Структурно транспорт можно представить как систему, состоящую из двух подсистем:
- транспорт общего пользования;
- транспорт необщего пользования.
При этом обе части системы могут быть представлены предприятиями федеральной (государственной), муниципальной или частной форм собственности.
Транспорт общего пользования – это транспорт, который в соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки ни были предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией, акционерным обществом, фирмой или частным лицом.
Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль материального производства. Он обслуживает сферу обращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой потребления.
В отличие от транспорта общего пользования, транспорт необщего пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства, т.е. для конкретного предприятия, организации или фирмы. Перевозки, которые он выполняет, являются внутрипроизводственными, или технологическими.
|
|
Ведомственный транспорт промышленных предприятий называется промышленным транспортом.
Автомобильные или железные дороги (как правило, небольшой длины), принадлежащие тому или иному предприятию, называются подъездными. В транспортной системе страны имеется густая сеть таких дорог.
Суммарная протяженность железнодорожных подъездных путей превышает протяженность железных дорог общего пользования.
Более половины судов речного флота (в основном небольшой грузоподъемности и мощности) принадлежат различным ведомствам (предприятиям нефтяной и газовой промышленности, лесного, коммунально-бытового хозяйства и т.п.).
В отличие от транспорта общего пользования, промышленный транспорт представлен также специальными транспортными средствами, такими как канатные и подвесные дороги, пневмотранспорт и др.
Кроме деления на транспорт общего и необщего пользования, в некоторых случаях его подразделяют на магистральный транспорт и немагистральный транспорт.
С одной стороны, магистральный – синоним транспорта общего пользования, а немагистральный – необщего (например, промышленный транспорт – это транспорт немагистральный).
С другой стороны, термин «магистральный транспорт» применяется для обозначения путей сообщения, связывающих крупные города и промышленные центры страны или крупного региона. В этом случае небольшие ответвления от основных магистралей, несмотря на то, что они входят в состав сети общего пользования, не считаются звеньями магистрального транспорта и обычно именуются линиями местного значения.
|
|
В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования группируется следующим образом:
- универсальный транспорт (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный транспорт;
- внутренний транспорт(осуществляющий перевозки внутри страны) и внешний транспорт (выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);
- круглогодичный транспорт (железнодорожный, автомобильный и т.д.) и сезонный транспорт (например, внутренний водный).
По функциям транспорт подразделяют на пассажирский и грузовой. Виды транспорта также дифференцируют в зависимости от использования естественных и искусственных путей сообщения. К последним относятся каналы, железные дороги, трубопроводы.
Ведущие характеристики роли транспорта в хозяйстве: пропускная способность (количество перевозимых грузов), мобильность, зависимость от инфраструктуры. Все виды транспорта по этим характеристикам выделяют в отдельные группы:
- по наиболее высокой пропускной способности: водный, железнодорожный, трубопроводный
- по мобильности: автомобильный, воздушный;
- по зависимости от инфраструктуры: трубопроводный, железнодорожный.
Из этого следует универсальность видов транспорта. Они могут перевозить практически все виды грузов (за исключением пассажиров на трубопроводном). В то же время разнообразие видов перевозимых грузов обусловливает узкую специализацию транспортных средств.