Эластичность предложения: понятие, измерение, факторы. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения по цене

Эластичность - степень реакции одной переменной на из­менение другой переменной.

Эластичность по цене показывает, в ка­кой степени изменение цены влияет на величину предложения.

К оэфф.эластичности предложения – рассчитывается как отношение изменения предложения (в %) к изменению цены (в %).

В зависимости от степени реакции предложения на измене­ние цены предложение может быть:

1) эластичным, если объем предложения изменяется на больший процент, чем процент изменения цены;

2) неэластичным, если объем предложения изменяется на меньший процент, чем процент изменения цены;

3) совершенно (абсолютно) эластичным, если при дан­ной цене производители готовы предложить любое тре­буемое количество товара;

4) совершенно (абсолютно) неэластичным, если измене­ние цены не вызывает изменения предложения.

Предложение, поскольку оно связано с производствен­ным процессом, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому важнейшим фактором, влияющим на эла­стичность предложения, является фактор времени, т.е. пери­од времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. И чем продол­жительнее этот период, тем эластичнее будет предложение.

При оценке эласт. предложения обычно выделяют три временных периода: кратчайший (мгновенный), короткий и длительный. Под кратчайшим понимают период времени, недо­статочный для осуществления производителем каких-либо изме­нений в объеме выпускаемой продукции. Предложение совершенно неэластично.

В пределах короткого периода производственные мощ­ности остаются неизменными, но производители имеют доста­точно времени для увеличения объема производства и, соответ­ственно, предложения на тех же производственных мощностях за счет повышения интенсивности их использования (найма допол­нительных работников, закупки большего объема сырья и увели­чение сменности работы оборудования). Предложение в более эластично.

Длительный период достаточно продолжителен для того, чтобы производители расширили свои произв.мощно­сти и увеличили объемы пр-ва и предложения, а также для притока новых фирм в отрасль в случае увеличения спроса на продукцию. Эластич. предложения в этом периоде будет зна­чительно выше, чем в коротком периоде.

Ценовая эластич. предложе­ния зависит от следующих факторов:

1. Степень загрузки производственных мощностей. Чем выше степень загрузки произв. мощнос­тей, тем ниже возможности для увеличения пр-ва и предложения и тем ниже эластич. предложения.

2. Возможность хранения продукции и затраты на ее хранение. Если имеются возможности хранения про­дукции до лучшей ситуации на рынке, то эластичнее бу­дет предложение, и наоборот.

3. Технологическая специфика производства. В тех сферах деятельности, где произв. цикл харак­теризуется значительной продолжительностью, доволь­но сложно манипулировать объемом производства. По­этому в таких производствах предложение неэластично.

4. Степень монополизации произв-ва и возмож­ности перелива (миграции) капитала из одного про­изводства в другое. Если в силу монополизации произ­-ва перелив капитала в данное произв-во затруд­нен, то это ведет к затуханию реакции производства на изменение цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: