Методика оценки речевого развития

Основная форма речевого взаимодействия в ходе учебного процесса — осмысленное оперирование текстами. В связи с этим методика оценки речевого развития основана на изучении осо­бенностей учащихся при работе с текстами (понимание которых зависит от уровня речевого развития). Правила использования ме­тодики: а) перед началом обследования детей необходимо подго­товить все для его проведения - протокол, ручку, секундомер; б) тексты, предъявляемые испытуемым, нужно хорошо изучить, выбрать правильную интонацию и скорость чтения; в) при предъяв­лении текста каждому ребенку следует читать текст с одинаковой интонацией, скоростью и предельной внятностью; г) при затруд­нении в пересказе ему следует оказать помощь: прочитать еще раз, задать наводящий вопрос. Вид оказываемой помощи фиксируется в протоколе эксперимента.

Цель: выявить особенности речевого развития детей дошколь­ного и школьного возрастов.

Задачи: на основе анализа пересказа текста определить инди­видуальные особенности речи и соотнести их с уровнями речево­го развития.

Материал: короткие рассказы, сказки, стихи и т.д., соответ­ствующие возрасту и цели психологического исследования.

Ход работы. Учащимся предлагается внимательно прослушать текст и пересказать его содержание.

Анализ результатов. При изучении особенностей речевого раз­вития требуется обратить внимание на следующее: а) особеннос­ти восприятия и понимания текста (насколько внимателен ребе­нок при чтении текста, степень его заинтересованности, вовле­ченности в работу, просит ли он повторить текст); б) особеннос­ти пересказа текста: как быстро испытуемый начинает пересказ (сразу после повторного прочтения, сколько раз пришлось повто­рить текст), пересказывает самостоятельно или пришлось оказы­вать помощь, задает ли уточняющие вопросы, с чего начинается пересказ, насколько он подробен, имеются ли отвлечения от темы, наличие комментариев. Необходимо отметить скорость речевого высказывания, построение предложений (насколько они просты или сложны, какие наиболее часто встречаются), многословен пересказ или нет, имеются ли оговорки, повторы. При выявлении особенностей лексического материала следует отметить, осуще­ствляется ли пересказ «своими словами», насколько богат словар-


146 Глава IV. Психология младшего школьника

ный запас ребенка, или же пересказ ведется близко к тексту, по л и н и и его упрощения. Также надо выявить, воспринимает ли испытуемый метафору, как он ее понимает, владеет ли ею сам; в) особенности отношения к смысловому содержанию текста: сте­пень адекватности п о н и м а н и я смысла, принимает ли ребенок смысл текста или для него важен другой смысл, количество ус­матриваемых смыслов, эмоциональное отношение к смыслу тек­ста, нравственное и эстетическое суждения о нем.

Если испытуемый (ребенок, школьник) затрудняется выпол­нить пересказ, то можно задать ему дополнительные вопросы, например: «О чем этот рассказ?», «О ком говорится в нем?», «Что удалось запомнить из данного рассказа?» После называния основ­ного персонажа рассказа можно спросить о том, что и как этот персонаж сделал? Что у него из этого получилось?

Когда испытуемому удалось без подсказок быстро выполнить пересказ, можно спросить о смысле данного повествования, мо­жет ли в нем содержаться другой смысл, какой из них более пред­почтителен. Какие выводы можно сделать из того или иного пове­ствования. Нужно также спросить о форме повествования, разли­чает ли ребенок рассказ и сказку, стихи и прозу, использует ли метафору в пересказе, умеет ли находить и понимать ее в тексте, что он знает об авторе.

К наиболее высокому уровню речевого развития следует от­нести детей, успешно справившихся с пересказом текста: пере­сказ осуществлялся без повторного его прочтения; испытуемый обошелся без подсказок и наводящих вопросов; сумел передать смысл текста своими словами; речь громкая, отчетливая; предло­жения строятся логически правильно; присутствует эмоциональ­ное отношение к содержанию текста.

К средней группе можно отнести детей, сумевших переска­зать текст после повторного прослушивания и при помощи экспе­риментатора. Для этой группы характерно активное отношение к предлагаемой задаче. Выполнением задачи можно считать состояв­шийся пересказ от начала до конца при внятном произнесении логически правильно построенных фраз.

К третьей группе обычно относятся дети с пассивным отно­шением к задаче. После нескольких повторов текста самостоятель­ный пересказ осуществляется с трудом, с большой помощью эк­спериментатора. М о ж н о наблюдать у ребенка невнятное «бурчание под нос», отказ от пересказа («Я не могу», «У меня не получает­ся» и т.д.).


План-задание для самостоятельной работы 147

С детьми второй и третьей групп необходимо проведение до­полнительных занятий по развитию речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: