О народной мудрости

Если вы вздрагиваете, заслышав раскаты грома, и — даже не видя молнии — восклицаете: «Смотри, как грохочет!»; если вы отправляетесь к тетушке Ульрике для того, чтобы полюбоваться ее новехоньким CD-плейером; если сурово произносите в телефонную трубку: «Вижу, вы не хотите меня понять», тогда вы, мой дорогой читатель, так же как и я (ведь вы это уже заметили?), в который уж раз попадетесь в «аудиовизуальную ловушку». А это значит, что вы пытаетесь описать «визуальным языком» то, что доступно нам благодаря слуху.

Заимствование образов, традиционно принадлежащих одной системе анализаторов (например, зрительных), для описания процессов, связанныхс функциони- рованиемдругой системы (например, слуховых анализаторов), —явление распространенное. Оно находит отражение в ставших уже устоявшимися речевых оборотах. Возьмем, к примеру, выражение «звуковая палитра». Данное понятие профессиональные музыкальные критики используют тогда, когда хотят описать нечто, не поддающееся адекватному описанию (то есть с использованием понятий из мира звуков). Эстетический феномен корреляции звука и цвета используется в терапевтических целях, это демонстрируют работы кельнского психолога и музыкального терапевта Карла Херманна.

Еще один пример: в обиходном языке очень часто встречаются выражения типа «разыграл как по нотам» или «их голоса звучали в унисон». Говоря нечто подобное, мы и не задумываемся, что используем музыкальные термины. Мы опираемся на второе, переносное значение. Иногда мы говорим, что кто-то должен быть «тактичным», а кто-то, наоборот, совершенно «бестактен». Или вспомните распространенные дискуссии на тему «хорошего тона». Многие выражения, характерные для музыкального языка, могут использоваться для описания немузыкальных событий. Наш язык буквально пропитан музыкой.

Мы бываем настроены, а бываем и не настроены делать что-либо, а в таком случае нам приходится настраиваться на это. Мы часто говорим о настроении, радостном или печальном, а то и о мажорном или минорном. Таким образом, слова с корнем «строй» (означающим «систему, отличающуюся внутренней согласованностью», будь то склад человека или соотношение ступеней звуковой системы) имеются как в музыкальном словаре, таки в психологическом. Из этого можно сделать вывод, что мы нуждаемся в настройке не меньше, чем музыкальные инструменты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: