Деятельностная теория личности. - С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. Главным источником развития личности, является деятельность. Личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль.
Диспозициональная теория. Главным источником развития личности являются факторы генно-средового взаимодействия. Личность – это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социальнообусловленных свойств проприума.
18. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости.
вменяемость - способность понимать фактическую сторону и социальную значимость своих поступков и при этом сознательно руководить своими действиями.
Невменяемый не может нести уголовную ответственность за свои объективно опасные для общества поступки прежде всего потому, что в них не участвовали его сознание и (или) воля.
Способность лица сознательно руководить своими действиями в уголовном праве определяется уголовно-правовой категорией вменяемости, характеризующей субъекта преступления. Вменяемость, это одно из неотъемлемых свойств, без которого при совершении общественно опасного деяния лицо не может быть признанно субъектом преступления.
|
|
законодателем вменяемость характеризуетсяся двумя критериями: юридическим (психологическим) и медицинским (биологическим).
Юридический критерий характеризует ее с социально-психологической стороны и выражен в законе словами "могло отдавать себе отчет в своих действиях (бездействии) и руководить ими". юридический критерий в данной формуле состоит из двух признаков — интеллектуального и волевого.
Интеллектуальный признак выражается в формуле словами "могло осознавать свои действия (бездействие)" и подразумевает способность лица понимать общественную опасность и фактические обстоятельства совершаемого деяния. Волевой признак определяется формулой "могло руководить ими" и подразумевает собой возможность субъекта сознательно руководить своими действиями или бездействием.
Медицинский критерий вменяемости определяет состояние психики субъекта во время совершения преступления.
19. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемости.
Статья 22 УК устанавливает, что вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности (ч. 1). Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ч. 2).
|
|
Анализ этой нормы позволяет сделать следующие выводы:
а) лица с психическим расстройством, не исключающим вменяемости (психопаты, олигофрены, хронические алкоголики), подлежат уголовной ответственности;
б) это обстоятельство учитывается судом при назначении наказания как смягчающее обстоятельство;
в) суду предоставляется право назначить принудительные меры медицинского характера.
К ограниченной вменяемости чаще приводит расстройство личности, реже умственная отсталость. В настоящее время медицинский критерий нужно учитывать, но он ничего не определяет.
Юридический подход – способность нести ответственность, определять права и обязанности. В случае ограниченной вменяемости – оценка степени регуляции поведения. Способен осознавать характер своих действий, но не способен не совершать их.
Психологический подход – способность осознавать и руководить своим поведением.
20. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к проблеме дееспособности.
Дееспособность - активное свойство, предполагающие наличие естественной способности к совершению актов, руководимых сознанием.
Для того чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение. Дееспособность основывается на признаваемом полноценным волеизъявлении человека и зависит от его психофизических и умственных способностей. Наличие дееспособности позволяет субъекту непосредственно участвовать в гражданском обороте, самостоятельно выражать свою волю и нести ответственность за совершаемые действия.
Говоря о понятии дееспособности, следует отметить, что в юридической литературе в основном дискуссии идут в трех направлениях: 1) о правовой природе дееспособности; 2) об условиях (основаниях) дееспособности; 3) о содержании дееспособности.
Дееспособность с точки зрения ее правовой природы - свойство (качество), которое связано с умственными способностями и психическим состоянием человека. Дееспособность выражается в личном осуществлении правоспособности.
Исходя из понятия дееспособности можно выделить следующие способности, составляющие содержание данной категории гражданского права:
- способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности; - способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности;
- способность нести самостоятельную имущественную ответственность за свои действия.
Таким образом, законодательно закрепляется три способности, составляющие содержание дееспособности: 1) правоприобретательналная; 2)правоосуществительная; 3)деликтоспособность.
21. Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника.
Личность преступника - представляет собой совокупность ее социально-значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения. Личность как член общества, социальных групп или иных общностей, как носитель социально типичных черт.
В целом личность преступника можно охарактеризовать как некую модель, социальный и психологический портрет, обладающий специфическими чертами. Преступникам присущи антиобщественные взгляды, отрицательное отношение к нравственным ценностям и выбор общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявление необходимой активности в предотвращении отрицательного результата.
|
|
Криминологическое изучение личности преступника осуществляется главным образом для выявления и оценки тех ее свойств и черт, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики. В этом проявляется теснейшее единство трех узловых криминологических проблем: личности преступника, причин и механизма преступного поведения; профилактики преступлений.
Изучение личности преступника должно строиться на правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания, а не до момента констатации исправления. После отбытия наказания человек уже не преступник, а потому не может рассматриваться как личность преступника. Человек освобождается от наказания не потому, что исправился, а потому, что истек указанный законом срок наказания. Тем не менее нужно изучать не только тех, кто уже совершил преступление, но и тех, чей образ жизни, общение, взгляды и ориентации еще только свидетельствуют о такой возможности, которая реальностью может и не стать.
Наличие психических аномалий помогает понять совершение лишь отдельных видов преступлений - в основном, некоторых насильственных преступлений и хулиганских действий, либо связанных со значительной деградацией личности преступника, с ее постоянным антиобщественным образом жизни. Основная же масса преступлений совершаются, как правило, психически вполне здоровыми людьми.
Вместе с тем отдельные преступления могут совершаться лицами с отклонениями в психики, однако эти отклонения не всегда имеют отношения к преступлению.
22. Основные современные психологические теории, объясняющие криминальное поведение (теория социального научения А. Бандуры, дифференциальная теория «ассоциация – подкрепление» Р. Экерса, фрустрационная теория Л. Берковица). Психологические факторы, стимулирующие и тормозящие криминальное поведение.
|
|
Теория социального научения А.Бандуры. Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания.
Большая часть человеческого научения осуществляется без традиционного подкрепления. Люди могут научаться в отсутствие как вознаграждения, так и наказания. Это не означает, однако, что подкрепление не имеет никакого значения. В действительности, как только поведение оказывается освоенным, подкрепление начинает играть важную роль в определении того, будет ли данное поведение возникать.
Экерс полагает, что большая часть научения, релевантного девиантному поведению, является результатом социальных взаимодействий и обменов, при которых слова, реакции, присутствие и поведение других людей обеспечивают доступное подкрепления и создают обстановку и условия для их подкрепления.
Согласно Экерсу формированию девиантного поведения способствуют 2 класса дискриминативных стимулов.1- позитивные дискриминативные стимулы – сигналы (вербальные и невербальные), которые несут сообщение о том, что определенные виды вповедения поощряются субгруппой. 2 тип социальных ключевых сигналов, нейтрализующие или оправдывающие стимулы, нейтрализуют исходящие от общества в целом предупреждения о том, что определенные виды поведения являются неадекваными или противозаконными.
Берковиц – фрустрационная теория.
Фрустрация – один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению, скорее создают готовность к агрессивным действиям.
Подобное поведение возникает только тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии - средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом. Стимулы приобретают свойство провоцировать агрессию), есть потенциально могут вызвать агрессию) посредством процесса, сходного склассической выработкой условных рефлексов.
К ослаблению агрессивного побуждения приводят, успешные атаки, сопровождающиеся причинением ущерба объекту агрессии.
Невозможность добиться желаемого результата сама по себе не является предпосылкой агрессии. Уровень и непредвиденность фрустрации порождают негативные эмоции, их наличие необходимо для возникновения агрессивных намерений.