Сущность понятия «консьюмеризм»

Консьюмеризм - организованное движение потребителей за расширение и защиту своих прав, а также усиление воздействия потребителя на производителей и торговцев.

Консьюмеризм возник в середине 60-х годов. Теоретики рассматривают его как движение потребителей, как продукт экономической эволюции, как переход от экономики производителей к экономике потребителей, от рынка продавца к рынку покупателя.

В современном мире движение потребителей в защиту своих прав приобрело широкое развитие. Активно используются периодические издания, реклама, консультации потребителей, независимые экспертизы товаров, судебные иски по некачественным товарам, просветительская работа по воспитанию потребителей, культуре потребления. Под давлением этого общественного движения в большинстве государств приняты специальные законы о защите прав потребителей. Обобщив давно установившуюся в мире практику, Генеральная Ассамблея ООН в 1985 году разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» с целью:

- содействовать странам в борьбе с вредной деловой практикой предприятий национального и международного уровней (которая отрицательно сказывается на потребителях);

- поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор при более низких ценах;

- поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров для потребителей.

Впервые права потребителей были сформулированы в 1961 году в США. В 70-е годы опыт развития в организованном движении потребителей позволил дать их расширенную трактовку. В настоящее время в мировой практике основными считаются семь прав потребителей:

1 Право выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителя

2 Право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя)

3 Право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях и т.п., помогающее потребителю сделать разумный выбор или принять решение

4 Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их пользованием

5 Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов

6 Право на получение потребительского просвещения, приобретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения

7 Право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни современного и грядущих поколений

Защита основных прав потребителей в нашей стране обеспечивается Законом «О защите прав потребителей». Права потребителя защищают суд; государственные органы в центре и на местах (Госкомитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Госстандарт, Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора); общественные организации потребителей (в том числе Международная конфедерация обществ потребителей). При нарушении прав потребителей государственные органы могут давать обязательные предписания о прекращении этих нарушений и за невыполнение таких предписаний налагать на изготовителей, продавцов и исполнителей штраф, снимать отдельные товары с производства и запрещать их реализацию.

Большие права по защите интересов потребителей предоставляются общественным организациям потребителей. Так, в России образована Федерация обществ потребителей. Она призвана защищать права потребителей в правительстве, государственных и хозяйственных органах при принятии законов. Федерация должна содействовать насыщению рынка товарами народного потребления, проводить общественную независимую экспертизу товаров.

Для специалистов в области маркетинга знание и обеспечение реализации прав потребителей является принципиально важным. Выполнение маркетинговых задач основывается на следующих процедурах:

* Понять и определить сферу интересов потребителей. Работа проводится на основе специальных исследований, сегментации рынка, моделировании поведения потребителей.

* Обеспечить возможность выбора для потребителя. Оцениваются и формируются предпочтения и приоритеты, основанные на различиях в потребительских функциях товаров, цен, производителей товаров, мест и условий продажи.

Предоставить информацию о возможности выбора товаров. Используются средства массовой информации, реклама, различные методы стимулирования продаж.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: