей “Икарус”, а также поставка запчастей к закупленным городами импортным автобусам. В Ассоциации городов Юга России (АГЮР) реализуется идея единого компьютерного материального склада для организации взаимообмена материальными ресурсами как в виде прямого обмена товарами, так и в более сложных формах, с использованием различных долговых обязательств. Система межмуниципального обмена товарами может быть наиболее эффективной именно в сочетании с системой обмена долгами. Для организации этой работы в АГЮР создана соответствующая информационная система. Разработан программный продукт, позволяющий обеспечить сбор информации о должниках и их предложениях по погашению долгов, определены принципы взаимоотношений по обмену долгами.

Новые возможности межмуниципальной кооперации открывает межрегиональная заемно-инвестиционная система, организованная Правительством Москвы. Ее идея состоит в том, что в Москве имеется достаточный объем кредитных ресурсов, а в других городах имеются выгодные инвестиционные проекты, для которых кредитных ресурсов недостает. Совместное финансирование таких проектов при более низких процентных ставках, чем в обычных коммерческих банках, является выгодным для обеих сторон. Для реализации этой идеи была создана межрегиональная заемно-инвестиционная система. В качестве эмитента облигаций городских займов выступило Правительство Москвы в лице Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка. Отработаны схемы размещения займов, технология и процедуры отбора инвестиционных проектов, типовые документы, созданы необходимые организационные структуры. Уже реализуется ряд совместных проектов с администрациями Краснодара, Воронежа, Ростова. Интерес к работе с этой системой проявляют и некоторые другие города.

Многие города активно участвуют в международных экономических связях как с целью закупок ряда необходимых товаров (подвижной состав транспорта, медикаменты, медицинское оборудование и многое другое), так и для привлечения инвестиций.

Для реализации внешних экономических связей в администрациях этих городов создаются особые структурные подразделения. Их основные задачи:

- поиск за пределами муниципального образования партнеров для взаимовыгодного экономического сотрудничества;

- формирование пакета заявок на приобретение импортного оборудования и материалов для муниципальных нужд и пакета коммерческих предложений от инофирм на их поставку;

- проведение тендерных торгов по заявкам российских и зарубежных партнеров;

- участие в подготовке и реализации контрактов, заключаемых администрацией по результатам тендерных торгов;

- организация таможенного (консигнационного) склада при муниципальном органе материально-технического обеспечения и эффективное его использование совместно с таможенными органами;

- оказание помощи предпринимательским структурам муниципального образования в области внешнеэкономической деятельности.

С предприятиями, поставляющими продукцию на экспорт, администрация города может прорабатывать зачетные схемы оплаты импортного оборудования и товаров в счет налоговых платежей в местный бюджет.

Еще одно из направлений внешних экономических связей — создание совместных предприятий. Это позволяет муниципальному образованию привлечь инвестиции в создание или реконструкцию предприятия, а зарубежному инвестору получить выгодный заказ и долю в прибылях или часть производимой продукции. В ряде городов созданы представительства инофирм.

Опыт кооперационных и внешних экономических связей муниципальных образований пока еще невелик, но достигнутые результаты позволяют надеяться на расширение этой сферы деятельности и повышение ее эффективности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие возможности существуют для организации межмуниципальных экономических связей?

2. Назовите цели управления внешнеэкономическими связями муниципального образования



10. Управление экономической политикой
муниципального образования

Ш

ирокий круг экономических проблем, решаемых органами местного самоуправления, реализация муниципальной экономической политики требует создания соответствующих организационных структур. Функции некоторых из них рассматривались в предыдущих разделах книги. В настоящем разделе будет рассмотрен вопрос о системном руководстве и управлении муниципальной экономической политикой.

Как уже отмечалось, за последние годы для выполнения новых экономических функций в местных администрациях появились новые структуры (департаменты, управления, комитеты, отделы и др.), в частности:

- по управлению имуществом;

- по использованию земельных ресурсов;

- по инвестиционной политике;

- по фондовым и финансовым технологиям;

- по налоговой, ценовой и тарифной политике;

- по работе с промышленными и предпринимательскими структурами;

- по муниципальному заказу;

- по регистрации и лицензированию хозяйственной деятельности;

- по внешним экономическим связям и др.

Эти новые подразделения должны были так или иначе сочетаться с ранее существовавшими организационными структурами администраций.

Некоторые новые структуры вводятся пока лишь в отдельных городах и еще не получили всеобщего распространения:

- служба стратегического развития;

- единая служба управления недвижимостью;

- муниципальное казначейство;

- муниципальная налоговая служба;

- структурные подразделения, отвечающие за привлечение и эффективное использование заемных средств.

В связи с развитием рыночной инфраструктуры территории возникают такие муниципальные или смешанные (муниципально-частные) финансово-экономические институты, как муниципальные и уполномоченные банки, страховые компании, пенсионные фонды, лизинговые компании, залоговые фонды, аудиторские, консалтинговые фирмы и др.

Функционирование в составе администрации и вне ее большого количества разнообразных (в том числе новых) организационных структур, так или иначе воздействующих на формирование муниципальной экономической политики, поставило вопрос о том, кто отвечает за эту политику в целом, обеспечивает ее координацию, целенаправленность и эффективность.

В разных муниципальных образованиях этот вопрос решается по-разному. Немаловажную роль играют здесь личностные факторы, такие, например, как профессиональная квалификация самого главы администрации и его заместителей. Из всего многообразия существующих структур местных администраций и методов координации экономической политики муниципального образования можно выделить четыре принципиальные схемы:

Децентрализованная. Собственно экономическая служба, финансовая служба, управление имуществом, управление инвестициями, работа с промышленностью и предпринимателями являются независимыми друг от друга структурными подразделениями и находятся в подчинении непосредственно главы и разных его заместителей. Роль координатора экономической политики при этом неизбежно ложится на самого главу.

В основном децентрализованная, но с усиленным комитетом (управлением, департаментом) экономики, в ведение которого передаются некоторые дополнительные функции: инвестиционная политика, работа с предпринимательством, потребительский рынок.

Частично централизованная на уровне влиятельного заместителя главы по экономике с координирующими функциями. В его ведении вопросы собственно экономики, промышленности и др., иногда весь блок вопросов перспективного развития муниципального образования, использования земель и даже градостроительства, взаимодействия с банковскими и иными коммерческими структурами. Но управление имуществом и финансовый орган местного самоуправления этому заместителю не передаются.

Полностью централизованная, когда в руках первого заместителя главы находится весь экономический блок, включая экономику, финансы и управление имуществом.

Большинство муниципальных образований используют схемы 2 и 3 в различных модификациях. Однако наиболее рациональной представляется централизованная схема управления экономическим блоком, ибо только при этой схеме в муниципальном образовании создаются наилучшие условия для системного планирования и координации экономической политики, включая:

- целевую направленность муниципальной экономики на повышение качества и эффективности оказания муниципальных услуг населению;

- концентрацию на решение этой задачи всех ресурсов территории, включая объекты муниципальной собственности и ресурсы хозяйствующих субъектов;

- обеспечение поддержки реального сектора экономики как базы для развития территории;

- увязку экономического и финансового планирования;

- увязку решения текущих и перспективных задач.

Именно в этом состоит комплексное управление муниципальной экономикой в том смысле, в каком оно изложено в данной книге.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие организационные структуры участвуют в управлении экономической политикой муниципального образования?

2. Назовите основные схемы координации управления экономической политикой муниципального образования


Приложение 1
Система показателей социально-экономического положения муниципального образования,

представляемые в АСДГ для обмена информацией между городами

ЕЖЕМЕСЯЧНО:

N п/п Показатели Ед. измерения Величина
1. Средняя заработная плата: тыс.руб.  
  за месяц -«-  
  с начала года -«-  
2. Средний доход на одного работающего: -«-  
  за месяц -«-  
  с начала года -«-  
3. Средний доход на одного жителя за месяц -«-  
4. Прожиточный минимум на 1-е число месяца, следующего за отчетным -«-  
5. Стоимость набора из 25 основных продуктов питания за месяц -«-  
6. Индексы цен к предыдущему месяцу:    
  сводный индекс потребительских цен %  
  на продовольственные товары %  
  на непродовольственные товары %  
  на платные услуги %  
  Индексы цен к декабрю предыдущего года:    
  сводный индекс потребительских цен %  
  на продовольственные товары %  
  на непродовольственные товары %  
  на платные услуги %  
7. Объем промышленной продукции в действующих ценах, млн.руб.  
  в том числе по крупной и средней промышленности %  
8. Индекс физического объема производства промышленной продукции к соответствующему периоду прошлого года %  
  в том числе по крупной и средней промышленности %  
9. Объем производства товаров народного потребления в действующих ценах млн.руб.  
10. Индекс физического объема производства товаров народного потребления к соответствующему периоду прошлого года %  
11. Розничный товарооборот в действующих ценах, всего млн.руб.  
12. Темпы роста (снижения) объема розничного товарооборота к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах по всем каналам реализации %  
  в том числе по официально зарегистрированным предприятиям %  
13. Количество официально зарегистрированных безработных на 1-ое число месяца, следующего за отчетным человек  
14. Количество получающих пособие по безработице в % к общему числу зарегистрированных безработных на 1-ое число месяца, следующего за отчетным %  
15. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию (отношение количества безработных к числу вакансий) человек  
16. Цены на энергоносители на 1-ое число месяца, следующего за отчетным (без НДС)    
  1 Гкал для промышленных предприятий руб.  
  1 кВт-час для промышленных предприятий -«-  
  1 т угля для населения -«-  
17. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения на 1-ое число месяца, следующего за отчетным:*)    
  горячее водоснабжение на одного человека руб.  
  холодное водоснабжение и канализация в домах с ванной и душем на одного человека -«-  
  содержание жилья (кв.м общей площади) -«-  
  из расчета на социальную норму жилья -«-  
  на площадь, превышающую социальную норму -«-  
  вывоз мусора на 1-го человека -«-  
  отопление (кв.м общей площади) -«-  
  из расчета на социальную норму жилья -«-  
  на площадь, превышающую социальную норму -«-  
  электроэнергия для городской местности (кВт) -«-  
  с электроплитами -«-  
  без электроплит -«-  
18. Стоимость основных платных услуг для населения на 1-ое число месяца, следующего за отчетным:    
  разовая поездка в автобусе внутригородского сообщения -«-  
  абонентская плата за телефон -«-  
19. Стоимость основных бытовых услуг для населения:    
  прическа модельная в женском зале    
  химическая чистка мужского костюма    
  одна помывка в бане    

*) необходимо указать, с какого числа введены тарифы

ЕЖЕКВАРТАЛЬНО (нарастающим итогом с начала года):

N п/п Показатели Ед. измерения Величина
1. Ввод жилья тыс.кв.м  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
  в % к соответствующему периоду прошлого года %  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
2. Ввод объектов коммунального хозяйства, мощностей АТС и прочих объектов городского хозяйства по фактическому вводу  
  Коллекторы км  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
  насосная станция тыс.куб.м  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
  локальные источники тепла кот/кВт  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
  Связь тыс.ном.  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
  Водопровод км  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
  тепловые сети км  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
  Котельные Гкал  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
  газовые сети км  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
  трамвайные пути км  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
  Автодороги тыс.кв.м  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
  ливневая канализация км  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
3. Ввод объектов социальной инфраструктуры по факт вводу  
  Больницы коек  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
  амбулаторно-поликлинические учреждения пос./см.  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
  женские консультации пос./см.  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
  Школы мест  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
  Магазины ед./кв.м  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
  учреждения сбербанка ед./кв.м  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
  административные помещения ед./кв.м  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
4. Реконструкция и капитальный ремонт дорог тыс.кв.м  
  в том числе за счет средств местного бюджета -«-  
5. Коэф

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow