Структурализм: основные идеи и их преломление в философии науки

Структурали́зм — направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на развитие семиотики.

Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр. Клод Леви-Стросс (антропология) Роман Якобсон (лингвистика) Ролан Барт Мишель Фуко Жак Лакан (психоанализ)Жан Пиаже (психология).

Теория, в соответствии с которой структура системы или организации более важна, чем индивидуальное поведение ее элементов. Структурное исследование имеет глубокие корни в западной философской мысли и может быть прослежено до трудов Платона и Аристотеля. Трудовая теория стоимости Адама Смита или марксистская теория абсолютного или относительного (даже чисто духовного) обнищания трудящихся могут быть примерами такого подхода. Существует точка зрения, что структурализм — не философия, а научная методология вместе с общим комплексом мировоззренческих представлений. Структурализм и постструктурализм никогда не были систематизированными доктринами. При этом постструктурализм, с которым полемизировали структуралисты и марксисты, существовал скорее как общее пространство полемики, нежели как общность программ, и зависел от структурализма как объекта критики или отрицания. Однако для структурализма были характерны ясность и общность методологической программы, очевидная даже в процессе ее размывания. Французский структурализм занимал место отсутствующего во Франции логического позитивизма, хотя по реальной практике воплощения имел с ним мало общего. В структурализме есть проблемные переклички с неорационализмом. Структурализм содействовал видоизменению феноменологии в ее французской версии (прививка языковой проблематики на ствол феноменологии, стимул к поиску взаимодействия объясняющих стратегий с понимающими); он давал поводы (особенно вокруг работ Фуко) для достаточно плодотворной полемики с западным марксизмом.[1] С другой стороны, марксист Хабермас, который много лет плодотворно полемизировал и подружился с Жаком Деррида, называет требуемое марксизмом в отличие от реформизма преобразование общественной сферы структуральным преобразованием общественной сферы. С точки зрения и его, и большинства других структуралистов, полемизирующих с постструктурализмом, марксизм - разновидность структурализма. Но, конечно, вопрос об отношениях между структурализмом и марксизмом дебатируется. Сам же Хабермас в ряде работ считает классический западный марксизм и структурализм разными направлениями современной философии, только по-новому синтезируемых его постметафизикой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: