Система образования: виды аттестации

Принципиально новые инновационные возможности аттестации выпускников школ, педагогических кадров и самих учебных заведений создают массовое тестирование и единый государственный экзамен. Основанная на них государственная аттестация выпускников школы призвана обеспечивать единство требований к знаниям выпускников, получение объективной оценки, высокое качество оценивания, доверие выпускников, родителей и педагогической общественности к результатам аттестации, возможность использования результатов для анализа и мониторинга состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, а также для аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров.

Важно учитывать, что анализ индивидуальных оценок учебных достижений позволяет только косвенно делать выводы о качестве предоставляемых образовательных услуг и образовательного процесса. Трудности на пути оценки качества образовательного процесса по качеству учебных достижений испытуемых обусловлены сложностями создания стандартизированных педагогических измерителей; недостаточным развитием системы независимого тестового контроля и отсутствием технологий его использования для подготовки обучающихся к независимой аттестации; опасностью чрезмерного увлечения тестированием, что может деформировать учебный процесс и снизить его эффективность. Поэтому требуется научное обоснование сбалансированного сочетания традиционного и тестового контроля в системе обучения и контроля в пропорциях, обеспечивающих динамический характер оценок учебного труда всех субъектов образовательного процесса с сохранением достижений педагогической науки и практики.

Для проведения подобной аттестации с учетом многомерности и многоаспектности подходов одних результатов единого государственного экзамена или разового тестирования явно недостаточно. Для принятия важного решения, связанного с отбором выпускников для получения профессионального образования при поддержке государства, необходимо учитывать также успеваемость выпускника в период обучения в школе, его способности, уровень компетентности в различных образовательных областях и результаты проверки по расширенному спектру умений, выходящему за пределы минимальных требований к обязательному уровню подготовки выпускников. Словом, необходима информация о выпускнике, накапливаемая первоначально в школьной системе оценки качества обучения, а затем переданная в обобщенном виде на внешний уровень региональной системы оценки качества обучения.

Для осуществления аттестации необходимо также определить спектр показателей качества достижений, рассматриваемых как результаты обучения, с учетом затраченных педагогических усилий, вложений в образование и преемственности образовательных этапов в рамках системы регионального мониторинга качества образования. Система аттестации выпускников в форме и по материалам ЕГЭ предъявляет новые требования и к уровню квалификации учителей, которые должны уметь работать с тестами, чтобы подготовить выпускников к экзамену. Органы управления образованием, общеобразовательные учреждения и институты усовершенствования должны готовиться к прямой аттестации учителей по результатам выполнения тестов [30]. Объективизация аттестации учителей, стандартизация оценивания знаний выпускников общеобразовательных учреждений и их рейтинг в общероссийской шкале рангов создают феномен новой культуры управления качеством образования, закладывают основы независимой системы аттестации всех субъектов образовательного процесса и управления его качеством на основе широкого использования образовательной статистики и информационных методов доступа к ней.

На внешнем уровне функционирования региональной системы оценки качества обучения, где высока ответственность принимаемых административных и управленческих решений, требуется и высокое качество педагогических измерений. Это означает, что ЕГЭ, другие формы массового тестирования в целях аттестации учебных заведений, педагогических кадров и принятия важных управленческих решений требуют обращения к специфической объективности, что, в свою очередь, предполагает использование тестов по методологии IRT или квалиметрических подходов к измерениям, использованию сертифицированной тестовой продукции.

5. Основные принципы государственной политики в сфере образования:

1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; 6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, спо собностям и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Государственные гарантии реализации права на образование в РФ: понятия общее, профессиональное, дополнительное, инклюзивное образование. Профиль образования, качество образования, отношения в сфере образования.

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Профиль (специализация) определяет основное направление дальнейшей профессиональной деятельности выпускника. Однако получение образования даже по какому-то одному профилю (специализации) вовсе не означает, что выпускник не может работать на производстве, соответствующем другому профилю или специализации в рамках этого же направления подготовки (специальности).

Распределение по профилям подготовки (специализациям) может производиться как сразу после зачисления, так и в процессе обучения (при обучении на бюджетных местах). В рамках некоторых направлений подготовки предусматривается наличие одного или нескольких профилей подготовки, а некоторые направления не имеют профилей (это называется беспрофильным бакалавриатом).

Качество образования -это способность образовательного продукта или услуги соответствовать предъявляемым нормам государственного стандарта и социального заказа.

Контроль качества образования -

контроль соответствия образовательного продукта или услуги нормам государственного стандарта и социального заказа.

Государственный стандарт ( федеральный и\или региональный компонент)-

определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образователь-ных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образова-тельными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоя-щим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовы-ми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Рос-сийской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: