Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства ГК ч1 повтори

Гражданское законодательство не содержит понятия реоргани­зации, перечисляя лишь отдельные ее виды - слияние, присоеди­нение, разделение, выделение, преобразование (ст. 57 ГК).

Надо различать добровольную и принудительную реорганизацию. Добровольная реорганизация осуществляется по решению учреди­телей юридического лица или органа, уполномоченного учреди­тельными документами. В качестве такого органа в хозяйствен­ных обществах, производственных кооперативах выступает общее собрание участников; в унитарных предприятиях решение о реор­ганизации принимает учредитель.

Принудительная реорганизация законодательством предусматри-вается в отношении организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, и возможна только для двух форм - разде­ления и выделения. Отличительной чертой процедуры реоргани­зации является возникновение правопреемства1. Гражданский ко­декс содержит важные положения, позволяющие как установить правопреемника, так и исключить ту ситуацию, когда в отноше­нии отдельных прав и обязанностей правопреемник не сможет быть установлен. В силу ст. 58 и 59 ГК при проведении реорга­низации составляется передаточный акт (слияние, присоедине­ние, преобразование) или разделительный баланс (разделение, вы­деление), которые должны содержать данные о правопреемниках по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательст­ва, оспариваемые сторонами. Однако отсутствие в конкретном случае данных о правопреемнике по соответствующему обязатель­ству еще не означает, что правопреемника нет. Пунктом 3 ст. 60 ГК предусмотрено, что если разделительный баланс не дает воз­можности определить правопреемника реорганизованного юриди­ческого лица, вновь возникшие юридические лица несут солидар­ную ответственность по обязательствам реорганизованного юри­дического лица перед его кредиторами.

Слияние. При проведении реорганизации в данной форме из нескольких юридических лиц образуется одно юридическое лицо, а реорганизуемые юридические лица прекращают при этом свое существование.

Прежде всего общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества (п. 2 ст. 16 Закона об АО). В силу п. 8.4.2 Стандартов эмиссии порядок конвертации акций при слиянии должен определять число акций каждого участвующего в слиянии юридического лица, которые конвертируются в одну ак­цию образуемого в результате слияния юридического лица (коэф­фициент конвертации). На данном этапе важнейшая роль отводит­ся единоличному исполнительному органу общества, который, проведя предварительные переговоры, подписывает договор о слиянии. В случае разногласий между акционерами и единолич­ным исполнительным органом в части определения необходимости реорганизации или условий ее проведения акционерам придется в первую очередь решать вопрос о замене руководителя общества, поскольку механизма проведения процедуры реорганизации в об­ход участия в этом процессе единоличного исполнительного орга­на законодательство не содержит.

Далее необходимо организовать заседания советов директоров сливающихся обществ, которые затем выносят на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении дого­вора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слия­ния, и об утверждении передаточного акта. Таким образом, для вынесения этих вопросов на решение общего собрания акционе­ров необходима единая позиция руководителя общества и совета директоров.
Следующим шагом после проведения общего собрания акцио­неров каждого из участвующих в слиянии обществ является со­зыв и проведение совместного общего собрания акционеров этих об­ществ, на котором производится образование органов вновь воз­никающего общества. Оформленные документы затем представляются на государственную регистрацию вновь возник­шего юридического лица.
При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему обществу по передаточному акту.
Реорганизация в форме слияния считается завершенной с мо­мента государственной регистрации вновь возникшего юридиче­ского лица.

Разделение. При проведении реорганизации в данной форме из одного юридического лица образуется несколько юридических лиц, а реорганизуемое юридическое лицо прекращает при этом свое существование.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона об АО совет директоров реорганизуемого в форме разделения общества выносит на решение общего собрания акционеров вопросы о реорганизации общества в форме разделения, порядке и условиях разделения, о создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, об утверждении раздели­тельного баланса. В соответствии с п. 8.6.2 Стандартов эмиссии порядок конвертации акций, предусматриваемый решением о раз­делении, должен определять количество акций разделяемого юри­дического лица, которые конвертируются в одну акцию каждого юридического лица, создаваемого в результате разделения.
После проведения общего собрания акционеров реорганизуе­мого общества и принятия всех необходимых решений организу-ются общие собрания акционеров (правильнее сказать - будущих ак-ционеров) каждого вновь создаваемого общества, принимающие ре-шения об утверждении устава и образовании органов.
Все вышеуказанные решения должен предварительно принять, прежде всего сам совет директоров, который впоследствии выно­сит эти вопросы на окончательное разрешение общего собрания акционеров. Отсюда следует, что в отличие от слияния важней­шая роль при проведении разделении общества принадлежит со­вету директоров, а не руководителю.
При разделении общества все его права и обязанности пере­ходят к двум или нескольким вновь создаваемым обществам в со­ответствии с разделительным балансом.
Реорганизация юридического лица в форме разделения счита­ется завершенной с момента государственной регистрации по­следнего из вновь возникших юридических лиц.

Выделение. При проведении реорганизации в данной форме из одного юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, но реорганизуемое юридическое лицо не пре­кращает при этом своего существования.
Порядок выделения во многом схож с процедурой разделения. Однако то обстоятельство, что реорганизуемое общество в данном случае не прекращает своего существования, накладывает отпеча­ток на способ размещения акций вновь создаваемого общества (обществ). Согласно ст. 19 Закона об АО и п. 8.7.1 Стандартов эмиссии размещение акций вновь создаваемого общества проис­ходит не только путем конвертации (это единственный способ размещения акций при слиянии, присоединении, разделении), но и путем распределения акций создаваемого общества среди акцио­неров реорганизуемого общества, а также приобретения акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом.

Решение об утверждении устава и образовании органов вновь создаваемого общества принимается на общем собрании его буду­щих акционеров. Если в соответствии с решением о реорганиза­ции в форме выделения единственным акционером создаваемого общества будет являться реорганизуемое общество, утверждение устава создаваемого общества и образование его органов осущест­вляются общим собранием акционеров реорганизуемого общества (как правило, на том же заседании, на котором было принято ре­шение о реорганизации). При выделении из состава общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества по разделитель­ном балансу.

Реорганизация юридического лица в форме выделения счита­ется завершенной с момента государственной регистрации по­следнего из вновь возникших юридических лиц.

Присоединение. При проведении реорганизации в данной фор­ме одно юридическое лицо присоединяется к другому юридиче­скому лицу, прекращая при этом свое существование.
Порядок реорганизации в форме присоединения во многом схож с реорганизацией путем слияния. Прежде всего заключается договор о присоединении, в котором определяются порядок и усло­вия присоединения, а также порядок конвертации акций присое­диняемого общества в акции общества, к которому осуществляет­ся присоединение. В соответствии с п. 8.5.4 Стандартов эмиссии порядок конвертации акций при присоединении должен опреде­лять число акций присоединяемого юридического лица, которые конвертируются в одну акцию присоединяющего юридического лица.
Затем совет директоров каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров своего общества, участвующего в при­соединении, вопрос о реорганизации в форме присоединения и об утверждении договора о присоединении. Совет директоров при­соединяемого общества выносит также на решение общего собра­ния акционеров вопрос об утверждении передаточного акта.
Конвертация акций присоединенного акционерного общества может осуществляться либо в акции, ранее выкупленные акционер­ным обществом у акционеров, либо в его дополнительные акции (п. 8.5.2 Стандартов эмиссии).

При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого общества в соответствии с передаточным актом.
Реорганизация считается завершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического ли­ца. Изменения в устав присоединяющего общества придется вно­сить и после завершения процедуры присоединения - в соответ­ствии с п. 8.5.7 Стандартов эмиссии после государственной реги­страции отчета об итогах дополнительного выпуска акций (отчет должен быть утвержден предварительно советом директоров) в ус­тав присоединяющего общества вносятся изменения, связанные с увеличением его уставного капитала на номинальную стоимость размещенных дополнительных акций, увеличением числа разме­щенных акций и уменьшением числа объявленных акций.

Преобразование. Под реорганизацией путем преобразования необходимо понимать изменение юридическим лицом своей орга­низационно-правовой формы, означающее прекращение деятель­ности одного юридического лица и возникновение нового. Исхо­дя из понятия преобразования, к нему не относится смена вида акционерного общества - с закрытого на открытое, и наоборот.
В силу п. 1 ст. 20 Закона об АО акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а по единогласному реше­нию всех акционеров - в некоммерческое партнерство. Как и в отношении других форм реорганизации, Стандарты эмиссии со­держат нормы, отражающие специфику эмиссии акций при пре­образовании (раздел 8.8).
При преобразовании общества к вновь возникшему юридиче­скому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.
Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц, созда­ваемых путем реорганизации, определен в Законе о регистрации юридических лиц. Так, в налоговый орган по месту нахождения реорганизуемого юридического лица представляются следующие документы: заявление; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реоргани­зации; решение о реорганизации; договор о слиянии; передаточ­ный акт или разделительный баланс; документ об уплате государ­ственной пошлины.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения в регистрирующий орган по месту нахождения присоединяющего юридического лица представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического ли­ца, решение о реорганизации, договор о присоединении и пере­даточный акт

13. Ликвидация субъектов коллективного предпринимательства.

Ликвидация может осуществляться добровольно либо прину­дительно.
Добровольная ликвидация осуществляется по решению уполно­моченного органа юридического лица (общего собрания участни­ков (акционеров), учредителя унитарного предприятия), принято­му по различным мотивам, часть которых иллюстративно названа в Гражданском кодексе - истечение срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели деятельности. Чаще, од­нако, субъекты предпринимательства ликвидируются в связи с нецелесообразностью их дальнейшего существования, обуслов­ленной самыми разнообразными жизненными обстоятельствами.

Законы об отдельных видах юридических лиц, в которых ре­шения о ликвидации принимаются коллегиальным органом, пре­дусматривают необходимость квалифицированного большинства голосов для принятия решения о ликвидации или даже полное единогласие участников по этому вопросу. Так, акционерные об­щества ликвидируются по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в собрании; в обществах с ограниченной ответственностью такое решение принимается единогласно. Более того, законы о хозяйственных обществах устанавливают порядок инициации решения общего собрания участников о ликвида­ции. В акционерных обществах вопрос о ликвидации выносится на решение общего собрания акционеров советом директоров (п. 2 ст. 21 Закона об АО), в обществах с ограниченной ответст­венностью такое решение принимается по предложению совета директоров - единоличного исполнительного органа общества, участника общества (п. 2 ст. 57 Закона об ООО).
Принудительная ликвидация состоит в том, что решение о лик­видации принимается судом независимо от воли юридического лица. Общие основания для принудительной ликвидации установ­лены ст. 61 ГК и частично воспроизводящей ее текст ст. 25 Зако­на о регистрации юридических лиц. Такими основаниями являются допущенные при его создании грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществле­ние деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократ­ными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом. К «иным» случаям относится, например, ликвидация вследствие признания субъекта предпринимательства банкротом (ст. 65 ГК), при уменьшении величины чистых активов ниже ми­нимального размера уставного капитала (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99 ГК РФ). Заметим, что два последних основания могут быть ис­пользованы и при добровольной ликвидации, когда юридическое лицо само обращается в суд с заявлением о признании несостоя­тельным (банкротом) либо принимает решение о ликвидации в связи с невозможностью пополнения активов до необходимого размера.

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК требование о ликвидации юридического лица по основаниям, установленным в п. 2 данной статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъ­явление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учре­дителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвида­цию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Ликвидация проходит по специальной процедуре, предусмот­ренной Гражданским кодексом, и может быть разделена на ряд этапов.
На первом этапе уполномоченный орган юридического лица, принявший решение о ликвидации, формирует ликвидационную комиссию (как правило, эти решения принимаются одновременно) и уведомляет об этом регистрирующий орган. С момента назна­чения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемой организации, а соответствую­щие полномочия ее органов прекращаются, за исключением пол­номочий органа, принявшего решение о ликвидации, которые со­храняются в части, прямо предусмотренной нормами Гражданско­го кодекса о ликвидации. Налоговый орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юри­дическое лицо находится в процессе ликвидации. В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц с этого мо­мента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридиче­ского лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное лицо, или госу­дарственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. На втором этапе ликвидационная комиссия публикует в сред­ствах массовой информации сообщение о ликвидации субъекта предпринимательства, в котором содержатся данные о порядке и сроках заявления требований кредиторами1. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации. Кроме того, кре­диторов юридического лица необходимо уведомить персонально. На этом этапе ликвидационная комиссия проводит в основном ра­боту по выявлению и извещению кредиторов, рассмотрению их требований, получению дебиторской задолженности, формируя, та­ким образом, полную картину реального имущественного состоя­ния организации. После окончания срока для предъявления требо­ваний кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежу­точный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъяв­ленных кредиторами требований, а также о результатах их рас­смотрения. К моменту утверждения промежуточного ликвидацион­ного баланса организацией должны быть приняты все возможные меры к получению дебиторской задолженности с должников. Про­межуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица. Норма п. 2 ст. 63 ГК об утвер­ждении промежуточного ликвидационного баланса только учреди­телями (участниками) юридического лица не точна. Ее следовало бы дополнить указанием на орган, принявший решение о ликви­дации. О составлении промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган должен быть уведомлен.
Задачей следующего, третьего этапа является проведение расчетов с кредиторами. К этому времени юридическое лицо рас­полагает уже всей информацией о кредиторах и имуществе. В со­ответствии с п. 3 ст. 63 ГК, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовле­творения требований кредиторов, ликвидационная комиссия про­дает имущество юридического лица с публичных торгов. Реализа­цию неденежного имущества удобнее осуществить до начала вы­плат кредиторам, что будет способствовать упорядочению всего процесса расчетов и исключит вероятность его приостановления на время реализации имущества.
Выплаты кредиторам производятся в определенной очередности, установленной ст. 64 ГК, с целью первоочередного удовлетворе­ния более «социально значимых» требований.
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответствен­ность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитали­зации соответствующих повременных платежей1.
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выход­ных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудово­му договору, и по авторским вознаграждениям.
В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемо­го юридического лица.
В четвертую очередь погашается задолженность по обязатель­ным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
В пятую очередь производятся расчеты с другими кредитора­ми.
Выплаты кредиторам пятой очереди согласно п. 4 ст. 63 ГК производятся лишь по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Данная норма призва­на защитить интересы кредиторов предыдущих очередей, кото­рые, опоздав с предъявлением требований юридическому лицу в срок, могут остаться без выплат.
Возникает вопрос: какие правовые последствия наступают в случае, если имущества оказалось недостаточно для погашения долгов перед всеми кредиторами? В соответствии с п. 3 ст. 64 ГК при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Согласно п. 6 ст. 64 ГК требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемо­го юридического лица, считаются погашенными.

Таким образом, при недостаточности имущества ликвидируе­мого юридического лица автоматического погашения требований кредиторов не происходит. При выявлении факта недостаточности имущества (а это видно, как правило, уже из промежуточного ли­квидационного баланса) процесс ликвидации приостанавливается, ликвидационная комиссия обращается в суд с заявлением о при­знании организации банкротом и дальнейшую судьбу юридиче­ского лица решают кредиторы, арбитражный суд в порядке, пре­дусмотренном законодательством о банкротстве. Последний, пятый этап ликвидации юридического лица со-. стоит в предоставлении в регистрирующий орган документов для государственной регистрации ликвидации: заявления, ликвидаци­онного баланса, документа об оплате государственной пошлины. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесе­ния об этом записи в единый государственный реестр юридиче­ских лиц

14. Понятие, субъекты и правовое регулирование несостоятельности (банкротства

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо - если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Признаки несостоятельности (банкротства):

- наличие денежного обязательства должника долгового характера;

- неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

- наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;

- официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) - превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Нормативно-правовая основа несостоятельности (банкротства) предпринимателей представляет собой сложившуюся разветвленную систему нормативных актов различных уровней. В нее входят нормативные акты только федеральных органов государственной власти. Нормы права, относящиеся к несостоятельности (банкротству), имеются в Гражданском кодексе РФ и некоторых других законах. Особые место среди федеральных законов занимает Федеральный закон РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. №6-ФЗ в соответствии с Гражданским кодексом РФ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом) или объявление должника о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер предупреждения несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: