Показатели и интерпретация

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного, вертикального листа (лист бумаги лучше брать белый или слегка кремовый, неглянцевый; карандаш средней мягкости; ручкой или фломастером рисовать нельзя).

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как недовольство собственным положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих; претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензии на признание.

Положение рисунка в нижней части листа – обратный показатель (неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению).

Центральная часть фигуры (голова или заменяющая ее деталь). Голова, повернутая вправо – устойчивая тенденция к действительности. Почти все, что планируется, обдумывается, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца. Испытуемый активно переходит к реализации своих установок.

Голова, повернутая влево – тенденция к рефлексии, размышлению, «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко нерешительность, боязнь активных действий (вариант отсутствия тенденции к действию или боязни активных действий следует решать дополнительно).

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза.

Уши – заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе (дополнительно по другим показателям и их сочетанию следует решить, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания дополнительной оценки или только дает на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции: радость, гордость, обиды, огорчение и др., не изменяя своего поведения).

Приоткрытый рот в сочетании с языком и при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость); в сочетании с прорисовкой губ – чувственность; иногда и то и другое вместе.

Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерненный, трактуется как облегченность возникновения страхов, опасений, недоверия.

Рот с зубами – вертикальная агрессия, в большинстве случаев защитная («огрызается», «задирается», «грубит» в ответ на обращение к нему отрицательного содержания и окраски, обсуждение или порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (в случае боязливости, тревожности).

Глаза – это символ присущего человеку переживания страха. Это значение особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие ресниц. Ресницы – истероидно-демонстративные манеры в поведении; для мужчин – женственные черты характера; с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы также означают заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой испытуемого одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный размер головы (по отношению к фигуре в целом) говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало в себе и окружающих. Иногда на голове также располагают дополнительные детали:

· рога – защита, агрессия (можно определить по сочетанию с другими признаками агрессии: когтями, щетиной, иглами и др.; характер этой агрессии спонтанный или защитно-ответный);

· перья – тенденция к самоукрашению, самооправданию, демонстративности;

· грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола, иногда – ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размеру всей фигуры, по форме – основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения; опора на существенные признаки и значимую информацию; поверхностность суждения, легкомыслие в выводах и необоснованность суждения, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии «ног»). Следует обратить внимание на характер соединения «ног» (лап) с туловищем, корпусом (это характер контроля над своими рассуждениями, выводами, решениями). Они могут быть соединены точно, тщательно, небрежно, слабо или не соединены вообще.

Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы «ног», лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решения, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность, иногда (соответственно необычности формы) даже творческое начало (в норме) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнемфигуры (могут быть функциональными или украшающими):

1. Крылья, дополнительные «ноги», щупальца, детали панциря – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым утеснением окружающих; либо любознательность, «соучастие» в как можно большем количестве «мероприятий» окружающих, завоевание себе «места под солнцем», увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий — соответственно значению детали-символа (крылья или щупальца и т.д.).

2. Перья, бантики, что-то вроде завитушек, кудрей, цветов – демонстративность, склонность к обращению внимания на себя, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты выражают отношение к собственным действиям или решениям, размышлениям, выводам, своей вербальной продукции, исходя из того, в какую стороны они повернуты. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена в направлении хвостов:

· вверх – уверенно, положительно, бодро;

· падающим движением вниз – недовольство собой, подавленность, сожаление, сомнение по собственному поводу, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.

Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно пышные, длинные хвосты и т.д.:

· вправо – по поводу своих действий или поведения;

· влево – по поводу мыслей, решений, упущенного момента, собственной нерешительности.

Контуры фигуры анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей и т.п.), прорисовки или затемнения линии контура (защита от окружающих):

· агрессивная (выполнена в острых углах);

· страх, тревога (имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии);

· опасения, подозрительность (поставлены «щиты», «заслоны», линия удвоена и т.д.).

Направленность такой защиты соответствует пространственному положению:

· верхний контур – против вышестоящих лиц, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту (родителей, учителей, начальников);

· нижний контур фигуры – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих, подчиненных, младших, боязнь осуждения;

· боковые контуры — недифференцированная опасность и готовность к защите и самозащите любого порядка и в различных ситуациях; элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе «животного»:

o справа – больше в процессе реальной деятельности;

o слева – защита своих мнений, убеждений, вкусов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: