Особенности занятий физическими упражнениями с детьми разных возрастных групп 8 страница

Так как досуг не предполагает реализацию сложной технологи­ческой цепочки подготовительных и подводящих упражнений, ис­пользуемых при обучении, педагогу достаточно подготовить план, отражающий последовательность двигательных заданий. Однако при сокращенной форме отражения содержания в плане целесообразно фиксировать задачи досуга.


Примерный план физкультурного досуга для детей подготовительной группы

Задачи:

1) закреплять представление детей о передаче эстафеты;

2) воспитывать чувство коллективизма в играх и эстафетах;

3) формировать у детей умения выражать образ через
движения.

Время: 30 минут. Место: физкультурный зал.

Инвентарь: кубики, мячи, кегли, обручи по одному на каждую команду.

Содержание

1. Игра «Найди свое место».

2. Деление группы на команды.

3. Эстафета «Кто быстрее».

4. Эстафета «Перемени предмет».

5. Эстафета «Передай мяч».

6. Игра «Живые загадки».

7. Подведение итогов.

Сценарий физкультурного праздника. Различные программы по физической культуре дошкольников, как правило, предусматрива­ют проведение физкультурных праздников 3—4 раза в год (1 раз it сезон). Подготовка к празднику начинается с разработки сце­нария.

Типичными составными частями праздника являются:

а) торжественное открытие (парад и общее построение всех
участников, приветственное слово к участникам);

б) награждение лучших физкультурников дошкольного учрежде­
ния;

в) массовые показательные выступления детей, чередуемые с
ш вступления ми приглашенных спортсменов, массовыми играми,
конкурсами и развлечениями зрителей;

г) торжественное закрытие (вручение призов и наград отличив­
шимся на празднике, заключительный марш-парад участников).

Сценарий физкультурного праздника оформляется в свободной форме. В нем обычно фиксируются не только двигательные задания, по и сюжетная линия, отражающая тему праздника. При необходи­мости в сценарий заносятся и диалоги ведущих.





Методические основы физической культуры дошкольников

Примерный сценарий физкультурного праздника «Олимпийские игры»

Оформление, «Храм Зевса», факелы на деревьях, столбиках, цветы. Беговая дорожка с надписями «Побеждай, спеши, возвращай­ся». Ваза для олимпийского огня.

Одежда гостей. На голове венки, головные повязки, туники однотонного цвета.

Одежда участников. Туники, лосины, на голове повязка под цвет костюма.

Одежда судей. Мантии пурпурного цвета.

Оборудование. «Колесницы» — 3 шт., цветы, венки, флей­ты — по 3 шт., подарки Зевсу (рисунки, лепка, поделки), «олимпий­ский огонь», чаша для олимпийского огня, факелы (15 шт.), вело­сипеды (3 шт.), палочки-лошадки (3 шт.); «голова Горгоны», зеркала маленькие (6 шт.); кольцебросы, конусы с огнем (3 шт.); «костры», красный шнур.

У входа гостей и участников встречает Зевс.

Зевс. Приветствую вас, дорогие гости. Я бог Зевс. Приходите посмотреть наши Олимпийские игры.

Дети старших групп приглашаются на Олимпийские игры у дверей детского сада.

Клио. Здравствуйте, ребята, меня зовут Клио. Я богиня исто­рии. Я хочу пригласить вас на спортивный праздник, он называется Олимпийские игры.

Играет музыка, зрители проходят на свои места, дети-спортсме­ны строятся на выходе из детского сада.

Клио. Приветствую вас, юные атлеты. Я прибыла к вам через время и пространство из Древней Греции. Бог Зевс узнал, что вы собираетесь проводить Олимпийские игры. Он послал меня пригла­сить вас на родину Олимпийских игр — в Древнюю Грецию и там по состязаться. Согласны? Садитесь на колесницы!

Играет музыка, дети проходят к воротам (лестнице с надписью «ОЛИМП»).

Клио. Юные атлеты, мы подошли к горе Олимп. Всемогущий Зевс принимает гостей.

Зевс (спускается с лестницы, проходит к воротам). Приветст­вую вас, юные атлеты. Приглашаю вас провести Олимпийские игры в Древней Греции. А вы знаете, что в играх не могут участвовать лентяи и драчуны?


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...

Воспитатель. Всемогущий Зевс, среди наших атлетов нет ленивых, драчунов и обманщиков. А тренировались атлеты так, что­бы быть достойными участниками Олимпийских игр.

Зевс. Если вы тренировались хорошо, не были ленивы, иди­те смело в Олимпию {открывает ворота, дети проходят за Зев­сом).

Дети выстраиваются по командам и проходят под звуки флейты на свои места.

Клио. Уважаемые гости и атлеты, вы устали с дальней дороги. Мы приглашаем вас отдохнуть и посмотреть народный греческий танец сиртаки.

Взрослые танцуют танец сиртаки.

Клио. Всемогущий Зевс, по древнему обычаю юные атлеты хотят сделать тебе подарки, а ты пошли им победу.

Зевс в знак одобрения наклоняет голову. Дети подносят к трону подарки (свои рисунки, поделки и т. п.).

Зевс. Благодарю вас, юные атлеты, и желаю успеха в состяза­ниях, а богиня победы Ника будет награждать достойнейших.

Клио. А теперь вы должны дать клятву, что будете честно со­стязаться.

Дети стоя повторяют клятву за Клио.

Дети. Мы, юные атлеты, принимаем участие в Олимпийских играх и подтверждаем, что тренировались как следует. Клянемся, что будем состязаться честно.

Клио. А теперь клятву принесут наши уважаемые судьи.

Судьи (подходят к Зевсу). Клятвенно обещаем, что будем вы­носить свои решения честно и справедливо, клянемся!

Клио. Олимпийские игры начинают с зажжения олимпий­ского огня. Олимпийский огонь должны зажечь самые быстрые бегуны.

Зевс. Сейчас посмотрим, кто же достоин зажечь олимпийский огонь.

Группы детей поочередно пробегают 100 м (бегут до таблички с надписью «Побеждай, спеши, возвращайся»). Забег начинается по сиг­налу флейты.

Подведение итогов забега.

Клио. Зажечь олимпийский огонь приглашаем победителей...

Под музыку победители подходят к Зевсу, берут факел и ставят и чашу.

Дети средней группы исполняют «Танец огня» с факелами.




.-35


Методические основы физической культуры дошкольников Глава 4. Технология построения образовательного процесса...


Клио. Одним из любимых состязаний в Древней Греции были скачки. На старт приглашаются всадники со своими скакунами.

Девочки подвозят велосипеды. Дети строятся в три команды. Пер­вый участник садится на велосипед, едет до конуса с «огней», возвра­щается, у линии финиша соскакивает, держа велосипед за руль, и передает его следующему.

Клио. А сейчас послушаем наших уважаемых судей.

Судьи оглашают результаты соревнования.

Клио. Следующий вид состязаний самый трудный — прыжки. Выступать будут прыгуны, а состязаться они будут в прыжках в длину с гантельками, как спортсмены в Древней Греции. Уважаемые судьи проводят участников к месту прыжков. Не забудьте взять ган-тельки, они помогут далеко прыгнуть. Атлеты должны перепрыгнуть красный шнур.

Судьи проводят итоги в соревнованиях по прыжкам.

Зевс. А сейчас послушайте легенду. В древние времена жил герой Прометей. On взял у богов огонь и подарил людям. За это боги разгневались на него и приковали к скале. Прометея мучил орел, но ему на помощь пришел Геракл. Геракл убил орла, он был отличным стрелком и освободил Прометея.

Клио. В древние времена много охотились и воевали, и поэто­му нужно было не только быстро бегать, но и уметь стрелять из лука и метать копье. Приглашаем копьеметателей. Пусть они покажут свое искусство. Копья у метателей закруглены, они дальше летят и никого не ранят.

Дети проходят в колонне по одному. Копья держат в согнутой руке над плечом, разбегаются и бросают копья в подвешенный вертикально обруч.

Судьи подводят итоги соревнования.

Клио. По легенде, существовало в Древней Греции страшное чудовище — Медуза Горгона, Кто на нее посмотрит, тот окаменеет. Сейчас мы узнаем, кто из вас сможет дойти до Горгоны и не огля­нуться. Когда-то воины подходили к ней, смотрясь в свои щиты, а вы будете смотреться в зеркало.

Дети идут спиной вперед, глядя в зеркало. Проходят одновременно несколько детей.

Судьи. Молодцы, ребята, не страшна им Горгона.

Клио. В древние времена людям приходилось много воевать, защищать свою Родину. Поэтому они должны были быть ловкими, сильными, выносливыми и быстро бегать в полном боевом снаря­жении. А вы тоже ловкие?


Эстафета. Каждый участник бежит в шлеме, прыгает через «кос­тер» (через три горизонтально положенных обруча), берет меч, огиба­ет факел и бегом возвращается.

Клио. А сейчас послушаем уважаемых судей.

Судьи (подводят итоги). Мы благодарим Зевса за то, что он послал победу нашим спортсменам.

Пика (богиня победы) награждает победителей венками.

Зевс. А теперь все участники совершат круг почета. В древ­ние времена в честь победителей устраивался пир, и мы тоже устроим пир.

Играет музыка, дети проходят на места.

Положение о празднике-соревновании. Дети дошкольного возрас-га могут участвовать в праздниках-соревнованиях, проводимых как it дошкольном учреждении, так и между дошкольными учреждения­ми (например, в районе). Однако определение лучшего спортсмена или команды не является ведущей задачей такого мероприятия у дошкольников, поэтому в соревнования включают много элементов, характерных для физкультурного праздника. Обязательным доку­ментом такого мероприятия является положение о празднике-сорев­новании:

В нем раскрываются:

1) вид спорта;

2) характер праздника-соревнования (личные, командные сорев­
нования);

3) цель и задачи;

4) состав участников;

5) сроки проведения;

6) место проведения;

7) руководство праздником-соревнованием;

8) программа праздника-соревнования;

9) порядок и условия зачета;

10) условия и порядок награждения;

11) порядок подачи и рассмотрения протестов;

12) особые условия.

Примерное положение о районных соревнованиях «Веселые стар­ты» «Веселые старты» — праздник-соревнование для детей подго-iмнительных групп дошкольных учреждений. Состязания состоят из упражнений, включенных в типовую программу воспитания и обу­чения в детском саду. В соревнованиях участвуют дети, допущенные Ирачом дошкольного учреждения.



5 36



Методические основы физической культуры до шко льников

занятиям фи-

Соревнования носят командный характер. Цель: формирование у дошкольников интереса зической культурой. Задачи:

1. Пропагандировать здоровый образ жизни.

2. Определить уровень физической подготовленности дошколь­
ников.

3. Подвести итоги физкультурно-оздоровительной работы в до­
школьных учреждений района.

Участники: команда состоит из 10 человек (5 мальчиков и 5 де­вочек), воспитанников подготовительных групп дошкольного учреж­дения.

Сроки проведения: 10.00—11.30. 14 марта 2000 года.

Место проведения: спортивный зал школы №746 Выборгского района.

Руководство соревнованием.

Главный судья:

Свиридов O.K., руководитель физического воспитания ДОУ

№75.

Судьи: Антонова И. Л., руководитель физического воспитания

ДОУ №7;

Городец Т. Р., заведующая ДОУ №16;

Ильин Н.А., учитель физической культуры школы №746.

Программа соревнований:

1. Эстафета «Перемени предмет» (4 мальчика, 4 девочки).

2. Игра «Силачи» (3 мальчика).

Выступление воспитанников ДЮСШ по художественной гим­настике.

3. Игра «Самый ловкий» (3 девочки).

4. Игра «\4етко в цель» (2 мальчика, 2 девочки).
Выступление воспитанников ДЮСШ по спортивной гимнастике.

5. Комбинированная эстафета (4 мальчика, 4 девочки).
Порядок и условия зачета: победитель определяется по сумме

мест, завоеванных в каждом виде соревнований.

Условия и порядок награждения: награждение производится по окончании соревнований. Команды награждаются грамотами, участ­ники — памятными призами.

Порядок подачи и рассмотрения протестов: протесты подаются в письменном виде на имя главного судьи соревнований в течение соревнований и 30 минут после их окончания.


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...

Порядок и сроки предоставления заявок: заявки предоставляются главному судье соревнований О. К. Свиридовой в ДОУ №75 до I марта 2000 г. по форме:

Фамилия, имя Год рождения Виза врача
       

Особые условия: в случае эпидемии гриппа соревнования будут перенесены. О сроках проведения будет сообщено дополнительно.

Планирование совместной деятельности работников дошкольного учреждения

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в до­школьном учреждении во многом определяется взаимодействием специалиста по физической культуре с медицинским персоналом, музыкальным руководителем и воспитателями. Планирование со­вместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляется в виде планов: консульта­ций для воспитателей, выступлений на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.

Консультации для воспитателей. Большую часть времени в до­школьном учреждении ребенок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации двигательного режима, зависит сохранение и укрепле­ние здоровья ребенка (табл. 28).

Таблица 28

Примерный план консультаций для воспитателей
Срок Тема консультации Воспитатели групп
ентябрь Гигиеническое значение спортивной формы всех
|)ктябрь Организация самостоятельной двигательной деятельности младших дошкольников младшей, средней
1 [оябрь Утренняя гигиеническая гимнастика всех
Декабрь Особенности проведения бодрящей гимнастики всех
Январь Двигательная активность детей в каникуляр­ное время старших, подготовит.
Февраль Индивидуальная потребность ребенка в движе­нии (гиперактивные дети) всех


Методические основы физической культуры дошкольников

    Окончание табл. 2!:
Срок Тема консультации Воспитатели групп
Март Двигательные предпочтения мальчиков и девочек всех
Апрель Физическая готовность детей к школе подготовит.

Специалист по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического совершенствова­ния детей.

Основными из них являются:

• подбор упражнений для утренней гигиенической гимнастики,
для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организа­
ции игр между занятиям и на прогулке;

• оборудование физкультурного уголка;

• организация самостоятельной двигательной деятельности детей
в группе и на прогулке;

• оформление рекомендаций для родителей по организации дви­
гательной деятельности детей в семье.

Педагогические советы. К педагогическим советам, где обсужда­ются вопросы здоровья воспитанников дошкольного учреждения, специалист по физической культуре готовит или свое выступление, или материалы для выступления своих коллег (врача, методиста до­школьного учреждения и т. п.). Темы выступлений согласовываются с общими темами педагогических советов в начале года. Целесооб­разно выбирать конкретные темы, актуальные и интересные для обсуждения всех участников педагогических советов (табл. 29).

Таблица 29 Примерная тематика выступлений на педагогических советах

Срок Тема педсовета Тема выступления
Сентябрь Индивидуальный образователь­ный маршрут ребенка Уровень физического состояния детей (результаты диагностики)
Январь Охрана жизни и здоровья детей Организация двигательного режи­ма детей в группе (анализ физ­культурно-оздоровительных меро­приятий в режиме дня)
Май Итоги оздоровительной работы Эффективность физкультурно-оз­доровительной работы (итоговые данные)

Глава 4. Технология построения образовательного процесса...

Медико-яедагогические совещания. В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинских работников (табл. 30).

Таблица 30 Примерная тематика медико-педагогических совещаний

Срок Тема совещания Материалы
Сентябрь Исходное физическое состояние детей, определение индивидуаль­ных оздоровительных маршрутов. Дети подготовительной и специаль­ной медицинской группы Протоколы тестирования, меди­цинские карты, диагностические карты
Октябрь Профилактика нарушений осанки и плоскостопия Комплексы специальных упражне­ний
Ноябрь Оптимизация физической нагруз­ки на физкультурных занятиях Протоколы хронометрирования, пульсовые кривые
Декабрь Гигиеническое обеспечение заня­тий физическими упражнениями Акты проверки мест занятий физи­ческими упражнениями (зал, груп­пы, площадка)
Январь Эффективность физкультурно-оздоровительной работы Протоколы выборочного тестирова­ния
Фе враль Подбор упражнений с целью физи­ческого совершенствования до­школьников Анализы обязательных и дополни­тельных физкультурных занятий
Март Формирование знаний детей о культуре здоровья Анализ раздела «теоретические сведения» программы по физиче­ской культуре
Апрель Закаливание в процессе занятий физическими упражнениями Анализ различных методик закаливания
Май 4тоги оздоровительной работы Протоколы тестирования, диагностические карты

Основными проблемами, требующими совместной деятельности i-исциалиста по физической культуре и медицинских работников, ннляются:




54!


Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...



физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреж­
дение;

• соответствие содержания занятий физическими упражнениями
физическому состоянию детей;

• оптимизация двигательного режима детей в дошкольном учреж­
дении;

• предупреждение негативных влияний интенсивной образова­
тельной деятельности;

• организация деятельности в системе двигательной реабилита­
ции;

• профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, сер­
дечно-сосудистой и дыхательной систем;

• формирование у детей начальных представлений о здоровом об­
разе жизни.

4.1.4. Планирование работы с родителями

Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и дошкольным учреждением, в ходе которого корректи­руется воспитательная позиция родителей и педагога. Однако ро­дители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми с целью обеспечения ребенку нормального развития.

Большинство родителей готово активно участвовать в физиче­ском совершенствовании своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых знаний и умений. Именно поэтому планирова­ние работы с родителями является важным разделом деятельности специалиста по физической культуре. Правильно организованная работа с семьей будет способствовать повышению физкультурной грамотности родителей.

Родительские собрания. Значительный объем сведений о физ­культурно-оздоровительной работе, проводимой в дошкольном уч­реждении, ее результатах и путях улучшения родители получают на родительских собраниях. При планировании тематики выступ­лений специалист по физической культуре должен определить оп­тимальное соотношение сведений общего характера (особенности физического развития детей, двигательные предпочтения и т. п.) И конкретных сведений о результатах двигательной деятельности де­тей (табл. 31).


Таблица 31 Примерная тематика выступлений на родительских собраниях

Срок Группа Общие вопросы Частные вопросы
Сентябрь Все Особенности физиче­ского развития детей в младшем (среднем, старшем) дошкольном возрасте Результаты диагностики физического состояния детей
Январь Младшая, средняя Организация двигатель­ной активности ребенка дома Совместные занятия фи­зическими упражнения­ми детей и родителей
Январь Старшая, подготов. Мир движений мальчи­ков и девочек Двигательные предпо­чтения детей
Май Младшая, средняя, старшая Организация двигатель­ной активности ребенка летом Анализ изменения фи­зического состояния детей за год
Май Подготов. Выбор спортивной секции Физическая готовность детей к школе

Консультации для родителей. Консультации для родителей — важный раздел работы специалиста по физической культуре. На родительских собраниях не всегда предоставляется возможность рас­сказать обо всех детях. Более того, в ряде случаев информация о ребенке должна обсуждаться только с его родителями. Этой цели служат индивидуальные консультации. В своем графике работы спе­циалист по физической культуре должен выделить время, когда он сможет беседовать с родителями. Информация о консультациях должна в том или ином виде быть доведена до сведения родителей. Помимо консультаций для всех желающих, специалист по физиче­ской культуре может специально приглашать на беседу некоторых родителей. Чаще всего на такие консультации приглашаются роди-юли тех детей, которые по той или иной причине вызывают беспо­койство у педагога (неадекватная реакция на физическую нагрузку, низкий уровень физической подготовленности, постоянное отсутст-ние формы и т. п.). И наоборот, причиной приглашения родителей на консультацию может быть значительный прогресс ребенка на физкультурных занятиях или его явная двигательная одаренность.

Факт проведенной консультации фиксируется, чтобы на итого-1ЮМ педагогическом совете проанализировать эффективность прове­ренной работы (табл. 32).



Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...



Таблица 32

Примерный образец отчета о консультациях для родителей


Региональная программа по физической культуре дошкольников



Дата Ф. И. ребенка Родитель Тема Консультации Результат
2.07. Семенов Миша Папа Рекомендованы занятия спортивной гимнастикой Ребенок принят в группу начальной подготовки ДЮСШ по спортивной гимнастике
16.07. Попова Маша Мама Даны разъяснения о возможности травм при занятиях ребенка в чешках Ребенок занимается в соответствующей требованиям спортивной обуви

4.2. Разработка программы по физической культуре дошкольников

Как показали многочисленные исследования, при разработке программы по физической культуре дошкольников авторы должны учитывать следующие позиции:

1) состояние здоровья детей;

2) климатические и экологические особенности региона;

3) профессиональную компетентность педагогических кадров,
организующих двигательную деятельность детей, в области физиче­
ской культуры;

4) материально-техническую базу дошкольных учреждений.

Следует помнить, что разрабатываемая программа должна обес­печивать права и возможности реализовывать интересы всех участ­ников педагогического процесса — как взрослых, так и детей.

Программа по физической культуре дошкольников, как и любая программа по физической культуре, должна состоять из двух ком­понентов: теоретического и практического (рис. 21).

Теоретический компонент программы направлены на решение задач интеллектуального развития детей, развития у них любозна­тельности, как основы познавательной активности, приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Содержание теоретического компонента разрабатывается, как правило, с учетом культурных тра диций региона.

Формирование физической культуры личности ребенка в пер вую очередь происходит посредством двигательной деятельности.



Практический компонент

Теоретический компонент


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: