Государственная Дума Федерального Собрания РФ: статус, порядок формирования, состав, полномочия

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание как один из органов, осуществляющих государственную власть в РФ. Этот орган самостоятелен по отношению к другим ветвям власти. Федеральное Собрание основывается на принципиально новом понимании народного представительства по сравнению с тем, которое определяло полномочия представительных органов прежде.

Как представительный орган Федеральное Собрание, безусловно, вправе выступать от имени всего народа даже тогда, когда воля парламента опирается лишь на большинство, а не на всех депутатов.

Федеральное Собрание является законодательным органом РФ. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т.е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом.

Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента РФ и судебной власти, хотя тесно с ними взаимодействует.


Федеральное собрание состоит из 2-х палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В РФ двухпалатность парламента относительно новое явление, возникшее только в 1990 году. КРФ 1993 г. внесла принципиальные изменения в понимание структуры Федерального парламента. Двухпалатность Федерального Собрания учреждается как фундаментальная основа реального федерализма, призванного расширить права и самостоятельность народа и обеспечить глубокие реформы в политическом и экономическом строе страны. Этому служит различный порядок формирования палат Федерального Собрания, их различная компетенция и различный статус депутатов. Отсюда специальная, неповторимая роль каждой палаты, которые в совокупности обеспечивают выражение разнообразных интересов народа, и в то же время - единство РФ.

В компетенцию Совета федерации входит:

1. Утверждение изменения границ между СРФ - этот вопрос рассматривается по взаимному согласию субъектов РФ, между которыми предполагается изменить границы. Это решение принимается большинством голосов.

2. Утверждение Указов Президента РФ, о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения. Данные указы незамедлительно направляются в Совет Федерации, срок рассмотрения которых не превышает 72 часа. Необходимо большинство голосов.

3. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ. Совет Федерации собирается на заседании для рассмотрения данного вопроса не позднее, чем на 5 день с момента поступления в Совет Федерации обращения Президента РФ. Решение принимается совместно с Президентом, Председателем Правительства, министром обороны и т.д.

4. Назначение выборов Президента РФ. Они назначаются в недельный срок с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ.

5. Отрешение Президента от должности.

6. Назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего арбитражного суда РФ - кандидатуры на эти должности представляет Президент РФ. Совет Федерации рассматривает этот вопрос не позднее 14 дней с момента получения представления.

7. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ. Кандидатуру представляет Президент РФ.

8. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов. Кандидатуры предоставляет комитет Совета Федерации по бюджету, финансам, валютному и кредитному регулированию.

9. Назначение членов Центральной избирательной комиссии РФ - кандидатуры предоставляются законодательными и исполнительными органами государственной власти СРФ. Тайное голосование.

10. Обращение в Конституционный Суд РФ.

Государственная Дума РФ (ГД РФ) состоит из 450 депутатов. В ней представлены одновременно общенациональные и партийно-политические интересы. Этому способствует пропорциональная избирательная система (депутаты избираются по партийным спискам в общефедеральных избирательных округах).

Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок - 4 года, а Совет Федерации установленного срока не имеет.

Компетенция Государственной Думы РФ:

1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Рассматривает кандидатуру, представленную Президентом РФ в течение недели со дня внесения представления.

3. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. Назначается на 5-летний срок и не более 2-х сроков подряд.

6. Выдвижение обвинения против Президента РФ. Вносится по инициативе не менее 1/3 от общего числа депутатов.

7. Объявление амнистии. Его осуществляет Государственная Дума путем принятия постановлений об амнистии.

8. Право обращения в Конституционный Суд РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: