Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические.
При теоретическом исследовании ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее представлением в форме схем, описаний, формул.
Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений, при этом ученый взаимодействует с самим объектом исследования. К общенаучным эмпирическим методам относятся:
· наблюдение;
· измерение;
· эксперимент.
Классификация методов исследования в психологии по Б.Г. Ананьеву:
I. Организационные методы включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).
|
|
II. Эмпирические методы включают наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
III. Методы обработки данных включают количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
IV. Интерпретационные методы включают генетический анализ материала в плане развития (с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности).
1. Рассмотрим основные методы:
1) Наблюдение – это целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Наблюдение может проводиться в специальных (лабораторных) или же естественных (полевых) для наблюдаемого условиях.
Наблюдение проводится без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Для научного наблюдения характерна не простая фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. Для такого наблюдения необходим четкий план.
Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная – когда фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности.
Стандартизированное наблюдение выполняется по строго очерченной методической схеме. Оно состоит в выполнении специально обученным наблюдателем определенной последовательности действий, включающих: фиксацию определенного материала наблюдения, выявление в этом материале определенных заданных элементов и признаков, запись в протокол наблюдения этих элементов и признаков в особой кодифицированной форме, подсчет по определенному принципу частоты встречаемости этих признаков и т.п.
|
|
Протокол наблюдения – определенный документ, в котором наблюдатель регистрирует первичные данные наблюдения.
Включенное наблюдение – наблюдение, при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых он оценивает.
Самонаблюдение (рефлексия) – размышление о себе, самопознание.
2) Психологический тест – это краткая психодиагностическая методика, предполагающая стандартизированную процедуру проведения, количественную формализованную процедуру обработки результатов и подсчета тестовых показателей, готовый перечень рекомендаций по интерпретации полученных показателей.
Стандартизация теста – установление единообразия проведения экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации).
Валидность – (от англ. valid – действительный, пригодный, действенный) обоснованность методики, одна из основных психометрических характеристик психодиагностической методики. Указывает на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству.
Надежность теста – стабильность результатов тестовых испытаний.
Нормальное распределение – частичное распределение значений интегративного тестового показателя, которое возникает в результате воздействия на этот показатель со стороны множества факторов (случайных и разнонаправленных). Графическая кривая нормального распределения имеет характерную колоколообразную форму.