Эластичность - степень реакции одной переменной на изменение другой переменной.
Эластичность по цене показывает, в какой степени изменение цены влияет на величину предложения.
К оэфф.эластичности предложения – рассчитывается как отношение изменения предложения (в %) к изменению цены (в %).
В зависимости от степени реакции предложения на изменение цены предложение может быть:
1) эластичным, если объем предложения изменяется на больший процент, чем процент изменения цены;
2) неэластичным, если объем предложения изменяется на меньший процент, чем процент изменения цены;
3) совершенно (абсолютно) эластичным, если при данной цене производители готовы предложить любое требуемое количество товара;
4) совершенно (абсолютно) неэластичным, если изменение цены не вызывает изменения предложения.
Предложение, поскольку оно связано с производственным процессом, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени, т.е. период времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. И чем продолжительнее этот период, тем эластичнее будет предложение.
|
|
При оценке эласт. предложения обычно выделяют три временных периода: кратчайший (мгновенный), короткий и длительный. Под кратчайшим понимают период времени, недостаточный для осуществления производителем каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение совершенно неэластично.
В пределах короткого периода производственные мощности остаются неизменными, но производители имеют достаточно времени для увеличения объема производства и, соответственно, предложения на тех же производственных мощностях за счет повышения интенсивности их использования (найма дополнительных работников, закупки большего объема сырья и увеличение сменности работы оборудования). Предложение в более эластично.
Длительный период достаточно продолжителен для того, чтобы производители расширили свои произв.мощности и увеличили объемы пр-ва и предложения, а также для притока новых фирм в отрасль в случае увеличения спроса на продукцию. Эластич. предложения в этом периоде будет значительно выше, чем в коротком периоде.
Ценовая эластич. предложения зависит от следующих факторов:
1. Степень загрузки производственных мощностей. Чем выше степень загрузки произв. мощностей, тем ниже возможности для увеличения пр-ва и предложения и тем ниже эластич. предложения.
2. Возможность хранения продукции и затраты на ее хранение. Если имеются возможности хранения продукции до лучшей ситуации на рынке, то эластичнее будет предложение, и наоборот.
|
|
3. Технологическая специфика производства. В тех сферах деятельности, где произв. цикл характеризуется значительной продолжительностью, довольно сложно манипулировать объемом производства. Поэтому в таких производствах предложение неэластично.
4. Степень монополизации произв-ва и возможности перелива (миграции) капитала из одного производства в другое. Если в силу монополизации произ-ва перелив капитала в данное произв-во затруднен, то это ведет к затуханию реакции производства на изменение цены.