Отражение мира в сознании как познание. Проблема познаваемости мира: когнитивный оптимизм, скептицизм и агностицизм. Агностицизм И. Канта и концепция "специфической энергии" органов чувств И. Мюллера.
Познание как взаимодействие субъекта и объекта познавательной деятельности. Учение Д. Локка о первичных и вторичных качествах; его современная интерпретация.
Рациональное и эмпирическое (чувственное) познание. Формы чувственного и эмпирического познания, их диалектическое единство. Иррациональное познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Истина и ее критерии. Абсолютная, относительная и конкретная истины как моменты объективной истины. Практика как критерий истины. Истина как соответствие знания о предмете самому предмету. Вспомогательные критерии истины. "Бритва Оккама." Чувственное и рациональное в диагностике. Проблема истинности диагноза. Объективные и субъективные условия диагностических ошибок. Интуиция в медицине.
Наука. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания, его методы и формы. Классификация наук по их предметному своеобразию и отношению к практике. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы методы. "Творческое конструирование" знания на теоретическом уровне. Теоретический уровень научного познания, его формы и методы. Наука и военное дело. Сущность, специфика, методология и методы военно-научного (военно-медицинского) исследования. Предвидение в военном деле и медицине.
|
|
Понятие научной парадигмы. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Научные традиции и научные революции. Особенности современного этапа развития науки. Медицина как наука.
РАЗДЕЛ IV.
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ.