(по Бабанскому Ю.К.)
- Идейно-нравственная воспитанность, общественно-политическая и трудовая активность школьника.
- Отношение к учению, познавательная активность.
- Ведущие интересы и склонности.
- Интеллектуальное развитие (умение выделять главное, существенное в изучаемом, самостоятельность мышления).
- Навыки учебного труда, умение учиться (планирование учебной работы в школе, умение самостоятельно пополнять свои знания, самоконтроль в учении, темп работы).
- Развитие волевых качеств.
- Эстетическое развитие, культурный кругозор.
- Физическое развитие, состояние здоровья.
- Поведение, сознательность дисциплины.
- Воспитательные влияния семьи, сверстников по месту жительства.
- По каким предметам надо наладить успеваемость.
- Какие стороны воспитанности нуждаются в особом улучшении.
- Доминирующие причины слабой успеваемости или недостаточной воспитанности.
На основе приведенной программы изучения отдельных школьников формируется программа оценки возможностей класса (на трех уровнях - высоком, среднем, низком):
- Типичный уровень общественно-политической и трудовой активности класса.
- Уровень положительного отношения к учению.
- Типичный уровень познавательной активности.
- Доминирующий уровень учебной подготовленности класса.
- Типичный уровень учебной работоспособности класса.
- Уровень учебной дисциплинированности класса.
- Типичный уровень культурного кругозора учащихся класса (начитанности и т.п.).
- Типичный темп работы класса.
- Уровень сформированности ученического коллектива (единство целей, наличие общественного мнения, взаимопомощь).
Изучение отдельных школьников и класса в целом осуществляется путем систематических наблюдений, анализа письменных работ, специальных бесед с учащимися и родителями.