Чтобы точно нацелить производителя продукта, проводят так называемый целевой маркетинг. Для создателей упаковки очень важно знать, к кому он направляет свое визуальное послание.
74___________ ___________ Глава 3
Что такое продукт? — набор ценностей, то есть набор различных выгод, признаков или удовлетворяющих покупателя качеств, ценность которых зависит от конкретных потребностей, запросов и желаний покупателя.
Продукт есть набор утилитарных и символических ценностей, предназначенных для удовлетворения функциональных, социальных, психологических, экономических и прочих нужд и потребностей покупателя.
Поэтому для успеха маркетинга и рекламы необходимо найти неудовлетворенную потребность и/или запрос (или создать ее и уникальный способ ее удовлетворения. Чтобы решить эту задачу, необходима разработка комплексной концепции продукта (товара), которая найдет свое выражение в качестве, в названии, упаковке и т.д.
Чтобы яснее понять, что такое товар, повторим его определение:
Товар — все, что может удовлетворить запрос или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.
Но поскольку задачей маркетинга является подстегивание и формирование запросов и потребностей, а это не совсем то, что производится на предприятиях, то товар в смысле маркетинга — это не реальный продукт, который просто отвечает каким-то физическим и химическим характеристикам. Товар в упаковке — это некий «мифический» продукт, который должен найти своего покупателя, который, приобретая данный продукт данного производителя, одновременно покупает реализацию своей мечты. В большей степени это касается непродовольственных товаров.
Например, покупая косметику, женщина приобретает не столько набор конкретных возможностей защитить себя от неблагоприятных внешних воздействий, что само собой подразумевается, но покупает красоту и неотразимость для воздействия на представителей противоположного пола, подчеркивает свое место на социальной лестнице и удовлетворяет свои амбиции в смысле конкурентоспособности. Поэтому во всем мире косметики покупается больше и денег на нее затрачивается больше, чем на средства личной гигиены, например на мыло.
Товарная единица — обособленная ценность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами. Например, зубная паста — товар, а тюбик пасты «Уинтер-фрешджель» фирмы «Колгейт» стоимостью 1,29$ — товарная единица. Таким образом, упаковка имеет дело с товарной единицей, служит способом ее оформления для продажи.
Маркетинговые исследования при конструировании упаковки 75
Три уровня разработки товара
При разработке товара существует три уровня его овеществления.
1. Товар по замыслу — в магазине мы продаем надежду.
Именно на данной стадии формируется концепция товара, его отли
чительные характеристики.
2. Товар в реальном исполнении, который имеет пять характеристик:
а) уровень качества — уважающий себя производитель, заботящий
ся о престиже своей фирмы и своей торговой марки, прежде всего будет
заботиться о качестве. Кроме того, уровень качества продукта во мно
гом определяет все остальные характеристики товара;
б) набор свойств — будет зависеть от заявленных качественных ха
рактеристик, от изучения состояния рынка данного продукта, то есть
от выяснения вопроса о том, какая ниша осталась незаполненной (по
зиционирование товара на рынке), какие запросы остались неудовлет
воренными, для этого нужно точно просчитать, какой сегмент рынка
попадет в сферу рекламирования данного товара, то есть на кого товар
рассчитан: на какой уровень доходов, на какой возраст (подробнее об
этом в следующих разделах пособия);
в) специфичное оформление;
г) марочное название;
д) специфичная упаковка.
Последние три позиции характеристики товара во многом зависят от ответов на два первых требования, кроме того, для каждого товара, продукта на рынке, в зависимости от того, к какой классификационной группе он принадлежит, существуют свои традиции в оформлении упаковки и, если этот товар не рассчитан на молодежные, эпатажные группы населения, то эти традиции обычно учитываются.
Мы приводим схему трех уровней товара, чтобы подчеркнуть, что упаковка становится частью товара-мифа. Дизайнер должен включаться в процесс создания упаковки на стадии формирования концепции, тогда это будет наиболее продуктивный подход.
3. Товар с подкреплением. Упаковка в данном случае может быть
использована как хранилище для других продуктов или других непро
довольственных вещей. Продолжая свою жизнь на полках кухни, упа
ковка будет выполнять одну из основных функций рекламы — напоми
нать о фирме-изготовителе и о качественном товаре этой фирмы, не
когда заключенном в упаковке.
Следующие виды классификации товаров должны помочь в выборе решения о создании той или иной упаковки товара исходя из его предназначения и необходимости влиять на решение покупателя — приобретать или нет данный товар.
Маркетинговые исследования при конструировании упаковки 77
его покупателя: на какой возраст рассчитана, на какой социальный, культурный уровень и т.д. Необходимым условием кроме простоты открывания должна быть способность к утилизации данной упаковки, ее экологические показатели.
3. Услуги — объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений (стрижка в парикмахерской, ремонт).