• результативность образования дошкольников в области физиче
ской культуры;
• влияние инновационных педагогических технологий на эффек
тивность оздоровления детей.
Выбирает:
• программы и технологии физического совершенствования до
школьников на основе анализа физического состояния детей и
условий проведения занятий, а также учитывая современные
тенденции развития физической культуры дошкольников и воз
можность сочетания избранной программы с другими програм
мами, реализуемыми дошкольным учреждением;
• систему диагностики физической подготовленности детей в со
ответствии с состоянием их здоровья;
Методические основы физической культуры дошкольников
средства и методы педагогического воздействия, гарантирующие полноценное образование детей в области физической культуры. Планирует:
задачи работы для каждой группы воспитанников на основе результатов предварительной диагностики их физического состояния;
образовательный процесс по физической культуре дошкольников;
|
|
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня в соответствии с программой, реализуемой в дошкольном учреждении; физкультурно-рекреационную деятельность детей; индивидуальную работу с детьми; мероприятия с педагогами ДОУ и родителями; участие в создании предметно-развивающего пространства ДОУ по физической культуре. Разрабатывает.
документы планирования учебной работы на каждую возрастную группу (годовой план-график, тематическую рабочую программу, тематический квартальный план, конспекты занятий); документы и методическое сопровождение физкультурно-массовой работы (календарный план физкультурно-массовых мероприятий, сценарии физкультурных праздников, планы физкультурных досугов, положения о соревновании); документы по работе с родителями (общий план работы с родителями, план выступлений на родительских собраниях, план индивидуальных консультаций);
документы по взаимодействию с работниками дошкольного учреждения (общий план совместной работы, план консультаций для воспитателей, план выступлений на педагогических советах, план медико-педагогических совещаний);
рекомендации для родителей по физическому воспитанию детей в семье;
методические рекомендации для воспитателей по организации двигательной деятельности детей в группе. Определяет:
совместно с врачом на основе диагностики группу детей, требующих индивидуального подхода в подборе упражнений и дозировании физической нагрузки;
совместно с врачом режим двигательной активности для детей, перенесших заболевания.
|
|
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
Организует и проводит:
• диагностику физической подготовленности детей;
• физкультурные занятия в соответствии с избранной программой;
• физкультурно-массовые мероприятия (физкультурные досуги,
физкультурные праздники и т.п.), учитывая условия дошколь
ного учреждения, желание детей и родителей;
• индивидуальные занятия физическими упражнениями с детьми.
Обеспечивает:
• организационно-методические условия для овладения детьми
жизненно важными двигательными навыками;
• гармоничное развитие физических качеств детей;
• формирование элементарных, доступных детям дошкольного
возраста знаний об организме человека, о влиянии физических
упражнений на здоровье, о здоровом образе жизни;
• формирование у детей правильных представлений о гигиене и
эстетике занятий физическими упражнениями (правильной
осанкой, образцовым показом физических упражнений, прове
дением занятия в спортивной одежде и обуви, использованием
музыки и т. д.);
• условия для воспитания нравственных (морально-волевых) качеств
у своих воспитанников средствами физического воспитания;
• контроль физической нагрузки детей по внешним признакам
утомления;
• безопасность детей в процессе занятий физическими упражне
ниями;
• оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях;
• закаливание детей в процессе занятий физическими упражне
ниями;
9 формирование у детей интереса к занятиям физическими упражнениями на основе изучения их двигательных предпочтений, основ здорового образа жизни;
• условия для формирования нормального поло-ролевого поведе
ния детей, используя средства физического воспитания;
8 формирование представлений детей о самоконтроле самочувствия на занятиях физическими упражнениями:
• создание на занятии благоприятного психологического климата
на основе учета психических особенностей детей.
Руководит:
• работой воспитателей по организации занятий физическими уп
ражнениями с детьми в течение дня (в группе, на прогулке и т. п.).
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
Координирует:
• деятельность педагогических и медицинских работников дошколь
ного учреждения по формированию у детей физической культуры;
• взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по физиче
скому совершенствованию детей;
• создание условий для самостоятельной двигательной деятельно
сти детей в группах, на прогулках.
Контролирует:
• соответствие гигиеническим и педагогическим нормам площа
док и помещений для проведения занятий физическими упраж
нениями;
• безопасность оборудования, используемого в процессе занятий
физическими упражнениями;
• соответствие гигиеническим нормам распределения занятий фи
зическими упражнениями в течение дня, недели;
• периодическое проведение воспитателями физкультурно-оздо
ровительных мероприятий в режиме дня.
Корректирует:
• содержание занятий физическими упражнениями в соответствии
с особенностями состояния здоровья детей;
• двигательный режим в зависимости от количества детей в груп
пе, времени года и задач образовательного процесса;
• совместно с медицинскими работниками план оздоровительных
мероприятий (закаливание, точечный самомассаж, дыхательная
гимнастика и т. п.);
• проведение воспитателями физкультурно-оздоровительных ме
роприятий в режиме дня в соответствии с содержанием физкуль
турных занятий.
Консультирует:
• воспитателей по организации физкультурно-массовых меро
приятий в режиме дня;
• воспитателей по организации самостоятельной двигательной де
ятельности детей и оборудованию зоны двигательной активности
в группе;
|
|
• родителей по организации занятий физическими упражнениями
в семье.
Участвует:
• в обсуждении проблем физического совершенствования детей на
медико-педагогических совещаниях, педагогических советах, ро
дительских собраниях и других формах работы в учреждении.
Оценивает:
• качество физкультурно-оздоровительной работы, проводимой
воспитателями с детьми;
• физическую готовность детей к обучению в школе;
• эффективность использования педагогических технологий оздо
ровления детей в процессе физкультурных занятий.
Информирует:
• администрацию дошкольного учреждения о результатах физ
культурно-оздоровительной работы;
• родителей об уровне физической подготовленности и успешно
сти в двигательной деятельности их детей.
Оформляет:
• результаты диагностики физической подготовленности детей;
9 результаты физкультурно-массовой работы дошкольного учреждения;
• методические материалы, способствующие образованию до
школьников в области физической культуры;
• методические рекомендации для родителей и педагогов о физи
ческом совершенствовании детей дошкольного возраста.
Пропагандирует:
• физическую культуру стилем своего поведения, формой одежды,
культурой движений и т. п.
Проходит:
• периодические бесплатные медицинские обследования;
• повышение квалификации (1 раз в 5 лет);
• аттестацию в установленном порядке.
Выполняет:
• требования действующих нормативных документов по дошколь
ному образованию, соблюдает устав и правила внутреннего тру
дового распорядка дошкольного учреждения, иные локальные
правовые акты дошкольного учреждения.
Медицинские работники проводят лечебно-профилактические мероприятия:
• комплексную оценку состояния здоровья детей: сбор социаль
ного анамнеза, обследование физического развития и состояния
здоровья, составление индивидуальных рекомендаций;
• закаливающие процедуры;
• создание оптимальных санитарно-гигиенических условий: обес
печение санитарно-гигиенических условий содержания помеще
ний, соблюдение воздушно-теплового режима, кварцевание
|
|
28с
помещений, предупреждение переохлаждения и перегревания детей, формирование культурно-гигиенических навыков;
• лечебные мероприятия;
• медицинский контроль состояния здоровья детей в процессе за
нятий физическими упражнениями: допуск детей к занятиям
физическими упражнениями после перенесенных заболеваний,
рекомендации к подбору физических упражнений для детей,
имеющих отклонения в состоянии здоровья, качественную и ко
личественную оценку эффективности физкультурного занятия.
Воспитатель работает в тесном контакте со специалистом по
физической культуре. Он планирует, организует и проводит физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке, бодрящую гимнастику), а также самостоятельную двигательную деятельность детей. Воспитатель следит за состоянием здоровья детей, заботится о соблюдении гигиенических норм в помещении и на участке, чистоте и сохранности физкультурного инвентаря и оборудования, оформляет в группе спортивный уголок, участвует в пропаганде здорового образа жизни среди родителей.
Помощник воспитателя следит за чистотой и проветриванием групповой комнаты, помогает подготовить детей к физкультурному занятию, к прогулке, принимает участие в уходе за физкультурными пособиями и инвентарем.
Музыкальный руководитель, руководитель изостудии и другие специалисты обеспечивают на занятиях охрану здоровья детей, взаимодействуют со специалистом по физической культуре в организации комплексных занятий, участвуют в подготовке и проведении физкультурных праздников.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи
Сегодня очевидно, что наиболее успешно ребенок развивается, воспитываясь в двух институтах — семье и дошкольном учреждении. В современных условиях состояния экономики страны дети мало видят своих родителей. Организация семейного досуга становится делом образовательного учреждения, чтобы заинтересовать взрослых членов семей проблемами формирования личности детей.
Здоровье дошкольников во многом определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребенка в семье. Отмечается, что низкий уровень физической подготовленности детей наблюда-
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
ются вследствие низкого образовательного уровня родителей в вопросах использования средств физического воспитания в условиях семьи. Известно, что отношение общества к физической культуре отражается и на отношении родителей к занятиям своих детей физическими упражнениями.
Отцы оценивают физическое развитие в качестве цели воспитания несколько выше, чем матери. В большинстве случаев родители придают большее значение физическому воспитанию мальчиков, чем девочек. Особенно это заметно после 5 лет. Для родителей мальчиков значимость физической подготовки в возрасте с 6 до 7 лет ставится на 1—2 места, в то время как для родителей девочек в этом возрасте она занимает 7—8 места.
Фактором, который, по мнению родителей, имеет самое действенное значение в физическом воспитании дошкольников, является личный пример взрослых.
К сожалению, родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми и испытывают трудности, обусловленные следующими причинами: незнанием возрастных особенностей и неумением учитывать индивидуальные особенности детей; неправильно выбранным авторитарным стилем общения с ребенком; недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности.
Специалисты в области образования дошкольников давно говорят о необходимости активного привлечения родителей к физическому воспитанию их детей. Опыт показывают, что организатором этой работы может стать дошкольное учреждение, и в первую очередь — специалист по физической культуре.
Следует отметить, что вопросы, связанные с необходимостью непосредственного сотрудничества педагогов с родителями, освещены еще в трудах П. Ф. Лесгафта. На первых оздоровительных детских площадках в Санкт-Петербурге работа с детьми строилась таким образом, что не только от педагогов, но и от родителей требовалось уважение к ребенку, глубокое изучение его физических и психологических особенностей. В результате было установлено, что совместные усилия семьи и педагогов приводят к улучшению здоровья и физического развития детей.
Дошкольные образовательные учреждения оказывают помощь родителям в приобретении знаний о физическом воспитании ребенка. Для этого организуются уголки для родителей, проводятся открытые занятия, беседы, консультации, рекомендуется специальная
>88
10-3709
:>89
Методические основы физической культуры дошкольников
литература по разнообразным формам организации двигательной деятельности ребенка. Правильному физическому воспитанию ребенка в семье способствуют знания родителей об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных играх.
Родителей регулярно информируют о самочувствии ребенка, развитии его движений. Работа дошкольного учреждения с родителями повышает заинтересованность семьи в результатах физического воспитания.
Родители в свою очередь должны создать условия, обеспечивающие полноценную физическую подготовку ребенка: приобрести физкультурный инвентарь для занятий с детьми (лыжи, коньки, велосипед, городки, серсо, теннис, бадминтон, мячи, скакалки и др.), оборудовать у себя дома спортивный уголок, а также оказывать помощь ребенку в освоении различных физических упражнений (езде на велосипеде, катанию на коньках, лыжах и т. п.).
Большую пользу приносят совместные туристские прогулки взрослых и ребенка, походы на лыжах, катание на коньках, игры в городки, теннис, бадминтон, кегли, футбол, хоккей, баскетбол и др. Участие в спортивных праздниках позволяет совершенствовать двигательные ривыки малыша, формирует его характер, волю, упорство, стремление к достижению цели, а также улучшает микроклимат семьи.
В последние годы некоторые дошкольные учреждения стали организовывать совместные занятия физическими упражнениями родителей с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Организация совместных физкультурных занятий родителей и детей дает возможность оказывать квалифицированную помощь родителям по формированию здоровья детей в семье. Следует отметить и еще один положительный результат таких занятий: родители, участвующие в них, как правило, становятся искренними союзниками и активными помощниками дошкольного учреждения.
1.2, Стандартизация образования дошкольников
в области физической культуры
Образовательный стандарт потребовался обществу как новый социально-педагогический феномен, когда возник спрос на упорядоченное многообразие форм, типов и видов образования.
В условиях изменения ранее сложившейся системы образования, когда взят куре на создание вариативной, открытой системы
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
образовательных услуг, проблема государственного образовательного стандарта становится чрезвычайно актуальной. Выработка стандартов образования на фоне экономического и социального кризиса — это проблема сохранения качества образования.
Понятие стандарта было заимствовано из области отношений между производителем и потребителем, где стандарты выполняют функцию эталона для оценки качества произведенной продукции. В области образования эталоном должно быть качество деятельности образовательного учреждения и педагога, которое может быть соотносимо с качеством образовательной услуги.
Государственный стандарт образования — минимальный исходный уровень образованности, без него нет образованного человека и полноправного гражданина. При его достижении нельзя останавливаться без риска вызвать деградацию личности. Исходный уровень образованности не является личным делом каждого — за его достижение государство отвечает перед обществом. Главная задача государственной системы образования — обеспечить, по крайней мере, сохранение и воспроизводство тех культурных форм жизни и деятельности, которые были созданы предшествующими поколениями.
Разработка образовательных стандартов для дошкольных образовательных учреждений не имеет аналогов в мировой практике. Дошкольное образование весьма специфично, и прямая проекция школьного образовательного стандарта здесь невозможна. Стандарт дошкольного образования должен учитывать опыт образовательно-воспитательной деятельности дошкольных учреждений со всеми его достижениями и недостатками.
Вся история практики и теории общественного дошкольного воспитания в нашей стране иллюстрирует напряженный труд по научно обоснованному отбору содержания работы с детьми дошкольного возраста, принципов, методов, условий его продуктивной реализации. Поэтому проблема стандарта в дошкольном образовании — это прежде всего вопрос об отношении современности к педагогическому наследию. В России объективно существует оригинальная научная система знаний о ребенке первых семи лет жизни и условиях его развития. Разные научные школы объединены преемственностью ведущих идей, общностью теоретических взглядов на процессы развития, воспитания, единством подходов к оценке педагогических теорий и педагогических систем, единством методологии и методов исследования.
Введение стандарта образования не предполагает подчинение образовательного процесса жесткому шаблону. Напротив, оно
?90
29:
Методические основы физической культуры дошкольников
открывает широкие возможности для грамотного и творческого использования различных образовательных моделей и технологий, основой которых является стандарт. Реализация стандарта — это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта развития для всех детей.
В качестве теоретического основания стандарта дошкольного образования положены идеи признания неповторимости и своеобразия развития дошкольников, понимания дошкольного возраста как периода начальной социализации ребенка, отношения к дошкольному возрасту как важному этапу становления готовности ребенка к школьному обучению.
Закон «Об образовании» предусматривает введение государственных образовательных стандартов, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации с 1992 года осуществлялась разработка федерального компонента государственного стандарта дошкольного образования в рамках Российского эксперимента по аттестации и аккредитации дошкольных учреждении. В ходе эксперимента был разработан и утвержден федеральный компонент государственного стандарта. В нем учитывается специфика дошкольного образования и содержатся требования стандарта к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения в детском саду:
— требования к программам дошкольного образования (в т. ч.
максимальной учебной нагрузке);
— требования к профессиональной компетенции педагогов, ос
нованные на личностно-ориентированной модели взаимодействия
взрослого с ребенком;
— требования к организации развивающей среды в дошкольном
учреждении (в т. ч. охрана физического и психического здоровья
детей, организация образовательного пространства в группах и др.).
Система образования дошкольников в области физической культуры не может решить существующие проблемы, не учитывая конкретных условий детских учреждений определенного региона, не предусматривая дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем, не реализуя потребности детей в движении.
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
Основными задачами дошкольного учреждения по физической культуре детей являются: охрана и укрепление их здоровья, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитие двигательных способностей, накопление элементарных знаний о физической культуре; создание условий для реализации потребности в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни; обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение этих задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физической культуры. Важнейшей позицией является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих руководство двигательной деятельностью детей.
Региональная модель стандарта базируется на интеграции федерального компонента образовательного стандарта и специфики региональных требований к дошкольному образованию в области физической культуры.
Идеи создания регионального проекта стандарта отражены в решении коллегии комитета по образованию Санкт-Петербурга «Петербургский стандарт дошкольного образования». Их конкретизация в области физической культуры предполагает: гарантию полноценного физического развития и физической подготовленности ребенка в любом виде дошкольного образовательного учреждения; защиту его от некомпетентности взрослых в вопросах формирования и укрепления здоровья; повышение качества дошкольного образования в области физической культуры; создание механизма развития вариативности физического совершенствования дошкольников при сохранении его базовости; обеспечение возможности родителям контролировать качество физической подготовки детей.
Региональный компонент стандарта образования дошкольников в области физической культуры рассматривает федеральный компонент стандарта как обязательный государственный минимум для организации образовательного процесса с детьми по данному разделу.
Структура регионального компонента стандарта (как и федерального) состоит из следующих разделов:
1. Характеристика ребенка на этапе завершения дошкольного
образования.
2. Требования к психолого-педагогическим условиям воспита
ния и обучения.
2.1. Требования к образовательной программе (обязательный минимум содержания образовательной программы).
■'93
Методические основы физической культуры дошкольников
2.2. Взаимодействие педагогов с детьми.
2.3. Среда развития ребенка (развивающая среда, безопасность,
охрана здоровья).
3. Требования к максимальной нагрузке на ребенка в организованных формах обучения.
1.3. Программы образования дошкольников в области физической культуры
Образование детей дошкольного возраста всегда регламентировалось программами.^ За годы Советской власти был создан ряд программ и программно-методических материалов, обеспечивающих педагогический процесс, направленный на формирование различных сторон личности детей. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х — начала 90-х гг. заложили основы реформирования всей системы образования, в том числе и дошкольного.
До начала процесса реформирования образования, на протяжении ряда лет все дошкольное учреждение России работали по единой комплексной «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1985), в которой был выделен раздел «Физическая культура».
В 1989 году Государственным Комитетом по народному образованию была принята «Концепция дошкольного воспитания». В ней обращено внимание на самоценность дошкольного детства для развития ребенка; необходимость обеспечения индивидуального подхода; недопустимость сведения работы в дошкольном учреждении к формированию знаний, умений и навыков, переноса учебно-дисциплинарной модели обучения на образование детей дошкольного возраста. Принятие новой концепции потребовало разработки программ воспитания и развития детей дошкольного возраста нового поколения.
| В настоящее время образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений подразделяются на комплексные и специализированные (парциальные): Одним из разделов комплексной программы, включающей все основные направления формирования личности ребенка, является раздел, посвященный физической культуре.
Каждая специализированная (парциальная) программа включает одно или несколько направлений формирования личности ребенка.
В соответствии с п. 2.4 Методического письма Министерства образования РФ от 24.04.95 №46/19—15 целостность педагогическо-
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
го процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.
Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, 1995, п. 19)Л
Региональные органы управления образованием могут устанавливать дополнительные региональные требования к программам, которые определяют проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения (Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.95 №46/19-15, п. 5.1, 5.3).
На основании п. 6 с. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение, в соответствии со своими уставными целями и задачами, может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы. Дополнительные программы позволяют более глубоко и дифференцированно строить образовательный процесс с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка, каждой семьи.
Комплексные программы
В настоящее время на территории Российской Федерации получили распространение прошедшие экспертизу и получившие гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации» комплексные программы: «Радуга» (1993, 1996, 1997), «Детство» (1995), «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (1997), «Преемственность» (1998), «Из детства в отрочество» (2002), а также переработанная и дополненная «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985), опубликованная в 2004 голу.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» государственные органы управления образованием обеспечивают на основе государственных образовательных стандартов разработку примерных образовательных программ. В сфере дошкольного образования по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках Федеральной программы развития образования в 2004 году
Методические основы физической культуры дошкольников
опубликована «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста».
Первой из вариативных программ, разработанной по заказу Министерства образования Российской Федерации, была программа «Радуга».
Программа «Радуга» разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования (руководитель Т. Н. Доронова). Она акцентирует внимание педагогов на взаимодействие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка. Программа ориентирована на детей от 2 до 7 лет: 1-я младшая группа (2—3 года); 2-я младшая группа (3—4 года); средняя группа (4— 7 лет); 5—6 лет; 7-й год жизни (с 1993 по 1997гг. отдельными изданиями вышли программы для детей разных периодов дошкольного периода).
В программе уделяется внимание особенностям организации оздоровительных мероприятий в режиме дня. Для этого для каждой возрастной группы запланированы разделы: «Как формировать привычку к здоровому образу жизни» (1-я младшая группа), «Формируем привычку к здоровому образу жизни» (2-я младшая и средняя группы), «Формируем привычки к здоровому образу жизни — важнейшая задача воспитания» (старшая группа). Цель данных разделов заключается в раскрытии основных анатомо-физиологических особенностей детей, условий здорового образа жизни (режим дня, организация сна, бодрствования, прогулки, питания) и правил формирования полезных привычек, навыков самообслуживания.
Раздел «Физическая культура» в соответствии с каждой возрастной группой имеет разное название и структуру. Так, в разделе «Закладываем основы физической культуры» для 1-й младшей группы перечисляются формы физкультурных занятий, условия для реализации детских движений, порядок освоения азов «двигательной азбуки».
Только в программе для детей 3—4 лет в подразделах «Учить двигаться» и «Развивать двигательные качества» представлен перечень упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании и метании, упражнения на развитие быстроты, ловкости, силы и выносливости.
Для детей 2—3 лет в программе «Радуга» в подразделе «Что полезно детям» наряду с такими высказываниями, как «беречь себя и окружающих при движении», «укреплять навыки владения своим телом», «координация движений рук и ног», есть упоминания об
за 1 |
Организация физкультурно-оздоровительной работы.-.
упражнениях. Например, по словам авторов, полезно детям: «прогибаться и наклоняться в разные стороны», «легонько подпрыгивать на 2-х и на 1-й ноге», «карабкаться вверх и ненадолго провисать», «отбивать мяч от пола», а также «играть вместе со взрослыми в игры, включающие самые разные движения, спортивные элементы».
В разделе «Физическая культура» для детей 5—6 лет нет перечня физических упражнений, а представлен перечень «двигательных навыков, которыми ребенок может и должен овладеть к 6—6,5 годам», в который включены: «стойка на голове, оторвав ступни от пола („поза эмбриона")», «кувырки вперед и назад», «передвижение тела на гимнастических брусьях при помощи хвата руками».
Для детей 6—7 лет ни в самой программе «Радуга» (1997), ни в методических рекомендациях нет раздела, посвященного физическому воспитанию. Осуществлять физическое воспитание детей подготовительной группы предлагается на основе имеющихся рекомендаций в предыдущих возрастных группах.
В программе не представлен перечень подвижных игр, не указаны показатели физической подготовленности.
Программа «Детство». Программа «Детство» разработана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Это программа многогранного развития и воспитания личности ребенка, ее гуманистической направленности в разных видах деятельности. Программа ориентирована на детей от 2-х до 7-ми лет. Для каждого возрастного периода: младший возраст (3-й и 4-й года жизни); средний — 5-й год; старший (6-й и 7-й года жизни) в программе выделен раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», один из подразделов которого посвящен освоению детьми основ гигиенической культуры, а другой называется «Программа физического воспитания» (младший возраст) и «Приобщаем детей к двигательной культуре» (средний и старший
возраст).
Авторы программы, не отрицая значение физкультурных занятий в детском саду, не считают их ведущей формой работы. Количество занятий и их продолжительность программой «Детство» строго не регламентируются. Педагог сам определяет их необходимость, содержание, способ организации и место в режиме дня, исходя из общедидактических требований к занятиям с дошкольниками и уровня развития детей. Реализуется программа «Детство» в основном путем интеграции в повседневную жизнь ребенка естественных для него видов деятельности, главным из которых является игра. Вместе
Методические основы физической культуры дошкольников
с тем в программе отмечается, что не следует заставлять ребенка заниматься: принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции. Заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте.
Авторы программы обращают внимание на то, что педагогический процесс требует от педагога способности строить его по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. Для этого предлагаются уровни (низкий, средний, высокий) усвоения детьми содержания программы (например, ребенок неуверенно выполняет сложные упражнения, не замечает ошибок других детей и собственных и т. п.). Для каждого возраста авторами предложены минимальные результаты (единые — как для девочек, так и мальчиков) в беге, прыжках, метании. В программу включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазании по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки, пытаются делать кувырок с поддержкой (при наличии условий, обеспечивающих безопасность выполнения упражнения, и достаточной квалификации воспитателя).
С целью оказания помощи воспитателям дошкольного учреждения в практическом освоении программы развития и воспитания детей было разработано методическое пособие — «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду». В соответствии с требованиями программы в пособии для каждой возрастной группы поквартально определены педагогические задачи, подлежащие освоению детьми, и содержание программы, обеспечивающее решение этих задач посредством подвижных игр (на лугу, в лесу, у водоема, на площадке), игр-забав, физкультурных праздников спортивных упражнений. Также для каждой возрастной группы предложены игровые упражнения пальчиковой гимнастики.
Программа «Истоки». Первоначальное название — «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (1997). С 2003 года программа стала называться «Истоки: Базис развития ребенка-дошкольника».
Программа разработана в Центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. В ее основу положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. В связи с этим подходом в Программе выделены следующие психологические возрасты: ран-
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
нее детство, состоящее из 2-х стадий — младенчества (от рождения до года) и ранний возраст (от! года до 3-х лет) — и дошкольное детство — младший дошкольный возраст (от 3-х до 5 лет) и старший (от 5 до 7-ми лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть индивидуальные перспективы развития каждого ребенка, но не предусматривает обязательного объединения детей в разновозрастные коллективы.
В Программе обозначены задачи развития ребенка в деятельности по 4-м основным линиям: социальное, познавательное, эстетическое и физическое развитие Программа включает два блока — базис и вариант его реализации. Базисная часть Программы для каждого возраста состоит из 4-х компонентов (характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка; задачи развития; показатели развития; базисные характеристики личности). Вариант реализации базисное™ представлен в разделе «Содержание и условия педагогической работы». Воспитатель по своему усмотрению, с учетом своего профессионального опыта и возможностей детей, ориентируясь на заданный базис развития, может творчески использовать как предложенные в Программе, так и другие педагогические технологии, что обеспечивает открытость Программы.
В программе представлены разделы «Физическое развитие», «Здоровье».
В разделе «Физическое развитие» заложены начала здорового образа жизни, основы физической культуры детей, определяются особенности воспитания у детей потребности в физическом совершенствовании и в движении на основе «мышечной радости». Здесь же предлагается примерный двигательный режим для детей каждого возраста. В данном разделе раскрывается содержание физических упражнений (упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры, ритмичные танцевальные движения), упражнения в организационных действиях, упражнения с техническими средствами, упражнения для освоения движений в водной среде). Для детей 3—5 лет и 5—7 лет физические упражнения представлены единым блоком.
В виде таблиц представлены средние показатели физического развития (рост и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких) и показатели физической подготовленности отдельно для девочек и для мальчиков 4, 5, 6 и 7-ми лет (основные и дополнительные).
Методические основы физической культуры дошкольников
В разделе «Здоровье» программы «Истоки» отражены современные представления о здоровье ребенка. В этом разделе дается характеристика режима дня, организация сна и питания, гигиенические условия и закаливающие процедуры, культурно-гигиенические навыки.
Также здесь выделен подраздел «Безопасность», в котором перечисляются правила организации жизни детей в дошкольном учреждении и семье, перечень правил поведения, с которыми следует познакомить детей.
В помощь практическим работникам выпущены методические пособия: «Двигательная активность ребенка в детском саду» (М. А. Ру-нова), где предложены рекомендации по организации рациональной двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, а также «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений» (Т. И.Осокина, Е.А.Тимофеева, М. А. Рунова), где представлено описание специализированных площадок для спортивных игр, даны примеры занятий с тренажерами. Программа «Преемственность» разработана коллективом авторов Института общего и профессионального образования Российской Федерации (ИОО МОПОРФ), практиками и методистами Псковского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО). Целью программы является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
По мнению авторов, занятия могут быть организованы на базе школы, дошкольного учреждения и в семье. На базе дошкольного учреждения программа предназначена для детей старшего возраста, не охваченных общим дошкольным образованием.
Программа состоит из нескольких курсов, один из которых — «Здоровье и физическая культура» (авторы В. Г. Болыленков, В. К. Бальсевич) — направлен на соматическое развитие ребенка и охрану его здоровья. Главными принципами курса «Здоровье и физическая культура» являются: адекватность физической подготовки (ее условий) индивидуальному состоянию ребенка, свободы выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка.
Формировать двигательный опыт детей предлагается путем освоения многообразных двигательных координации. В связи с этим выделяются подразделы: «Общеразвивающие упражнения» (положения рук, ног, туловища; комплексы упражнений утренней гимнас-
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
тики; дыхательные упражнения; упражнения для формирования правильной осанки; «Гимнастика» (лазанье и перелезание, равновесие, акробатика); «Легкая атлетика» (ходьба, бег, прыжки в высоту, подвижные игры, игры-соревнования, игры со скакалками); «Спортивные игры» (футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч, лыжная подготовка, санки); «Планируемые результаты».
Программа «Из детства в отрочество» разработана группой авторов (Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова и др.) для совместной деятельности родителей и воспитателей. Программа нацелена на укрепление здоровья и развитие детей от 4-х до 7-ми лет, а также на подготовку их к школе. В программе определены задачи, которые надо решать в условиях семьи и детского сада по двум взаимосвязанным направлениям «Здоровье» и «Развитие».
Первое направление — «Здоровье» — нацелено на обеспечение охраны и укрепление физического и психического здоровья детей их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками дошкольного учреждения вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования.
Целью второго направления — «Развитие» — являются развитие личности ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Каждое направление имеет вводную и основную части. Цель вводной части — привлечь внимание родителей и педагогов к проблемам, связанным с воспитанием, здоровьем и развитием детей, и обосновать необходимость определенного содержания образования. В основной части представлены задачи, которые необходимо решать в семье и дошкольном учреждении для того, чтобы обеспечить формирование здоровья, воспитание и полноценное развитие ребенка на этапе дошкольного детства.
Для реализации программы создан комплект методических материалов для педагогов и родителей, обеспечивающих целостность педагогического процесса, позволяющий осуществить согласованный подход по всем направлениям взаимодействия взрослого с ребенком.
В разделе «Физическая культура» отмечено, что работа по физической культуре с детьми осуществляется по программе, которая направлена на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, быстрота реакции,
30 >
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
координация) в условиях дошкольного учреждения и семьи. Авторы программы обращают внимание на то, что она содержит набор игр и физических упражнений для детей 4—7 лет, который может быть реализован в разных формах и видах двигательной деятельности в дошкольном учреждении и дома. В подразделе «Приобщение к двигательной культуре» для детей 4—5, 5—6 и 6—7 лет даны перечни упражнений в основных движениях: подвижные игры; общеразви-вающие упражнения; строевые; ритмические (танцевальные) движения; спортивные упражнения. Авторы включили новые упражнения — прыжки на батутах для детей 5—-7 лет.
В методическом пособии «Физическая культура в дошкольном детстве» (авторы Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова), адресованном инструкторам физической культуры и воспитателям, работающим с детьми 4—5 лет, 5—6 лет и 7-го года жизни, рассматривается многоплановая работа по физической культуре: показаны условия, способствующие благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем детей; даны содержание и методика работы по развитию физических качеств, приобщению детей к систематическим занятиям физическими упражнениями; приведены примерные конспекты занятий по физической культуре.
В данном пособии выделен раздел «Методика обследования уровня развития основных движений». В нем представлены как качественные (по всем элементам техники движения), так и количественные показатели ходьбы, бега, разных видов прыжков и метания, заимствованные из литературных источников разных лет, при этом авторы не дают рекомендаций, какие тесты лучше использовать.
В методическом пособии «Растем здоровыми» для воспитателей, родителей, инструкторов по физической культуре (В. А.Доскин' Л. Г. Голубева) приводится комплексная характеристика здоровья ребенка от 4-х до 7-ми лет (физическое, нервно-психическое развитие, инфекционная устойчивость, функциональное состояние), раскрываются методы, позволяющие родителям и педагогам быстро и достаточно объективно провести оценку отдельных критериев здоровья. Даются рекомендации по организации в семье и дошкольном учреждении режима, питания, массажа, закаливания, обеспечения двигательной активности.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» — обновленный вариант «Программы воспитания и обучения в детском саду» 1985 года. Новое издание представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основ-
ные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7-ми лет.
Программа построена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, составлена по возрастным группам и охватывает четыре возрастные ступени физического и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до 2-х лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст — от 2-х до 4-х лет (первая и вторая младшая группы), средний возраст — до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7-ми лет (старшая и подготовительная к школе).
Программа строится на принципе культуросообразности, реализации которого обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).
Ведущие цели обновленной программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой'культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
В силу возрастной специфики программы для первой и второй групп раннего возраста структурно иные, чем программы дошкольных групп.
В программе выделен раздел «Физическое воспитание», в котором определены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Предусматриваются охрана жизни и укрепления здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и повседневной жизни детей.
В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе, систематически во все времена года проводятся утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у ребенка правильной осанки.
В физическом воспитании большое место отводится физическим упражнениям, проводимым в игровой форме, и подвижным играм. В программу старшей и подготовительной к школе групп включено обучение детей отдельным спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона настольного тенниса; игр в городки, кегли и др.). Для этих групп в программе также предусмотрено проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных особенностей и подготовленности детей.
В зависимости от климатических условий материально-технической оснащенности детского сада, устоявшихся национальных традиций региона, профессиональной подготовленности педагогических кадров, видовой направленности деятельности дошкольного образовательного учреждения педагоги могут вносить определенные изменения в видовое разнообразие физических упражнений или вводить их варианты, наиболее соответствующие укладу конкретного учреждения, а также спортивным традициям региона в целом.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» не представлены показатели физической подготовленности детей. Также как в программе 1985 года, в обновленном варианте в контексте перечня упражнений даны примерные показатели. Например, для детей 5—6 лет — прыжки в длину с места не менее 80 см или для детей 6—7 лет — бег на 30 м примерно за 7,5—6,5 секунды к концу года. Для каждого возраста в данной программе выделен подраздел «Что дети могут к концу года». Например, для детей 5—6 лет по теме «Метание»: метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5—9 м в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3—4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеть «школой мяча».
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
«Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» была разработана в Центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца коллективом научных сотрудников (руководитель — Л. А. Парамонова) в целях определения базисного содержания образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, сбалансированности всех его основных компонентов в рамках реализации федеральной программы развития образования. Многие из ее авторов являются также авторами «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (1984) и программы «Истоки». Поэтому, с одной стороны, она вобрала в себя все лучшее из «Типовой программы», а с другой — близка к идейной основе программы «Истоки». В связи с этим все методические пособия «Истоков» можно использовать применительно к «Примерной программе».
В пояснительной записке к программе отмечено, что в современных условиях жизни, которые отличает разнообразие видов дошкольных учреждений, плюрализма программ и образовательных технологий, «Примерная программа» предоставляет равные стартовые возможности при переходе из дошкольного учреждения в школу с учетом региональной специфики (географических условий, национальных и культурных традиций). Таким образом будут обеспечиваться права каждого ребенка на качественное и общедоступное дошкольное образование. Основные целевые психологические и педагогические установки могут выступать в качестве ориентировочных для разработки вариативных программ, что будет способствовать грамотно выстроенному единому вариативному образовательному пространству.
Примерная программа как базисная направлена на разностороннее и полное развитие детей от рождения до 7-ми лет, на сохранение их физического и психического здоровья.
Программа состоит из трех основных взаимосвязанных блоков.
1-й блок — характеристика детей каждого из 4-х психологических возрастов: младенческий, ранний возраст, младший и старший дошкольный возраст.
2-й блок посвящен содержанию обучения, воспитания и развития детей всех семи групп детского сада (от 1-й группы раннего возраста до подготовительной), которое структурировано по 4-м основным направлениям: здоровье и физическое развитие, социальное, познавательное, эстетическое развитие. Все содержание представлено в форме задач, стоящих перед педагогом, которое предполагает три вектора
30:
Методические основы физической культуры дошкольников
решения: 1) непосредственные воспитывающие и обучающие воздействия педагога на детей; 2) организация педагогических ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие детей между собой; 3) организация педагогической предметной среды, инициирующее детское экспериментирование и постановку проблем.
3-й блок Программы составляют интегральные показатели развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического возраста, потому что на границах этих возрастов и происходят изменения в развитии. Эти показатели, позволяющие воспитателю видеть индивидуальные перспективы каждого ребенка и выстраивать стратегии педагогического воздействия, в совокупности характеризуют нормальное развитие детей на протяжении дошкольного детства.
Содержание физических упражнений представлено в подразделе «Двигательная деятельность» для каждой возрастной категории (детей 4, 5, 6 и 7-го года жизни). В «Примерной программе» нет рекомендаций, как определять физическую подготовленность дошкольников.
В разделе «Двигательная деятельность» в подразделе «Подвижные игры» нет перечня игр, а даны рекомендации, что должен делать воспитатель (содействовать укреплению здоровья детей или приобщать детей к спортивным играм и играм-эстафетам). Перечень подвижных игр представлен в приложении к «Примерной общеобразовательной программе». /Для всех возрастных категорий — игры с основными движениями, на ориентировку в пространстве и народные игры, забавы. С 5-го года жизни вводятся игры со спортивным инвентарем (санками, лыжами, на велосипеде, в водной среде). Для детей этого возраста предлагаются игры с физкультурными пособиями (серсо, кольцеброс). Для детей 6-го года к играм со спортивным инвентарем добавлены игры на коньках, самокатах, а также элементы спортивных игр (по выбору) — городки, бадминтон, футбол, хоккей (без коньков), баскетбол. Для детей 7-го года эти игры предлагается проводить по упрощенным правилам. Также для старшего возраста даны игры-эстафеты и игры-забавы в водной среде (бассейне).
Парциальные оздоровительные программы
В группу оздоровительных условно выделены программы, которые главным образом посвящены теоретическим и практическим аспектам оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Глава I. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
Программа «Здоровье». Программа «Здоровье» (1993) (руководитель — В. Г. Алямовская) — комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Она включает в себя четыре основных направления: обеспечение психологического благополучия; охрана и укрепление здоровья детей; духовное здоровье: нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
Направление «Группы здоровья» для дошкольников — это комплексная система физического воспитания детей. Ее основными задачами являются: укрепление здоровья детей; воспитание потребности в здоровом образе жизни; развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни; выявление интересов, склонностей и способностей детей к двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы; приобщение детей к традициям большого спорта.
Программа состоит из нескольких основных разделов: 1. Организация двигательной деятельности; 2. Лечебно-профилактическая работа, закаливание; 3. Планирование и организация физкультурных мероприятий; 4. Диагностика физического развития; 5. Воспитание потребности в здоровом образе жизни; 6. Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.
В соответствии с Программой физкультурные занятия проводятся воспитателями, музыкальными работниками, физоргами и тренерами-специалистами. Ряд занятий серии «Забочусь о своем здоровье» проводят медицинские сестры, массажист.
Алгоритм программы «Здоровье»: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности. Авторы считают, что, пока у детей не появились потребность в движении, чувство «мышечного томления», не проявился явный интерес к спорту, не следует начинать специальных тренинговых занятий, хотя тренеры-специалисты и физорги должны работать с детьми с двухлетнего возраста, занимаясь с ними общефизической подготовкой.
Программа «Здоровый дошкольник». Программа «Здоровый дошкольник» (автор Ю. Ф. Змановский) наделена на достижение «динамичного и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям здоровья детей, что
VYJ
Методические основы физической культуры дошкольников
обеспечивается формированием комплекса функциональных систем, создающих оптимальный приспособительный эффект».
Программа носит комплексный характер, однако рассчитана преимущественно на индивидуально-дифференцированный подход при ее реализации. При этом для каждого ребенка определяются исходные параметры его физического развития, двигательн