Общие представления о дискурсном и нарративном анализе

Дискурсный анализ-это производная социальной психологии и теорий ком-й, подготавливается способ с помощью которого создаётся описание мира, событий внутренней психической жизни человека.(Бурман, Я.Паркер, Ван Дэйк).

Идеи социальной конструкции мира, что даёт возможность рассматривать природу межличностного взаимодействия коммуникаций не как процесс, который подчиняется какой-то универсальной схеме. Цели: дискурсный анализ рассматривает тексты, включённые в социальную практику,это значит,что акцент делается не на язык как абстрактную сущность с его лексиконом и грамматическими правилами, а как анализ того, что делают люди. Объект изучения-текст и его любая форма(рассказы, интервью и т.д.). Процедура: 1. В качестве предмета изучения должен быть использован естественный разговор или текст. 2. Обязательный учёт контекстных перемещений локального, глобального, социального, культурного контекстов. 3. Предложение должно отдаваться непосредственному общению. 4. Рассматривание дискурса как социальных практик. 5. Дискурсы подчиняются правилам общения речевого, синт-м, интерп-м. 6. Дискурсы включают в себя личные воспоминания, опыт, а также разные групповые социальных структуры(ценности, стереот-ы). «+» дискурсный анализ представляет собой продуктивные измерения изуча-я феноменологии социального бытия личности и её окружения в ракурсе отличным от других традиций. «-«исходит из теоретических и практических взглядов, что в конечном итоге может привести к исследованиям, идеям с примерами.

Нарративный анализ-это качественный анализ материалов нарративного интервью(биографического или тематического). Шлотце, Фишер, Дж.Бруне. Основа метода была заложена аналитической философией, отождествляющей реальность и текст, и сместившей в нём исследований от анализа социальных ценностей и норм к проблемам производства и ….. Разновидности метода: биографический- различные модели биографической информации (гипотезы) сопоставляются с последующими единицами текста, некоторые некоторые подтверждаются, а др. отвергаются. Суть заключается в реконструкции жизненной истории, т.е. реконструирование биографических знаний и переживаний в то время, когда они происходили. Назначение- прочтение, интерпритация и анализ жизненных историй и иного нарративного материала. 2 подхода: схолистический и категориальный. Тематический- заключается в разделении текста на фрагменты по определённым критериям и требует первичной структурализации текста.

Цель: исследовать концеп-я на явном содержании нарратива, т.е. анализируют представленную рассказчиком информацию о событиях. Процедура: интерпритация результатов в наррративе воп-т 4 модели: схолистически-содержательная, схолистически—формальная, категориально-содержательная, категориально-формальная. «-«нарративизация современной науки и её отказ от мечты об интернативных знаний, т.е. принятие идеи нестабильности создаёт новое отношение к миру. Перенос интересов науки с анализа объективных социальных явлений на исследование субъективности. «+» Нарративы повсеместны к механизмам организации человеческого опыта. Нарративный анализ- способ обретения человеком своей идентичности и способ достижения нейких социальных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: