ЛЕКЦИЯ
по учебной дисциплине ” Теория электрической связи ”
Тема № 1 ”Сообщения, сигналы и помехи, их математические модели”.
Занятие № 1 ”Структурная схема системы передачи информации (СПИ)”.
Обсуждена на заседании кафедры
(предметно-методической комиссии)
Протокол № ___
От ”___” ____________ 2010 года
Санкт-Петербург
I. Учебные цели
1. Ознакомить с целью и задачами изучения дисциплины, краткой исторической справкой, порядком прохождения учебного курса, видами отчетности.
2. Изучить основные физические процессы и преобразования сообщений и сигналов в системах передачи информации.
II. Воспитательные цели
Формирование качеств связиста-железнодорожника.
III. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |
Учебные вопросы: 1. Цели и задачи дисциплины, краткая историческая справка, порядок прохождения, отчетность. | |
2. Назначение и задачи систем передачи информации (СПИ). Структурная схема СПИ и функциональное назначение элементов схемы. | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
IV. Литература
1. Теория электрической связи. Учебник для вузов.: Зюко А.Г., Кловский Д.Д., Коржик В.И., Назаров М.В. - М.: Радио и связь, 1999. - 432 с.
2. Прокис Дж. Цифровая связь. Пер. с англ. / Под ред. Д.Д. Кловского. – М.: Радио и связь. 2000. – 800с.
3. Гоноровский И.С. Радиотехнические цепи и сигналы: Учебник для вузов. - М.: Радио и связь,1986. – 512с.
V. Учебно-материальное обеспечение
Наглядные пособия (схемы):
1. Структурная схема СПИ.
Раздаточный материал:
1. Структурная схема СПИ.
VI. Текст лекции
Введение
Телекоммуникации являются одной из наиболее быстро развивающихся областей современной науки и техники. Жизнь современного общества уже невозможно представить без тех достижений, которые были сделаны в этой отрасли за немногим более ста лет развития. Отличительная особенность нашего времени - непрерывно возрастающая потребность в передаче потоков информации на большие расстояния. Это обусловлено многими причинами, и в первую очередь тем, что связь стала одним из самых мощных рычагов управления экономикой страны. Одновременно, претерпевая значительные изменения, становясь многосторонней и всеобъемлющей, электросвязь каждой страны становится все более интегрированной в мировое телекоммуникационное пространство.
Учебные вопросы
Цели и задачи дисциплины, краткая историческая справка, порядок прохождения, отчетность.
Системы связи играют всё большую роль в жизни людей, объединяя и сближая отдельные страны, континенты и объекты космоса. Последние годы отмечены не только интенсивным развитием проводных и оптико-волоконных систем связи, но и заметным развитием систем радиосвязи. Помимо традиции-онных релейных и спутниковых систем радиосвязи быстро развиваются сети мобильных цифровых сотовых систем радиосвязи.
Разработки систем связи последнего времени используют не только воз-можности современных технологий, но и достижения современной теории свя-зи, позволяющие повысить не только объёмы передаваемой информации, но и качество передачи сообщений (верность связи).
Современная теория связи использует как детерминированные модели сигналов, так и вероятностные модели для передаваемых сообщений, соответствующих им сигналов и помех (шумов) в канале. Вероятностный подход учитывает случайный (для получателя) характер передачи сообщений и помех в канале и позволяет определить оптимальные приёмные устройства (обеспечивающие максимально возможное качество) и предельные показатели систем передачи сообщений (систем связи).
Теория электрической связи возникла сравнительно недавно. Зарождение и развитие шло по двум направлениям. Первое направление, положившие начало теории связи, было сформировано и разработано В.А. Котельниковым в 30-х годах. Оно представляет собой теорию статистического обнаружения сигналов на фоне помех – теорию потенциальной помехоустойчивости.
Второе направление – теория информации, впервые сформулировано К. Шенноном в 1948 году, а математический аппарат разработан академиком А.Н. Колмогоровым.
Отдельные вопросы теории рассматривались в более ранних работах X. Найквиста (1928 г.) и В.А. Котельникова (1933 г.), в которых была сформу-лирована и доказана теорема отсчётов, в работе Р. Хартли (1928 г.), в которой введена логарифмическая мера количества информации, в работе Д. В. Агеева (1935 г.) по теории линейного разделения каналов. В создании и развитии ста-тистической теории связи большую роль сыграли работы А.Я. Хинчина (1938 г.) по корреляционной теории стационарных случайных процессов, А.Н. Колмогорова (1941 г.) и Н. Винера (1943 г.) по интерполированию и экстраполированию стационарных случайных последовательностей, А. Вальда (1950 г.) по теории статистических решений. Дальнейшее развитие теория получила в работах Р. Райса, А.А. Харкевича, В.И. Сифорова, Р. Галлагера, X. Хелстрома, Р. Фано, Л.М. Финка, Д. Витерби и многих других отечественных и зарубежных учёных.
Курс ТЭС относится к числу фундаментальных дисциплин подготовки высококвалифицированных связистов-железнодорожников, владеющих современными методами анализа и синтеза систем и устройств связи различного назначения.
Целью дисциплины является изучение процесса передачи информации с минимальными затратами ресурса (энергетика, полоса частот и реализационная сложность) при заданном качестве связи.
Основными ее задачами являются:
изучение математических моделей сообщений, сигналов, помех и каналов связи;
временных, спектральных и информационных характеристик сообщений, сигналов, помех и каналов связи;
методов формирования и преобразования сообщений и сигналов;
теоретических основ передачи и кодирования сообщений;
теоретических основ оценки помехоустойчивости систем электросвязи;
конструктивных методов повышения помехоустойчивости и эффективности использования полосы частот систем электросвязи;
теоретических основ многоканальной связи и распределения информации;
теоретико-информационных основ криптозащиты сообщений в телекоммуникационных системах.
Дисциплина “Теория электрической связи” входит в состав обще профессионального цикла дисциплин и играет ведущую роль в развитии профессионального мышления, создавая основу для формирования прикладных инженерных знаний. Научной основой дисциплины является статистическая радиотехника, теория информации, теория потенциальной помехоустойчивости, а также теоретические материалы других наук, изучающих процессы преобразования и передачи сообщений. Предметом изучения являются основные законы передачи и приема сообщений, оптимизация построения и функционирования систем передачи информации.
Учебная дисциплина опирается на знания, полученные курсантами в процессе изучения дисциплин “Математика”, “Прикладная математика”, “Физика”, “Основы теории цепей”, “Электроника”, “Инженерная и компьютерная графика”, “Основы схемотехники”, “Вычислительная техника и информационные технологии”, “Основы построения телекоммуникационных систем и сетей”. Знания и умения, получаемые студентами по данной дисциплине, подготавливают их к изучению специальных и техничесских дисциплин.
Дисциплина “Теория электрической связи” предусматривает проведение 70 часов лекционных занятий (36 в 5 семестре и 34 в шестом), 70 часов лабораторных и практических занятий (по 36 часов в каждом семестре), 123 часа самостоятельной работы, а также написание курсовой работы, на исполнение которой планируется 17 часов учебного времени.
В процессе проведения занятий:
даются математические модели источников сообщений, сигналов, помех и каналов связи; закладываются физические и математические основы для изучения последующих тем;
формулируются основные идеи построения современных цифровых систем передачи сообщений, повышения помехоустойчивости, эффективности использования полосы частот и минимизации их реализационной сложности.
излагаются основы многоканальной связи и распределения информации, конструктивные методы повышения эффективности использования полосы частот каналов связи, методы приема дискретных сообщений при неизвестных параметрах сигналов и помех различного типа.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется при опросе студентов на практических занятиях, по результатам коллоквиумов и защиты отчетов по лабораторным работам.
Итоговый контроль качества подготовки студентов по дисциплине проводится в ходе защиты курсовой работы, сдачи зачета и экзамена.