Материализм Демокрита

Все состоит из атомов, даже душа человека. После смерти душа расподается на атомы, она смертна. Душа состоит из красивых атомов.

Материальный мир – состоит из шероховатых, грубых атомов.

3 части души:

1 низшая(вожделеющая)(печень)

2 мужественная(в груди)

3 разумная (в голове)

Ощущения возникают при контакте атомов материального мира и атомов души.

Эйдолы- копии представления, которые отделены от предметов и летают в пространстве.

2 уровня познания:

1 ур. Ощущений

2 ур понятий

Последователями Демокрита стали: Эпикур (IV-III в. до н.э.); Лукреций (Рим, I в. до н.э). Систему атомистичсекого материализма развивали стоики (основатели стоицизма – Хризипп и Зенон, III в. до н.э).

Однако, Эпикур считал, что и чувственные качества существуют объективно. Он приписывал атомам вес, ибо «тела двигаются в силу тяжести». Эпикур внес идею самопроизвольного отклонения атомов, благодаря чему их движение происходит по кривым. Опираясь на это положение, он объясняет происхождение мира как результат столкновения атомов.

Новые моменты в данную теорию внесли стоики. Они и разработали учение о стадиях эволюции мира. Образование мира стоики рассматривали как превращение первоначального огня в парообразную массу, из которой затем образуется неживая природа, затем растения, животные и, наконец, человек. Через некоторое время начинается обратный процесс, когда все превращается в огненный пар. Мировой цикл завершается. Потом за этим следует новое образование мира.

На основе физических представлений разрабатывалось психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы в области человеческого поведения.

Гераклит(конец VI – начало V в. до н. э., род. ок. 544 г. до н. э. – умер ок. 483 г. до н. э.) представлял душу («психею») в образе «искорки» космоса, который определялся им как «вечно живой огонь». Гераклит считал, что и мир и человек находятся в процессе вечного изменения ("Наши тела и души текут как ручьи"; "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку"). Движущая сила развития - борьба противоположных начал: "Война – отец всего".

Гераклит является одним из первых исследователей психической деятельности, именно он ввёл термин «психея», благодаря чему родилось впоследствии понятие «психология». «Психею» он представлял в образе вечно живого огня. Единым и для души и для космоса Гераклит признавал закон, согласно которому нет беспричинных явлений, все они являются результатом соударения атомов. Случайными же люди называют те события, причин которых не понимают.

Космос он представлял в образе вечно живого огня, который является субстратом всех вещей и явлений мира.

Гераклит считает, что в человеке есть два начала: душа и тело. Душа – это космическая искра, которая является частью макромира и состояние души зависит от связи с ним. Этот тезис Гераклит доказывал, приводя в пример сновидения: люди забывают свои сны, потому что во время сна их связь с окружающей средой ослабевает. Следовательно, связь с окружающим миром обязательна для человека.

Уровень развитости души определяется степенью её огненности. Сухая, огненная душа – самая лучшая и самая мудрая. Когда человек рождается, душа его является сырой, влажной. По мере роста она высыхает и становится огненной, способной к ясному мышлению. К старости душа вновь отсыревает и человек теряет способность рассуждать. Анализируя, таким образом, свойства души, Гераклит высказывает первую догадку о диалектике психических и физиологических состояний в организме.

Эмпедокл из Агригента (ок. 490 - ок. 430 до н. э.), древнегреческий философ, поэт, врач, политический деятель. В гилозоистической натурфилософии Эмпедокла "корни" всего сущего - четыре вечных неизменных первовещества (земля, вода, воздух, огонь), а движущие силы - любовь (сила притяжения) и вражда (сила отталкивания), под действием которых космос то соединяется в единый бескачественный шар, то распадается. По Эмпедоклу, подобное познается подобным.

Пифагор (6 в. до н.э.) отрицал равенство душ, равенства нет в природе вообще. У всех людей разные способности. Считал необходимым поиск способных людей и их специальное обучение. Идеи Пифагора наложили отпечаток на теорию Платона об идеальном обществе. Пифагор пришел к выводу, что душа не умирает вместе с телом, она развивается по своим законам, ее цель - очищение (отпечаток идеи буддизмао карме и перевоплощениях души).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: